Ветер истории дует не в паруса Иревана

Политика
31 Май 2023
09:38
1187
Ветер истории дует не в паруса Иревана

В Москве лидеры России и Азербайджана выступали с единых позиций, в то время как Пашинян выпал из процесса

Эксклюзивное интервью газете «Бакинский рабочий» генерального директора Каспийского института стратегических исследований Игоря Коротченко.

- 25 мая в Москве состоялся трехсторонний Саммит Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном. Можно ли считать московскую встречу прорывной в переговорном процессе?

- Я бы не назвал эту встречу прорывной, но она была важной с точки зрения постепенного движения вперед к заключению полномасштабного мирного договора и вытекающих задач. Можно сказать, что в некоторой степени идет сближение позиций сторон. В частности, прогрессом можно считать официальное заявление Пашиняна о том, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана. Однако одно дело - заявление, а другое - практические действия. Ведь если Иреван признает территориальную целостность Азербайджана, то это автоматически подразумевает то, что ни о каком отдельном статусе карабахских армян не может идти и речи. Вдобавок к сказанному необходимы вывод армянских вооруженных формирований, включая регулярные воинские части ВС Армении, с территории Карабахского региона, прекращение деятельности в этом районе армянской сепаратистской администрации и передача полномочным представителям Азербайджана всех функций администрирования в данной территориальной единице с возложением уже на Баку всех аспектов, связанных с интеграцией карабахских армян в правовое и юридическое пространство Азербайджана. Это совершенно очевидная логика.

Кроме того, любые попытки Армении педалировать тему Лачинского коридора должны быть пресечены, так как это тоже территория Азербайджана и потому никакие армянские хотелки тут не уместны.

Надо сказать, на встрече в Москве Пашинян вел себя агрессивно, оспаривая отдельные моменты и вклиниваясь в ход дискуссии, выступления, в том числе и Владимира Путина, с неконструктивными заявлениями. При этом в Москве многие аналитики и эксперты обратили внимание на то, с каким достоинством, выдержкой и в то же время с железобетонной четкостью Президент Ильхам Алиев поставил на место Пашиняна и еще раз сформулировав подходы Баку ко всей проблематике.

На мой взгляд, на этой встрече Россия и Азербайджан де-факто выступали с одинаковых позиций. В частности, было обозначено обоюдное стремление к скорейшему открытию Зангезурского транспортного коридора. При этом Пашинян вначале выглядел несколько растерянно и только потом попытался было как-то отыграть ситуацию. Однако…

Наши страны понимают, что им необходимы мир, спокойствие, разблокирование транспортных коммуникаций и практическое выполнение Арменией всех принятых обязательств в рамках трехстороннего Заявления и последующих договоренностей. А ведь, по ходу ползучей ревизии Армения отказалась от всех тех пунктов либо замылила все те обязательства, что брала на себя 2,5 года назад.

В целом, я считаю, итоги встречи можно расценивать, как политический успех Москвы и Баку, Пашиняну с его риторикой и аргументацией не удалось переломить общий конструктивный настрой на движение вперед. То есть, он выпадает из процесса, но, тем не менее, Россия и Азербайджан будут совместными усилиями стараться направлять Армению в правильное русло.

- По словам Президента Владимира Путина, в работе по транспортным коммуникациям все еще сохраняются неурегулированные вопросы, но они носят технический характер. В связи с этим на этой неделе ожидается встреча в Москве вице-премьеров Азербайджана, Армении и России, которые должны снять «незачищенные пока вопросы». Насколько реально то, что уже через неделю стороны примут решение о разблокировке транспортных коммуникаций?    

- Не думаю, что этот процесс будет легким. Пашинян славится тем, что вместо игры по правилам он старается смахнуть все фигуры с шахматной доски и начать играть снова. Фундаментально Армения этого не хочет и потому будет всячески блокировать открытие Зангезурского коридора. В трехстороннем Заявлении четко сказано, что контроль за трафиком и за грузами в этом коридоре должны осуществлять силы Погранслужбы ФСБ РФ. Пока что Иреван выступает категорически против этого, и поэтому я не думаю, что в этом вопросе Пашинян вдруг резко что-то изменит. Тем более что он уже включил элемент военно-политического шантажа, когда накануне переговоров сделал ряд заявлений, в частности, касающихся возможности выхода из ОДКБ, что в итоге означает и сворачивание российского военного присутствия в Армении. Кстати, о последствиях этого хода его предупредила официальный спикер МИД РФ Мария Захарова, посоветовавшая Иревану включить голову и думать над тем, чем это может в итоге обернуться, если вдруг такое произойдет.

То есть, все не просто. Поэтому выступать с позиции благостных прогнозов пока не представляется возможным.

Тем не менее, неумолимая логика истории движется вперед. Москва и Баку действуют в соответствии с этой логикой, а Иреван пытается этому противиться. В итоге Пашинян и Армения проиграют.

- В этом месяце произошла резкая активизация переговорного процесса -  имели место встречи в разных форматах и на разных переговорных площадках. Чем это, на ваш взгляд, объясняется?

- Стратегическим значением Южного Кавказа. Фактически на сегодня имеются три переговорные площадки: российская, европейская и американская. Тем не менее, все ключевые игроки прекрасно понимают ключевое значение Южного Кавказа и Каспийского региона. Каспий сегодня в силу объективных причин выдвигается на роль ключевого региона мира, возможно, даже более значимого, чем зона Персидского залива и т.д. Во-первых, это связано с энергетическим фактором и ролью Каспия в обеспечении поставок энергоносителей и энергобезопасности. Во-вторых, транспортно-логистическим значением Каспийского региона и Южного Кавказа, поскольку здесь пересекаются все ключевые коридоры, маршруты. В том числе, имеющий большое значение для России МТК Север-Юг. Учитывая все эти факторы, внимание ключевых международных акторов переключено сюда, каждый хочет участвовать в процессе урегулирования  вопросов будущего региона. При этом Армения играет деструктивную роль троянского коня Запада. В частности, приглашение миссии ЕС - это попытка опереться на Францию, Германию и ЕС в целом с тем, чтобы они играли на стороне Иревана. Кстати, зачастую они эту функцию выполняют.

А попытки Армении педалировать вопрос статуса карабахских армян, претензии на некую исключительность и автономизацию являются не чем иным, как попыткой сохранить сепаратистский режим в Карабахском региона в том или ином виде.  

Однако, если Пашинян отказался от борьбы за будущее Карабаха, ЕС, США и международная армянская диаспора продолжают активно педалировать эту тему и любым способом протащить в мирный договор положение о пресловутом «статусе». Фактически это покушение на территориальную целостность Азербайджана со стороны западных акторов.

Москва выступает против любого наращивания военного компонента западных стран в регионе. Думаю, что это соответствует интересам всех игроков и в первую очередь Ирана. Однако Армения готова к «интернационализации» процесса. Об этом свидетельствуют заявления Пашиняна о приглашении неких дополнительных воинских контингентов на Лачинскую дорогу, дескать, российские миротворцы не справляются со своими обязанностями. Все это выглядит, как попытка продать себя с тем, чтобы потом получить все те плюсы, на которые в Иреване надеются. Надо сказать, что такая политика свойственна для Армении в целом. Однако ветер истории дует не в паруса Пашиняна. Он идет против хода исторического процесса.

- Резкая активизация посреднических усилий со стороны Запада в первой половине этого месяца, когда прошли подряд две встречи в Вашингтоне и Брюсселе, напоминает попытку перехватить инициативу в переговорном процессе у России...

- Это действительно так и этот процесс надо рассматривать в контексте геополитического противостояния Запада с Россией. Значение региона простирается далеко за рамки урегулирования отдельно взятого конфликта. Запад желает активизировать свое присутствие в регионе. Как следствие, мы видим наблюдательную миссию ЕС в Армении, которая в любой момент может поменять свой формат. К примеру, как могут развиваться события в регионе: Армения договаривается о развертывании полноценного воинского контингента ЕС, замораживает свое членство в ОДКБ, что фактически будет означать выход из этой организации, но без юридически оформленного решения. Дальше закрывается российская военная база в Армении и российские войска покидают эту страну по требованию Пашиняна. Ну и охрана госграниц переходит к неким европейским структурам. Эти события вполне вероятны и могут произойти внезапно. Тут таятся большие угрозы безопасности и в целом стабильности региона именно из-за попыток Армении разыграть эту карту по переориентации стратегических военных внешнеполитических приоритетов. Пашинян все это готов сделать в удобный и подходящий для себя момент, когда получит соответствующие гарантии от западных структур.  

- С учетом активизации переговорного процесса, можно ли ожидать подписания как минимум рамочного мирного соглашения в ближайшей перспективе?

- Азербайджану важно достичь полноценного мирного договора. Полагаю, что пять базовых принципов, предложенных Баку, и должны составить основу мирного договора. Шанс на скорое подписание мирного соглашения всегда остается, но мы хорошо помним, как резко поменялась ситуация в конце прошлого года. Таким образом, можно ожидать любых событий, и надо быть к ним готовы.

Президент Ильхам Алиев прекрасно осознает, что наряду с дипломатией в любой момент могут понадобиться военная сила, быстрые и решительные действия. Все дело в том, что сегодняшний мир во многом непредсказуем: рушатся старые конструкции, возникают новые альянсы, возможности, направления, и в этих условиях Азербайджан должен быть готов в любой момент использовать весь арсенал тех возможностей, которые приведут его к успеху и к тому, чтобы поставить окончательную точку в тех кровавых и непростых событиях, начавшихся в конце 80-х годов прошлого века и завершившихся Победой в ноябре 2020 года.

Осознание этого факта и диктует сейчас активную работу азербайджанской дипломатии, очень успешно работающего на внешнеполитическом треке.

Особо хотел бы отметить Хикмета Гаджиева - помощника главы государства по внешнеполитическим вопросам, который делает, может быть, незаметную, но чрезвычайно важную и огромную работу. Также хотел бы отметить эффективную работу главы МИД Джейхуна Байрамова, а также посла АР в Москве Полада Бюльбюльоглу, обладающего колоссальным авторитетом и являющегося во многом связывающим элементом для многих представителей правящих элит наших стран.

Кроме этого хотел бы отметить прошедшие в России мероприятия, посвященные 100-летию общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Стоит отметить и успешный недавний визит спикера парламента Азербайджана Сахибы Гафаровой в Москву, ее встречи в Госдуме и Совете Федерации РФ, прошедшие переговоры.

В целом Азербайджан в глазах, как российского общественного мнения, так и международного сообщества, экспертов, выглядит очень достойно. И вот это ощущение спокойствия, а с другой стороны - движение вперед, которое невозможно остановить и формирует то отношение к Баку со стороны многих. Уверен, что у такой страны, как Азербайджан, будет все больше сторонников, друзей, партнеров и союзников. А противники будут трепетать.

Безусловно, вся эта конструкция базируется на воле, политической выдержке, уме и стратегическом целеполагании Президента Ильхама Алиева, который является достойнейшим политиком современности.                                                                             

 

Экономика
Новости