Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Стратегический выбор

Политика
14 Июнь 2023
10:09
965
Стратегический выбор

Единство Азербайджана и Турции предопределено историей 

Дипломатия символична, потому все население нашей страны с воодушевлением восприняло информацию о том, что Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган первый зарубежный визит буквально через две недели после переизбрания совершит в Азербайджан. 

Целая россыпь наглядных примеров единения одной нации в двух государствах, согласно пророческим словам общенационального лидера Гейдара Алиева, позволяет говорить о том, что тактическая дружба на основе исторических связей давно переросла в стратегическое братство, показателем чего является и абсолютная, в том числе вербальная поддержка Анкары во все 44 дня Отечественной войны, и тем более не нуждающаяся в комментариях Шушинская декларация о союзничестве от 15 июня 2021 года.

Еще более наглядным примером является неприкрытое участие главы нашего государства в предвыборной кампании Эрдогана, когда он вместе с первой леди Мехрибан ханым Алиевой как раз накануне голосования прибыл на место проведения фестиваля TEKNOFEST в Стамбуле на автомобиле Togg, являющемся еще одним ярким показателем технологического развития братской страны. 
Президент Ильхам Алиев 29 апреля выступил с программной речью о роли своего не просто коллеги, но друга и брата в современной истории, основные моменты которой звучат так: «Турция за последние 20 лет при лидерстве уважаемого Президента Реджепа Тайипа Эрдогана завоевала авторитет в глобальном масштабе, являясь гарантом мира, стабильности и безопасности в нашем регионе.
Ему также принадлежат исторические заслуги в деле объединения тюркского мира. Более того, сегодня Турция является торговым, энергетическим, транспортным и даже политическим центром Евразии, значение и роль которой с каждым днем растут. Сильная, в том числе оборонная промышленность укрепляет как саму страну, так и ее союзников, а славная турецкая армия сегодня является одной из самых передовых в мире, что обеспечивает нашу совместную безопасность на много лет вперед». 
Обратите внимание, насколько четко и образцово расставлены национальные приоритеты, и это не потому, что Президент Ильхам Алиев к тому же доктор политических наук с позитивным опытом преподавания в лучшей дипломатической академии планеты, но и по причине того, что ему лично принадлежат несомненные заслуги в проекте укрепления тюркского братства в течение последних двадцати лет. 
И то, что Президент Ильхам Алиев по итогам обоих туров президентских выборов в Турции первым среди глав государств и правительств поздравил своего коллегу с лидерством (обычный дипломатический этикет призывает дождаться окончательного подсчета голосов), является еще одним доказательством того, что люди прозорливые и решительные буквально созданы для того, чтобы в исключительных случаях обходить писаные и неписанные правила, особенно когда это касается национальных интересов.  
В предвыборной программной речи главы государства есть немало моментов, подчеркивающих стратегическое видение союзничества. «Я привез вам искренние приветствия азербайджанского народа. Год назад фестиваль TEKNOFEST был проведен в Баку, а сегодня я здесь, и в обоих случаях мы вместе с моим дорогим братом участвуем в важнейшем национальном проекте, что еще раз показывает, что Турция и Азербайджан, как братские страны, всегда вместе. Через несколько дней наш народ будет отмечать 100-летие со дня рождения основателя и создателя современного Азербайджанского государства Гейдара Алиева, который пророчески сказал, что мы хоть и два государства, но единая нация. И мы наглядно доказываем это - души наших предков сегодня рады единению Турции и Азербайджана. Как сказал мой отец: «Одна нация - два государства», а я от себя хочу добавить: «Один кулак!» 
Между тем мы хоть и не граждане Турции, но принимали весьма непосредственное, хоть и виртуальное участие в выборах, бесспорным подтверждением чему является опрос общественного мнения, проведенный Центром социальных исследований в начале мая. 
Во-первых, ни один из 10 тыс. 
респондентов не отказался от обсуждения небывалого электорального бума в братской стране, при этом 73,3% опрошенных назвали результаты предстоящих на ту пору выборов очень важными, в том числе, и для нашей страны. 
Более того, 87,8% респондентов сочли, что победит именно Реджеп Тайип Эрдоган, и только небольшая часть маргиналов, помешанных на «демократии по-европейски», для которых безразличен вектор нацио­нальных ценностей и приоритетов, предположила, что победит его соперник Кемаль Кылычдароглу. 
И тут крайне важны причины предпочтений - абсолютное большинство азербайджанского общества хотело победы Эрдогана по трем основным причинам: он оказал всецелую поддержку Азербайджану не только в Отечественной войне, но и по всем направлениям; обладает не просто организаторскими, но и лидерскими качествами; продвинул стратегические позиции своей страны от державы регионального значения до государства с глобальным авторитетом. 
И если кто-то даже в самой Турции настаивал на том, что 69-летний президент Реджеп Тайип Эрдоган должен уступить дорогу молодым, в итоге его основным соперником стал человек старше него на пять лет, поэтому устроителям проплаченных коллективным Западом опросов общественного мнения не удалось слепить из него «промахнувшегося Акелу». Легко можно понять досаду тех же американцев, лидером которых является 83-летнее наглядное пособие аутизма - Эрдоган за годы правления неизменно доказывал свою харизматическую натуру, а его независимая внешняя политика без оглядки на патронов Североатлантического альянса стала откровенно прагматичной, и почти во всех отношениях - бескомпромиссной. Это означает, что в отношениях между Анкарой и Вашингтоном и дальше будут наблюдаться разломы, хотя по большинству вопросов стратегическое взаимопонимание не будет отменено. А потому заокеанским политикам разного калибра следует приспособиться к равноудаленному статус-кво, при котором Анкара рассматривает свои связи с Москвой, Брюсселем, Вашингтоном и Пекином как одинаково важные и будет работать на собственное усмотрение с теми субъектами, межправительственные связи с которыми считаются выгодными по мере важности. Вашингтону еще предстоит полностью осознать этот сдвиг в турецкой политике и понять, как стремление Анкары к полной автономии позволяет Эрдогану использовать членство Турции в НАТО и исторический союз с Великобританией и США для получения собственных рычагов влияния в тех регионах, на которые англосаксонское давление не распространятся. 
Исходя из коллективного разума Западного сообщества, Североатлантический альянс не является однородным образованием, и официальная Анкара пользуется тем преимуществом, что там собрались «разношерстные» представители клуба британского величия, христианских традиционалистов, протестантов с социалистическими мозгами и американских глобалистов. И как только турки делают «что-то не так» от севера Африки до западного Китая, включая Средиземноморье, Балканы и Южный Кавказ, разномастный западный истеблишмент вязнет в дискуссиях о том, «как поступить с Турцией», а в итоге не может прийти к единому мнению, кроме как «необходимо предпринять какие-то принудительные меры в случаях, когда Анкара подрывает совокупные интересы Запада». В итоге они методически и в целом помогают братской нам стране (традиционалисты во главе с Францией не в счет, но мы и не нуждаемся в их услугах) - промышленными технологиями, унифицированным подходом к демографическим и политическим решениям, совместными военными учениями и так далее, поскольку, как ни крути, официальная Анкара является не просто союзником, но и надежным форпостом на юго-восточных рубежах НАТО, которая, в отличие от ряда крикливых столиц, реально вступается за геостратегические интересы альянса. 
Есть еще один момент позитивного влияния братства между Президентами и лидерами современности - Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом, и связан он с тем, что после развала советского образа жизни на смену закрытой экономике и режимам, выстроенным на «правильной» идеологии, пришла эпоха глобализации и свободы, основанная на общечеловеческих ценностях. В этих условиях именно объединение тюркского мира под эгидой Организации тюркских государств (ОТГ) в рамках политического, экономического и культурного единения стало одним из самых примечательных событий с точки зрения региональной стабильности. При всем уважении ко всем главам государств - членов структуры, как раз эти два лидера приложили максимум усилий для того, чтобы в 2009 году в Нахчыване в качестве дани памяти общенациональному лидеру Гейдару Алиеву был создан совет сотрудничества тюркоязычных государств или коротко Тюркский совет, который на своем VIII саммите, состоявшемся в Стамбуле 12 ноября 2021 года, окончательно перерос в нынешний формат ОТГ. Там же была принята стратегически важная «Концепция тюркского мира до 2040 года», где четко обозначены единые политические, торгово-экономические, демографические и дипломатические цели, чему есть объективные предпосылки. 
Тюркские народы постсоветского пространства примерно два века назад были подвергнуты не только оккупации, но и попыткам ассимиляции, а спустя сто лет Османская империя пала. А потому сотрудничество тюркских государств на равных является назревшим условием, которого требуют исторические и геополитические реалии. Каждое из них имеет разные экономические ресурсы и сильные стороны, а также разные потребности, которые необходимо удовлетворять, а потому не случайно, что в разных столицах мира по разному реагируют на неизбежное открытие Зангезурского коридора, который не только соединит Нахчыван с основной территорией нашей страны, на сотни километров сократит сухопутное расстояние между Центральной Азией, Азербайджаном и Турцией, но также напрямую свяжет демографические и экономические возможности всего тюркского мира. 
Будем откровенны - гипотетическое избрание соперника Эрдогана не разрушило, но отбросило бы реализацию стратегической инициативы на годы назад, дав нашим недругам повод для злорадства, но слава Всевышнему, затея коллективного Запада не удалась, да и ход современной истории показал стратегическую зрелость многонационального турецкого народа, который сумел объединиться вопреки неумным предсказаниям европейских «оракулов». 
Кстати, азербайджанцы из Анатолии, например, веками проживающие в братской стране, почти как один избрали Реджепа Тайипа Эрдогана своим лидером, так как они, как никакая другая турецкая община, в полной мере познали, в том числе, российскую оккупацию с 1828 по 1921 год обширных окрестностей горы Агрыдаг, входящих в Сурмалинский округ, Карсской губернии, а также районов Ардагана и Артвина, включая массовое истребление населения со стороны армян в начале прошлого века. Они уж точно знают о соотношении национальных интересов и европейских ценностей, а потому автоматически определяются с приоритетами на этом направлении. И для них, равно как и для нас, единый тюркский мир - не мираж, а геостратегическая конкретика, над которой работают Президенты Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган. 
ОТГ крайне важное образование для всех нас, и если раньше на авансцене повестки дня выделялись наращивание торгово-экономического потенциала и развитие культурных связей, сегодня трудно определиться с приоритетами, так как на первом плане находятся практически все плоскости: это и общая общественно-политическая, военная и антитеррористическая безопасность, а также борьба с экстремизмом и сепаратизмом, логистика, унификация дипломатического трека, системная конкуренция с другими этносами, в том числе, по линии контроля над богатыми энергоресурсами и поставок их в направлении состоятельного коллективного Запада. Это крайне важное направление, особенно когда Россия с началом войны в Украине открыто продемонстрировала свое отношение к постсоветскому пространству, как к «своей вотчине», прикрываясь завесой лозунгов о братстве. У этой страны до сих пор имеется немало рычагов применения международных системных рисков, в том числе создание межэтнических конфликтов между тюркскими государствами (вспомним Ош и Фергану), пограничный передел, споры по поводу раздела трансграничных вод, поддержка радикальных течений и деятельность транснациональных организованных преступных группировок, связанных с наркотиками, которые угрожают всем государствам тюркского мира. То есть, нам следует понимать неизбежность институционализации взаимозависимой системы безопасности, к чему параллельно подошли Президенты Азербайджана и Турции, подписанием Шушинской декларации показав пример всем тюркским столицам, какими должны быть союзнические отношения. 
Реализация этого потенциала сделает единый тюркский мир глобально признанным сообществом безопасности, существенно повысив его активность, а главное, эффективность на международной арене, сведя к минимуму негативные последствия конкуренции сверхдержав в регионе. И самое главное - лидеры братских стран не столько словами, сколько делами доказывают актуальность древней пословицы «объединишься - победишь, разъединишься - побежишь».  
 

Экономика
Новости