Бесплодные маневры

Политика
18 Октябрь 2022
09:36
646
Бесплодные маневры

Франко-армянскому союзу не удастся реанимировать почившую МГ ОБСЕ

По итогам пражской встречи Президента Азербайджана Ильхама Алиева с Президентом Совета ЕС Шарлем Мишелем, премьер-министром Армении Николом Пашиняном и Президентом Франции Эмманюэлем Макроном Баку и Иреван подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-

Атинской декларации 1991 года, в соответствии с которыми обе страны «признают территориальную целостность и суверенитет друг друга».  

Казалось бы, лед тронулся и выработана основа для работы комиссий по делимитации границы. Однако армяне не были бы армянами, если бы вместе с своими союзниками - французами не добавили большую ложку дегтя в бочку меда.  

Макрон в недавнем интервью журналистам выступил с обвинениями в адрес Азербайджана в «агрессии» против Армении, чем в очередной раз поставил под сомнение мирный переговорный процесс. В свою очередь бесконечные задержки в переговорном процессе, а также нежелание армянской стороны выполнять взятые на себя обязательства по выводу своих вооруженных сил из зоны ответственности российских миротворцев в Карабахе и открытию Зангезурского коридора вынудили главу Азербайджанского государства вновь напомнить официальному Иревану, что терпение Баку не безгранично и могут быть предприняты адекватные меры.  

Свою точку зрения на происходящее в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» изложила доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджана Елена Касумова.  

 

- По итогам четырехсторонней встречи в Праге Азербайджан и Армения подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года. Означает ли этот факт признание официальным Иреваном территориальной целостности Азербайджана?

- Давайте начнем с известного постулата о том, что во внешнеполитических акциях важны не только содержание, но и контекст, в рамках которого они реализуются.  

Пражский саммит, по сути, материализовал на реальной политической площадке идею Президента Франции Эмманюэля Макрона о создании новой европейской структуры - Европейского политического сообщества (ЕПС), объединяющего Евросоюз и страны континента, не входящие в ЕС, но придерживающиеся принципов демократии. Приглашение Президента Азербайджана Ильхама Алиева и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по факту полностью нивелировало отсутствие этих лидеров на саммите демократии, проводимом около года назад Президентом США Джо Байденом. Цель формата ЕПС, как заявили организаторы саммита, «позволить европейским демократическим нациям найти новое место для политического сотрудничества».  

На мой взгляд, Азербайджан получил серьезную имиджевую сатисфакцию, подтверждающую его демократическое развитие. Более того, участие нашей страны в пражском саммите как европейского демократического государства разоблачало лживые заявления премьер-министра Армении о том, что Баку представляет угрозу для эффективно развивающейся демократии в Армении. Клевета в адрес Азербайджана, прозвучавшая на прошедшей после сентябрьских боев 77-й Генеральной Ассамблее ООН, была опровергнута самим фактом участия нашей страны в Пражском саммите.  

Имиджевые сатисфакции Азербайджана, достигнутые на Пражском саммите, напрямую коррелируют с его стратегическим успехом. В заявлении принимающей саммит страны был сделан акцент на важности «диалога с европейскими странами, которые не входят в ЕС, но стратегически важны для него. Тем, кто отсутствовал в Праге, будет нелегко догнать остальных».  

Показательно, что свое видение партнерства ЕПС начало с армяно-турецкого и армяно-азербайджанского урегулирования. Столь оптимистичный контекст соответствовал и содержательности четырехсторонней встречи, на которой Азербайджан и Армения подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года. Напомню, что Алма-Атинская декларация провозгласила создание СНГ и подтвердила признание соседними государствами существующих на момент подписания границ, так как их делимитация была осуществлена на основе международного права.  

Подтверждение на четырехсторонней встрече в Праге позиций Азербайджана и Армении по взаимному признанию территориальной целостности и суверенитета друг друга, безусловно, знаменательно, так как Иреван на официальном уровне впервые подтвердил отказ от территориальных претензий к Баку. С нашей стороны признание территориальной целостности Армении не было просто дипломатическим жестом поддержки идей Пражского саммита. Это сильный акт продуманной реальной политики, так как именно на основе Устава ООН Азербайджан еще в марте этого года предложил базовые принципы мирного договора с Арменией.  

- На Пражской встрече Армения согласилась на деятельность гражданской миссии Евросоюза на своей территории, в то время как Азербайджан отказал данной миссии в доступе на свою территорию, заявив, что будет сотрудничать с миссией в соответствии со своими национальными интересами…

- Азербайджан согласился сотрудничать с миссией ЕС в той мере, в какой это будет касаться ее мандата, который пока не представлен. По договоренности в Праге миссия будет укреплять доверие и посредством своих отчетов вносить вклад в работу пограничных комиссий - и не более. Но какими мерами предполагается укреплять доверие, пока тоже не ясно. Идея гражданской миссии Евросоюза не проработана, как будет функционировать в течение двух месяцев механизм контроля пограничной безопасности, вызывает множество вопросов. Предполагаемые 400 наблюдателей, которые будут направлены на границу Армении и Азербайджана, будут взяты из состава миссии ЕС (EUMM Georgia) в Грузии. Работая уже более 13 лет в Грузии, миссия ЕС не сообщала о каких-то значимых успехах. Как достижение миссия расценивает поддержание рабочих контактов с силами государственной безопасности Российской Федерации в Абхазии и Южной Осетии. Если экстраполировать данный «успех» на кейс мирного договора, то он не только не впечатляет, а, напротив, убеждает в правильности позиций политического руководства нашей страны.  

Азербайджан действует в параметрах своих национальных интересов, и европейские наблюдатели на территории, где есть важные с точки зрения национальной безопасности объекты, неуместны. Желание Грузии принять миссию ЕС объяснялось не только угрозой возобновления боевых действий на ее территории. Официальный Тбилиси рассматривает миссию ЕС как неотъемлемый элемент обеспечения безопасности и стабильности в районах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии. Баку же абсолютно не нужно, чтобы Иреван был осведомлен о процессах, в том числе военно-оборонительного характера, происходящих на территории Азербайджана.  

Грузия достаточно часто декларирует вступление в НАТО как важную цель национального развития, и поэтому присутствие миссии ЕС рассматривается как ответственный шаг к реализации мечты. Армения официально не заявляет пока о такой цели, но известный закон «два пишем, три в уме», несомненно, работает. Если в современном армянском обществе есть хоть какой-то консенсус, то он объясняется общим желанием курса на Запад и выхода из ОДКБ, который Иреван связывает с получением мощной военной помощи. Членство Армении в военном блоке со странами, более дружественными с Азербайджаном, чем с ней, Иреван считает нецелесообразным. На такой, в общем-то логичный довод хочется ответить: «учитесь, как надо обретать друзей».    

- Возлагая надежды на военную помощь Запада, Пашинян на недавнем саммите в Астане разразился филиппикой о невозможности предоставления СНГ статуса наблюдателя в ОДКБ...

- В основном это главный фактор. Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в ходе визита в Иреван подогрела желание покинуть ОДКБ, сообщив, что Вашингтон продолжит помогать Армении. Однако решение принимает Иреван, но если оно будет принято, то США готовы помочь демократической Армении, которая стоит в одном ряду со сражающейся Украиной. В ближайшее время семь американских конгрессменов посетят Иреван, причем один из этой семерки входит в группу поддержки Армении в Конгрессе.  

Но есть еще и весьма традиционный ментальный фактор, широко обсуждаемый в армянских СМИ и сетях. Суммируя мнения, данный фактор звучит так: «Основные (то есть Армения себя к таковым не относит - что хорошо! - Е.К.) игроки встречаются, обсуждают региональные проблемы, договариваются о переделе зон влияния, а от Иревана требуют выполнения принятых решений». В этой ситуации мы должны углубить отношения с Западом. Получается, что геополитическая и геоэкономическая значимость Азербайджана, кратно возросшая в результате Победы во второй Карабахской войне, затмевает у армянской стороны рациональный анализ сложившейся ситуации.  

- По итогам пражской встречи в интервью отечественным СМИ Президент Ильхам Алиев заявил, что мирный договор с Арменией может быть подписан до конца этого года. Насколько это вероятно?

- Глава государства сразу же предупредил о сложностях процесса делимитации и обозначил также субъективное условие эффективности этого процесса: «Если у армянской стороны будет воля».  

Теоретически с момента взаимного признания суверенитетов и территориальной целостности победившей и проигравшей сторон должен был бы ускориться процесс делимитации и последующей за ним демаркации государственной границы. Но это теоретический постулат, который, по сути, сразу стал перечеркиваться неадекватной здравому смыслу политической позицией властей Армении и европейских посредников, всеми силами пытающихся реанимировать почившую Минскую группу ОБСЕ. Эликсиром жизни окропить Минскую группу при всех титанических усилиях ЕС и Армении не удастся, так как Победа Азербайджана начисто смела сам предмет ее деятельности.  

Иреван уже активно ведет пропаганду идеи о том, что в переговорном процессе должен быть поднят закрепленный ОБСЕ в 2017 году принцип отрицания демаркации и делимитации как основания для признания территориальной целостности государств-членов. Как прецедентная норма международного права территориальная целостность, по причудливой фантастике армянского истеблишмента, закрепляется решениями Международного суда ООН.

Последующие после Праги действия и Пашиняна, и Макрона не внушают оптимизма в вопросе планируемой подготовки мирного договора к концу этого года.  

Ответом на конструктивную политику Президента Ильхама Алиева, особо выделяю - Президента победившей страны, имеющего моральное право требовать выполнения всех условий трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, стало извращенное маневрирование франко-армянского пошиба. Естественно, что Президент Ильхам Алиев, поставив под сомнение посреднические усилия Макрона, прямо заявил, что терпение Азербайджана не безгранично, и если два важных пункта трехстороннего Заявления не будут выполнены, у Азербайджана не останется никакого другого выбора, как действовать адекватно. Наш Президент всегда выполняет свои обещания.

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»  

Экономика
Новости