Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Под прикрытием хиджаба

Политика
17 Август 2023
10:02
972
Под прикрытием хиджаба

... или как муллократия борется с нетленным чувством недовольства в иранском обществе

Иран приближается к годовщине трагической гибели Махсы Амини. 22-летняя женщина скончалась в больнице 16 сентября 2022 года после того, как ее задержала иранская полиция нравов в Тегеране за неправильное ношение хиджаба. 

После ее смерти по всему Ирану прокатилась волна беспорядков, получившая название «Протест хиджаба». Режим жестоко подавил эти выступления, в том числе применив против протестующих боевые патроны. Более 500 участвовавших в акциях погибли, более 20 000 человек были арестованы. Шокирует то, что семеро манифестантов были казнены после осуждения за нападение на иранских сотрудников службы безопасности. Таинственным остается случай отравления ядовитым газом в почти 300 школах для девочек по всей стране.
Иранское добровольческое ополчение «Басидж», вспомогательное подразделение Корпуса стражей исламской революции, во время протестов потеряло 70 сотрудников службы безопасности. 
Смерть Амини стала символом сопротивления диктатуре Ирана и угнетению женщин внутри страны.
Движение набрало обороты особенно после 2017 года, когда Вида Мовахед забралась на трансформаторную будку в Тегеране, привязала свой белый платок к шесту и стала размахивать им как флагом в знак протеста. К сожалению, она и женщины, которые повторили ее поступок, отбыли срок в тюрьме.
В то время как властям удалось подавить недавние протесты, в иранском обществе все же тлеет чувство недовольства, которое грозит вновь вспыхнуть в годовщину трагической смерти Амини. Силы безопасности Ирана готовятся к возможному возобновлению беспорядков по всей стране. Несмотря на многолетние упорные протесты, провластный режим остается непоколебимым в своем жестком и порой бесчеловечном противодействии народному требованию свободы выбора - носить хиджаб или нет.
Президент Исламской Республики Ибрагим Раиси на прошлой неделе заявил о своей приверженности искоренению практики снятия хиджаба в стране. Во время пресс-конференции, посвященной памяти павших гвардейцев иранской революции в Сирии и Ираке, Раиси уверенно заявил: «Нет причин для беспокойства. Мы подорвем движение за снятие хиджаба». 
Т.е. Раиси подтверждает, что протест был не спонтанным, а организованным и преднамеренным, намекая на намерения режима противостоять всем, кто причастен к тому, что они считают замыслом противников Ирана. Иранский режим обычно обвиняет Соединенные Штаты, Израиль и Соединенное Королевство в разжигании протестов против правительства.
Вместе с тем иранский парламент рассматривает новый закон, предусматривающий беспрецедентные наказания для женщин, которые отказываются носить хиджаб. Однако законодательный процесс в Иране продвигается достаточно медленно, поскольку некоторые парламентарии опасаются отрицательной реакции со стороны избирателей на предстоящих в феврале парламентских выборах. 
В июле, после 10 месяцев протестов, министерство внутренних дел Ирана восстановило патрули полиции нравов, чтобы противостоять растущей тенденции к снятию хиджаба среди иранских женщин. Используя комбинацию камер наблюдения и искусственного интеллекта, иранская полиция может выявить тех, кто не соблюдает требование о ношении хиджаба. Власти даже закрыли предприятия, рестораны и компании, которые не обеспечивают надлежащее ношение головного платка. У женщин, которые водят машину без хиджаба, также конфискуют автомобили. Общественные места в настоящее время находятся под бдительным надзором местной полиции, а офицеры проводят автомобильное и пешее патрулирование, чтобы обеспечить соблюдение женщинами правил ношения хиджаба. Нарушительницам выносятся предупреждения, им грозит судебный иск.
А недавно иранские власти запретили фестиваль короткометражных фильмов после того, как организаторы отдали дань уважения художнице Савсан Таслими, продемонстрировав наклейку из фильма 1982 года, в котором она появилась без хиджаба. В другом примечательном инциденте судья гражданского суда в городе Варамин, расположенном в провинции Тегерана, наложил штраф на женщину, снявшую хиджаб, приказав ей убирать трупы в больнице.
Вопиющее пренебрежение Ираном правами человека сохраняется через его правоприменительное подразделение - КСИР, который стал инструментом внутренних репрессий. Несмотря на жесткое подавление протеста против ношения хиджаба в последние месяцы, вероятность его возрождения сохраняется. Иранские женщины упорно игнорируют указ и не желают отказываться от своего стремления к свободе и выбору.
Вместе с тем накануне во время парламентских дебатов в Иране неожиданно прозвучало заявление об освобождении 18-летних девушек от ношения обязательного хиджаба. Во время обсуждения законопроекта о хиджабе депутат от города Бостанабад Нури Гызылджа выразил недовольство тем, что за нарушение будут наказывать всех, даже девочек 10-12 лет. В ответ спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф отметил, что о наказании девушек до 18 лет в законопроекте ничего не говорится. В этом случае формально получается, что новый закон освобождает девушек-подростков от административной и уголовной ответственности за нарушение закона о хиджабе.
В целом, вопрос ношения или неношения хиджаба достаточно сложный и требует определенного консенсуса или компромисса. Но в Исламской Республике ни одна из противоборствующих сторон сдаваться не собирается. Поэтому вероятность возобновления в скором времени новых волнений и их жесткого подавления властями чрезвычайно высока.

Экономика
Новости