Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Иреван пытается замаскировать территориальные претензии к Азербайджану
В интервью итальянской газете La Repubblica премьер-министр Пашинян сделал несколько заявлений, ставящих под вопрос дальнейший ход переговорного процесса между Баку и Иреваном.
В частности, армянский премьер объявил, что все заявления об урегулированности ситуации «беспочвенны», анонсировав тем самым о фактическом выходе из переговорного процесса с Азербайджаном. А упомянув о якобы существовании территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах», Пашинян обнулил все свои заявления о признании территориальной целостности Азербайджана.
Своим мнением по этому поводу в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился известный отечественный эксперт Тофик Зульфугаров.
- С чем, на ваш взгляд, связаны провокационные заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна, вступающие в противоречие с его же предыдущими словами о скором подписании мирного договора и территориальной целостности Азербайджана?
- Как известно, основой для переговоров стало предложение Азербайджана о том, чтобы подписать мирный договор на основе ранее объявленных пяти принципов. Армения была вынуждена пойти на переговоры. В ходе переговорного процесса на всех трех треках было ясно, что Иреван имитирует свою готовность достичь урегулирования, а сами переговоры использует для того, чтобы в новой форме продолжать свою аннексионистскую политику. По сути дела, все, о чем говорит армянская сторона, является продолжением территориальных претензий к Азербайджану. И это не является секретом для нас.
Буквально через несколько месяцев после окончания второй Карабахской войны - в мае 2021 года в Армении прошли выборы в парламент, на которых партия Пашиняна получила большинство в законодательном органе страны, а сам он вновь стал премьер-министром. В программе победившей партии лозунг, провозглашенный ими в отношении Карабаха, был краток: «Отделение во имя спасения». Более того, в программе правительства было указано намерение претворять в жизнь вышеизложенный лозунг в новых условиях. Это говорит о том, что, несмотря даже на разгром и капитуляцию по итогам второй Карабахской войны, армянская политическая элита и действующий премьер Пашинян выбрали в качестве основной линии своей политики сохранение территориальных претензий к Азербайджану. В связи с этим Иреван начал гуманитарную кампанию, чтобы на ее фоне открыто декларировать свои лозунги, с которыми они пришли к власти.
- Пашинян призвал Азербайджан предоставить гарантии безопасности для армян в Нагорном Карабахе. Чего он добивается?
- Эти призывы по сути своей являются другой лексической формой их требований о необходимости выработки статуса, о том, чтобы так называемое «население арцаха» (как его именует Иреван и сами армяне) воспользовалось правом на самоопределение, то есть достижение независимости или присоединение к Армении. Также армянская сторона требует международного участия в переговорах и как результат - международного статуса для Карабаха. Так что их цели достаточно открыто декларируются. Но проблема в том, что армянская сторона пыталась создать иллюзию того, что Пашинян, якобы миротворец, хочет закончить войну. Попытки создания этой иллюзии, как мы видели, имели место на разных переговорных площадках - в Праге, Москве, Вашингтоне и т.д. Но результат перед глазами. Сейчас Армения вынуждена открыто говорить о том, что в ее политике после поражения в войне 2020 года ничего не поменялось и Иреван, как и раньше, сохраняет территориальные претензии к Азербайджану.
- По словам Пашиняна, из-за отсутствия гарантий безопасности прогресс по мирным переговорам с Азербайджаном затянулся. Если договор между Арменией и Азербайджаном не будет содержать гарантий прав и безопасности армян «Нагорного Карабаха» в формате Баку-Ханкенди в рамках международного механизма, он будет бессмысленным. Получается, что это по вине Баку до сих пор не подписан мирный договор...
- Надо понимать, что основой любого международного документа, заключаемого между двумя государствами, является взаимное признание суверенитета и территориальной целостности. Армения такой вот витиеватой формой пытается всех убедить в том, что является сторонницей подписания мирного договора с Азербайджаном, но Карабахский регион, как они считают, не является частью Азербайджана. Потому Иреван и говорит постоянно о том, что готов заключить мирный договор и признать территориальную целостность Азербайджана, но без Карабаха.
- Как мы видим, армяно-азербайджанский переговорный процесс в очередной раз зашел в тупик. Как вы считаете, насколько вероятен такой выход из тупика, и предпримет ли Азербайджан очередную контртеррористическую операцию на своей территории в Карабахском регионе против остатков сепаратистского режима и незаконных вооруженных формирований?
- Мы неоднократно становились свидетелями того, что переговоры на разных треках в силу деструктивной позиции Армении заходили в тупик. Более того, Иреван оставил на территории Азербайджана, временно находящейся под контролем российских сил по поддержанию мира, свои вооруженные силы и «администрацию», которая финансируется из бюджета Республики Армения. Это является еще одним веским доказательством того, что официальный Иреван продолжает свою прежнюю аннексионистскую политику в отношении Азербайджана.
Безусловно, Баку хорошо все это знакомо, но азербайджанская сторона до последнего надеялась, что Армения все же вернется в реальность. В нынешней же ситуации понятно, что эти надежды исчерпаны и Армения предпринимает провокационно-политическую атаку на Азербайджан в виде так называемого «гуманитарного кризиса». Суть его также всем ясна и заключается она в том, чтобы изменить международную повестку дня и представить Азербайджан в качестве страны, которая не может управлять данной территорией. То есть не может обеспечить реализацию политики реинтеграции карабахских армян.
Полагаю, когда Баку окончательно убедится в том, что армянская сторона не хочет реализовывать мирную повестку, станет актуальным вопрос по выполнению положений трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, в котором указано о полном выводе армянских вооруженных формирований с территории Азербайджана. Как следствие, Баку предпримет контртеррористическую операцию, нейтрализует и выдворит со своей территории армянские оккупационные силы.
- В своем выступлении Пашинян подверг жесткой критике Россию, посетовав, что архитектура безопасности Армении «на 99,999 процентов была связана с Россией». По его словам, сейчас, когда Россия «сама нуждается в оружии, вооружении и боеприпасах», очевидно, что Москва «даже при желании не смогла бы обеспечить потребности безопасности Армении». Он назвал такую ситуацию стратегической ошибкой, «вкусив горькие плоды» которой, Армения занялась диверсификацией политики безопасности. Что означает данное заявление?
- Надо сказать, что политика Армении в отношении Азербайджана, да и по многим другим направлениям никогда не базировалась на потенциальных возможностях самой страны. Протектором той аннексионистской политики, которую Иреван продолжает в отношении Азербайджана на протяжении долгого времени, и Пашинян это признает, была Россия. Сейчас Москва по многим причинам не в состоянии это делать. Как следствие, Армения находится в поисках новых спонсоров, новых патронов для своей аннексионистской политики. Поэтому все изложенное в интервью Пашиняна по теме архитектуры безопасности неявляется чем то «новым». Политика территориальных претензий Армении к соседям, не только к Азербайджану, но и к Турции, всегда базировалась на внешних спонсорах. Поэтому все эти воззвания о том, что Армения нуждается в каких-то гарантиях безопасности, - ложные. На самом деле Иреван нуждается в поддержке своей аннексионистской политики. Однако если какие-то силы захотят поддержать эту политику Армении, то неминуемо столкнутся с противодействием со стороны Азербайджана, который будет неуклонно осуществлять свою политику, направленную на восстановление суверенитета и территориальной целостности своей страны.
- Слова Пашиняна были критически восприняты Москвой. Может ли это привести к значительному охлаждению российско-армянских отношений?
- Тенденция к охлаждению армяно-российских отношений началась задолго до русско-украинской и даже второй Карабахской войны. Эта тенденция была связана с тем, что Россия на сегодняшний день видит больше возможностей для обеспечения своих интересов в выстраивании сотрудничества со своими партнерами на Южном Кавказе и далее на юге. Среди этих партнеров следует отметить, конечно же, Азербайджан, Турцию, в какой-то степени Иран. Поэтому роль, в которую пыталась воплотиться Армения после развала СССР (она заключалась в том, чтобы быть форпостом России на юге), потеряла свое значение. Как результат, Армению в той же России называли чемоданом без ручки. В итоге сегодня Армения со своими «услугами» никому не нужна. Соответственно, не Иреван отвернулся от России, а это Москва не видит более смысла в тех услугах, которые может предложить Армения всем, кому не лень. В итоге Иреван мечется по всему миру и пытается найти кого-то, кому он может предложить услуги провокатора в регионе. Франция и частично Иран иногда делают заявления в том направлении. Но мы прекрасно понимаем, что реально противопоставить что-либо укрепляющимся союзническим отношениям Азербайджана и Турции, а также новому геополитическому фактору в лице Организации тюркских государств все эти предполагаемые спонсоры армянской политики, конечно же, не могут.
Таким образом, выбрав такой путь, Армения неминуемо столкнется с новыми поражениями и новыми неудачами в будущем. Жаль, что армянская политическая элита не может внести в повестку дня такие понятные всем вопросы, как добрые отношения со своими соседями. Очевидно, несчастье этого народа состоит в том, что он всегда идет на поводу у популистов, проводящих провокационную политику в отношении своих соседей.