Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Цифры не заменят признания

Политика
23 Май 2023
10:00
1333
Цифры не заменят признания

Армения пытается подменить переговоры спекуляциями 

Текущий месяц оказался на удивление плодотворным с точки зрения активизации различных переговорных площадок, заточенных под одну цель - налаживание мирных отношений между Азербайджаном и Арменией. 

Так, 1-4 мая в Арлингтоне (штат Вирджиния) прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении Джейхуном Байрамовым и Араратом Мирзояном при посредничестве США. Министры и их команды достигли взаимопонимания по некоторым статьям проекта двустороннего Соглашения о мире и об установлении межгосударственных отношений, признав при этом, что позиции по некоторым ключевым вопросам расходятся. 
Следом, 14 мая в Брюсселе состоялась пятая по счету встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, организованная президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем. Важность этой встречи в «брюссельском формате» заключается в том, что она стала первой после 9-месячного перерыва из-за различных попыток вмешательства и навязывания условий. В ходе встречи состоялся подробный обмен мнениями с целью достижения конкретных результатов по направлениям согласования проекта двустороннего мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, делимитации границ и восстановления коммуникаций.

Наконец, 19 мая в Москве в ходе очередного раунда переговоров между главами МИД Азербайджана - Джейхуном Байрамовым и Армении - Араратом Мирзояном, стороны продолжили работу над проектом соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений». 
Но на этом встречи в этом месяце не заканчиваются. На текущей неделе ожидается встреча трехсторонней группы под руководством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении по вопросам разблокирования транспортных коммуникаций. А позже, 1 июня, в Молдове ожидается встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна на полях предстоящего саммита Европейского политического сообщества в Кишиневе. Правда, Баку пока согласие на эту встречу не давал.
Своим видением итогов состоявшихся в мае раундов переговоров и ожиданиями от предстоящих в ближайшее время встреч в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился известный отечественный эксперт Тофик Зульфугаров. 

- В этом месяце наблюдалась резкая активизация переговорного процесса по налаживанию отношений между Азербайджаном и Арменией. Прошли встречи в Вашингтоне, Брюсселе и Москве. С чем, на ваш взгляд, связана данная активизация?
- На первый взгляд, это действительно выглядит как резкая активизация, особенно если смотреть на даты прошедших встреч. Но это просто совпадение, связанное больше с периодами политической и дипломатической активности. К примеру, зимой, после Рождества, политико-дипломатическая активность некоторое время не наблюдается, и летом тоже. Обычно политико-дипломатическая активность наблюдается весной и осенью, однако в зависимости от складывающейся ситуации, она приходится и на другие периоды. 
Что касается субстантивных вопросов, то активизацию некоторых из перечисленных вами переговорных площадок можно объяснить их конкуренцией, в то время как другие считают, что смогут очень быстро достичь какого-то результата. Однако реального результата не удалось достичь до сих пор по той простой причине, что сторонам не удается согласовать текст рамочного мирного соглашения. Оно будет рамочным, потому что носит декларативный характер и представляет собой перечисление тех или иных принципов, а также вкратце возможность их имплементации. 
Как мы видим, в Вашингтоне прошло обсуждение текста рамочного соглашения, но армянская сторона осталась на своей старой позиции и отказывается напрямую признавать территориальную целостность Азербайджана без каких-либо оговорок и исключений. Претензии официального Иревана заключаются в том, что армяне хотят признать территориальную целостность Азербайджана без Карабахского региона, сохранив его в качестве проблемы, которую Баку предлагается решать в ходе переговоров при международном посредничестве. Азербайджан, как известно, выступает против этой позиции.  
Иной позиции придерживаются США. Судя по заявлению госсекретаря Блинкена, американский посредник считает, что вопросы этнических меньшинств соответствующие государства должны решать сами. В связи с этим у Армении имеются иллюзии в отношении российского посредничества. Москва предлагает примерно такой же текст рамочного соглашения, за исключением так называемого 15-го пункта, где говорится о том, что статус Карабаха будет определен в дальнейшем. 
Разумеется, что Баку не принимает такую позицию, и, как мы знаем, продвижение в переговорном процессе также отсутствует. В итоге, несмотря на наблюдающуюся активность, можно констатировать, что результаты всех раундов переговоров сведены на нет из-за неконструктивной позиции Армении, которая и в новых условиях готова продолжать свою старую аннексионистскую политику территориальных претензий к Азербайджану. 
- Но чем можно объяснить то, что недавно в Рейкьявике премьер-министр Армении Пашинян в своем выступлении открыто признал территориальную целостность Азербайджана…
- Он периодически заявляет об этом, но в реальности речь идет о другом. Пашинян не готов признать суверенитет Азербайджана над всей его территорией и продолжает выдвигать в качестве условия тот факт, что часть территории Азербайджана пока еще, якобы, является спорной и ее статус должен быть определен в ходе переговоров с международным участием. Такой подход вовсе не является признанием территориальной целостности Азербайджана. 
- По итогам переговоров, особенно в Вашингтоне, стороны заявляли о прогрессе по некоторым пунктам. О чем конкретно шла речь?
- Тут складывается несколько парадоксальная ситуация: азербайджанская сторона не раскрывает подробностей переговоров и мы можем судить обо всех имеющихся предложениях со слов армянской стороны. Именно представители Армении достаточно часто цитируют те ли иные проекты, рассматриваемые в ходе переговоров. Поэтому в данном случае я затрудняюсь сказать, какие успехи были достигнуты в ходе встречи в Вашингтоне. Но могу сказать одно: армяне разочарованы вашингтонским раундом переговоров. Как раз в это время Пашинян и делал противоречивые заявления, в которых изъявлял готовность вернуться к российскому предложению, если Москва его реанимирует. 
Как известно, во время переговоров в Сочи в прошлом году говорилось о разнице между американским и российским проектами. И тогда Путин заявил, что если Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана - это ее право, но Москва полагает, что статус Карабаха должен быть рассмотрен позднее. На что Президент Ильхам Алиев категорично заявил, что вопрос статуса уже закрыт. 
Поэтому в данном случае мы можем рассуждать только в контексте тех заявлений, что имеются. Следовательно, все эти успехи довольно условны. К примеру, в качестве успеха называется какая-то цифра. Однако в мировой практике не существует признания территориальной целостности путем ссылки на какие­-то цифры - площадь, территорию и пр. То есть Армения, вместо того, чтобы подписать документ о признании территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, пытается подменить практические и субстантивные переговоры околополитическими и околодипломатическими спекуляциями. 
- На этой неделе ожидается еще одна встреча в России, на этот раз вице-премьеров Азербайджана и Армении, а 1 июня ожидается встреча лидеров двух государств в Кишиневе. Каковы ваши ожидания от этих встреч?
- Встречи вице-премьеров специализируются на разблокировании коммуникаций. Тут позиция Баку ясна и в ней говорится о том, что вначале должны быть разблокированы коммуникации, связывающие западные районы основной части Азербайджана и Нахчыван, что предусмотрено в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года. 
Полагаю, что контакты продолжатся в этом контексте и, на мой взгляд, тут есть потенциал для достижения согласия. Дело в том, что как азербайджанская, так и армянская стороны готовы к тому, чтобы эти коммуникации работали. Конечно же, между сторонами есть расхождения в мнении относительно того, какие требования будут применяться к гражданам Азербайджана и грузам, идущим из одной 
части нашей страны в другую, этот момент еще обсуждается. Но в целом, полагаю, что у Москвы имеется достаточно шансов на то, чтобы достичь каких-то прямых результатов в вопросе разблокировки коммуникаций. Тем более что, как я понял по результатам встречи в Брюсселе, ЕС готов оказать материальную помощь Армении с тем, чтобы она осуществила восстановительные работы на своем отрезке данной коммуникации. 
Поэтому эта тема мне кажется более перспективной, чем те, которые обсуждали в рамках рамочного мирного соглашения. 
Что касается грядущей встречи в Кишиневе, то тут ясно, что после неудачных попыток Макрона стать посредником в армяно-азербайджанском переговорном процессе ЕС потерял возможность стать полноценным участником. Соответственно, вполне ожидаемо, что ЕС будет специализироваться на вопросах восстановления коммуникаций и проблематике гуманитарных вопросов. В частности, об этом говорит заявление Шарля Мишеля о необходимости согласовать ускоренные процедуры по возврату заблудившихся военнослужащих. 
Так что в этих двух темах возможны какие-то продвижения.
Главное же заключается в том, что Баку не желает видеть Макрона в качестве посредника, так как у него сложился неудовлетворительный для нас имидж посредника.

Экономика
Новости