Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

ОТВЕТ, не нуждающийся ни в переводе, ни в трактовках

Политика
06 Май 2023
04:46
916
ОТВЕТ, не нуждающийся ни в переводе, ни в трактовках

Все международное сообщество придерживается формулы «Карабах - это Азербайджан!»

Внешняя политика Азербайджана просто не может быть несбалансированной, так как страна расположена в крайне неустойчивом регионе, перманентно раскачиваемом сразу несколькими противоречивыми центрами геостратегии. 

Многие задаются вопросом: как получается, что Брюссель дружит с Баку более тесно, чем даже с некоторыми членами Евросоюза, к которым относится, как к вынужденному придатку? Удивление множится, когда смотришь на карту, - Страна огней расположена за тысячи километров от запада континента, но, несмотря на отсутствие общей границы, языка и этнических корней, за счет прагматизма и ненадоедливости она имеет весьма хорошие отношения со всеми странами, входящими в крупнейшее межгосударственное образование мира, а они, в свою очередь, всегда поддерживают территориальную целостность Азербайджана. 
Во время диалога с Президентом Ильхамом Алиевым в рамках 4-й Международной конференции на тему «Формирование геополитики Большой Евразии: от прошлого к настоящему и будущему», посвященной 100-летию со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева, американский эксперт Владимир Сокор из Джеймстаунского фонда особое внимание обратил на союзнические отношения Азербайджана с Турцией. 

Его вопрос заключался в том, как возможно, чтобы независимое государство, не входящее ни в один военно-политический блок, теснее всего сблизилось с одной из самых ведущих стран НАТО. 
Готовый к любым каверзным поворотам событий Президент 
Ильхам не только не удивился, но, напротив, предвосхитил реакцию собеседника.
«Подписание Шушинской декларации - историческое событие, хотя де-факто отношения между Азербайджаном и Турцией на протяжении всего периода независимости были союзническими и даже братскими, - мы всегда и во всем вместе, независимо от того, кто в какой блок входит. Наши отношения являются важным фактором регионального развития, и, став военным союзником Турции, мы косвенно стали в определенной степени и военным союзником НАТО, сломав ошибочный стереотип «кто не с нами, тот против нас», предполагающий, что страны постсоветского пространства не могут идти по пути евроатлантической интеграции и сотрудничать с Североатлантическим блоком и Евросоюзом», - сказал глава государства. 
По удивленным лицам и многочисленным вопросам экспертов было видно, что они выросли в обстановке выбора между «своими» и «чужими», традиционно деля мир на друзей и врагов по идеологическому и конфессиональному признакам. Но они увидели перед собой невозмутимого мудрого лидера с абсолютной убежденностью в том, что мир нужно не разъединять, а при любой возможности объединять. Скорее всего, эта положительная черта исходит из географического расположения - ведь Азербайджан по определению является мостом между Европой и Азией, а успешное председательство в Движении неприсоединения и вовсе призывает не делать различий между, например, Ямайкой, Филиппинами и Мадагаскаром, расположенными в совершенно разных концах света. 
Тут следует учесть другой момент - глава государства вырос в исключительно дружной семье общенационального лидера Гейдара Алиева и академика Зарифы ханым Алиевой, изначально пропитанной духом гуманизма и интернационализма, и получил высшее образование в МГИМО - абсолютно толерантной дипломатической академии советских времен. По этой причине для него объединение интересов, сопричастность к проблемам соседей, в том числе государств региона, является естественным компонентом поведения, а не элементом этикета вежливости. 
Всеобъемлющий и фундаментальный союз с Турцией для нас естественен, и с ним все понятно на многие десятилетия вперед, потому на нем мы не будем останавливаться. Что касается Евросоюза, Президент Ильхам Алиев специально для непосвященных в тематику экспертов «написал» цельную картину отношений официального Баку с Брюсселем, которые по ряду параметров превзошли ожидания международного сообщества. 
«В отличие от некоторых членов программы «Восточное партнерство», мы даже не подписали соглашение об ассоциации с ЕС потому, что не хотим слепо следовать перечню инструкций. Мы пошли другим путем, подписав двусторонние соглашения о стратегическом партнерстве с девятью членами Евросоюза, что имеет гораздо большую ценность, чем соглашение об ассоциации», - доступно и четко объяснил свою позицию глава государства, раскрыв другим странам постсоветского пространства «дорожную карту» прагматических отношений. 
Некоторые «эксперты», не обладающие полным набором информации и инструментов, считают, что страны, не идущие в фарватере интересов Старого Света, в будущем отстанут от достижений цивилизации. Но это вовсе не так - официальный Баку руководствуется, прежде всего, Конституцией Азербайджана, в которой в качестве заявленных фундаментальных целей на первом месте стоят государственная независимость, суверенитет и территориальная целостность. Основной закон руководствуется и иными принципами - гарантией демократии, утверждением гражданского общества, развитием правового светского государства, обеспечивающего верховенство законов, достойным уровнем жизни всего населения, в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком, приверженностью общечеловеческим ценностям, жизнью в условиях дружбы, мира и безопасности с другими народами… И если присмотреться внимательно к основным требованиям, команда Президента делает все, чтобы заявленные цели были достигнуты в полном объеме и на всех направлениях как во внутренней, так и во внешней политике. 
Причем заметьте - отношения с Евросоюзом, как с одним из самых авторитетных глобальных центров мягкой силы (особенно когда он не подпадает под влияние политики Франции), при разработке стратегического курса развития Страны огней были определены лично общенациональным лидером Гейдаром Алиевым в качестве одного из приоритетных направлений. Именно он в 1999 году подписывал соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Брюсселем, действующее до сих пор, при ряде дополнений и уточнений являясь правовой основой отношений между сторонами. Но для патриарха геополитики важнее всего на свете являлась государственная независимость (если бы в 2013 году официальный Баку подписал соглашение об ассоциативном партнерстве с Евросоюзом, Международная конференция о безопасности в Евразии проходила бы не в Шуше, а про освобождение оккупированных территорий мы бы все еще говорили в сослагательном наклонении, да и в национальном календаре не было бы такой памятной даты, как 8 ноября, - День Победы, изменивший ход истории всего региона). Именно по этой причине глава государства со свойственной ему дальновидностью не принял модель ассоциативного членства, вместо него предложив новое всеобъемлющее соглашение о взаимовыгодном стратегическом партнерстве. 
На Рижском саммите в 2015 году руководство Азербайджана выразило свою позицию по данному вопросу при всех - прямо, конкретно и без обиняков. Правда, чиновники в Брюсселе долгое время находились в состоянии растерянности и неопределенности, думая, что страны 
постсоветского пространства должны молиться на их «милость», но спустя два года восприняли нашу позицию с пониманием, после чего начались переговоры по предложенной Азербайджаном модели сотрудничества. И уже в 2018 году был парафирован документ под названием «Приоритеты партнерства», а это значит, что Президент Ильхам Алиев смог-таки донести до друзей из коллективного Запада свою важнейшую идею о том, что мы не прочь быть стратегическим партнером, но при сохранении своей геополитической, экономической и энергетической независимости в рамках долгосрочной безопасности. На этой основе ЕС и принял новый по сути документ, отражающий территориальную целостность, суверенитет и неприкосновенность государственных границ Азербайджана. 
В практике официального Брюсселя это был настоящий нонсенс, особенно на фоне событий 2004 года, когда межгосударственная структура приняла в свои ряды сразу 10 государств, а остальные европейские страны покорно стояли в очереди для того, чтобы хоть когда-нибудь попасть туда. Мало кто знает, что такое «Восточное партнерство», - это рамки соглашений, навязанных еврокомиссарами, за которые члены программы не могут выйти, что делает их непосредственным объектом, в лучшем же случае, инструментом внешней политики коллективного Запада. Не будем конкретизировать, но пять стран постсоветского пространства - участниц упомянутой программы так или иначе стали жертвами передачи суверенитета в руки «чужого дяди». 
То же самое произошло и в случае с НАТО, о чем любезно поделился с экспертами глава государства: «Некоторые страны «Восточного партнерства» объявили вхождение в блок своей целью, заявив об этом более 15 лет назад. Я лично присутствовал на Бухарестском саммите НАТО, когда ряд ведущих европейских стран обещали Украине и Грузии, что те обязательно станут членами блока, но до сих пор не ответили на вопрос о сроках. Зато мы подписали двустороннее соглашение с Турцией, а это вторая страна Альянса по потенциалу армии. То есть мы всегда делаем выбор в пользу практических шагов, а не деклараций, которые не дают ощутимых результатов. Что касается отношений между Азербайджаном и Турцией в будущем, я абсолютно уверен, что наши страны не только сохранят существующий формат союзнических отношений, но и укрепят его, потому что в нынешних новых геополитических реалиях они стали важным фактором региональной стабильности и безопасности буквально во всех областях». 
Честность, верность данному слову, прагматизм и практичность в имплементации - вот основные черты, присущие Президенту Ильхаму Алиеву и его проверенной команде, что показал ответ главы государства на вопрос еще одного американского эксперта - Майкла Рейнолдса из Принстонского университета. Ожидания заокеанского гостя связаны с мирным договором между Арменией и Азербайджаном, тем более что они пришлись кстати, - в день конференции главы МИД двух стран вели оживленные дискуссии в столице США и ее пригороде. 
На витиеватый вопрос иностранного ученого Президент Ильхам Алиев ответил, как всегда, так, чтобы было понятно всем: «Я неоднократно говорил, что если Армения не желает мира, это не будет хорошо ни для кого, в том числе в масштабах обширного региона. Но мы надеемся, что они проявят благоразумие и не прибегнут к той же тактике, которую использовали во времена оккупации, когда бывшая Минская группа замораживала процесс вместо того, чтобы поощрять субстантивные переговоры, за 28 лет не сделав ни одного плодотворного шага. И основной причиной, по которой мирное урегулирование конфликта так и не было достигнуто, был отказ Армении, в надежде на то, чтобы узаконить оккупацию, потому что ее руководство рассчитывало на поддержку своих международных спонсоров. Время показало, что наш оппонент просчитался, отрезав свой народ от регионального развития и потеряв шанс стать действительно независимой страной, без хозяев извне». 
Таким и должен быть ОТВЕТ, не нуждающийся ни в переводе, ни в трактовках. До официального Иревана было четко доведено, что все международное сообщество придерживается формулы «Карабах - это Азербайджан!», которая не приемлет спекулятивных заявлений о «блокадах» и «угрозах этнической чистки». 
Если противник намеренно подрывает не только очевидные дороги, но даже еле видимые тропинки к миру, он получит адекватный ответ. Упрощая решение не самого сложного геополитического уравнения, скажем так: или правительство Армении, независимо от персон, выводит свой народ на путь созидательного взаимовыгодного регионального сотрудничества, или же получает прямую путевку в тупик, со временем оказавшись на обочине цивилизации, сократив до минимума возможности государственного и национального развития. Более того, в таком случае этой стране ни за что не удастся уклониться от ответственности в правовой плоскости за совершенные в период конфликта многочисленные военные преступления против Азербайджана, акты массовой расправы и геноцида, террористическую деятельность и вандализм. 
Официальный Баку, имея на руках сотни тысяч документальных доказательств, имеет право и возможности через международные суды привлечь реваншистов к выплате многомиллиардной непосильной для Иревана компенсации за причиненный нашей стране тяжелый социально-экономический и моральный ущерб. Что последует за этим, догадаться несложно… 

Экономика
Новости