Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Возможно, Парламентская ассамблея ОБСЕ станет в будущем эффективной платформой для построения доверия между делегациями Азербайджана и Армении, но без подписания мирного договора выстраивание подобной перспективы выглядит проблематично.
Так уж случилось, что для нашей страны сама ОБСЕ и ее Парламентская ассамблея ассоциируются с разными историями и настроем: в одном случае это, выражаясь словами Президента Ильхама Алиева, ушедшая на покой Минская группа, в течение 28 лет забалтывающая проблему освобождения от оккупации территорий суверенного государства вместо того, чтобы приблизить решение карабахского конфликта, а во втором - полное соответствие принципам международного права.
Так, в последнем заявлении организации по итогам визита ее руководства в Азербайджан особо отмечено, что наша страна «в сентябре восстановила контроль над своим Карабахским регионом, теперь для продвижения мирного соглашения и нормализации отношений необходимо конструктивное участие».
Глава государства, принимая президента Парламентской ассамблеи ОБСЕ Пиа Кауму и специального представителя структуры на Южном Кавказе Кари Хенриксена, также не преминул отметить, что по итогам Отечественной войны и подписания трехстороннего Заявления о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, и особенно после локальных антитеррористических мероприятий 19-20 сентября во всем обширном регионе возникли новые реалии:
«Последние события, связанные с разоружением источников напряженности в Карабахском регионе, следует рассматривать в контексте продолжавшихся почти 30 лет оккупации и военной агрессии Армении против Азербайджана, так как без рассмотрения последствий этой оккупации и агрессии было бы неправильно выдвигать взгляды, связанные с будущим региона. К сожалению, упомянутое соседнее государство стремилось увековечить оккупацию азербайджанских земель, а посреднические миссии, осуществленные в течение нескольких десятилетий, оказались абсолютно безуспешными, последствия оккупации и агрессии не были устранены».
Обратите внимание: ни во время встречи высокопоставленных лидеров, ни в заявлении нет ни слова о «геноциде, этнической чистке, убийствах» и прочих небылицах made in Irevan, состряпанных для «сострадательных христиан» по большей части в Париже. Гости ведь тоже не с Луны упали - до приезда в Страну огней, просмотрев фактическую базу, включившую объективные отчеты, спутниковые снимки и даже видеокадры в социальных сетях, они сделали для себя вывод, что карабахские армяне покидали свои дома не хаотично и не в спешке, а вполне организованно, причем большая их часть даже не знала, для чего «начальство» из числа дашнаков приказало им выехать в Армению, а оттуда - куда глаза глядят (по официальным данным из самого Иревана около пятой части выехало в Россию и европейские страны в расчете получить статус беженца, а около половины обманутых людей намерены вернуться в свои дома).
Именно по этой причине чиновники ПА ОБСЕ отметили, что «признают усилия официального Баку по реинтеграции армян», то есть глупая операция, придуманная в Париже, типа «все выходим как один, потом обвиняем Азербайджан в геноциде и под охраной французов (!) возвращаемся с независимостью или как минимум со статусом», провалилась потому, что неадекватные поступки видны за версту и не берутся в расчет никем и нигде. Так что парламентарии Совета Безопасности от Ванкувера до Владивостока, равно как Совбез ООН, приняли принципиально правильные документы, которые перечеркнуть невозможно.
«Хотя остаются серьезные проблемы, включая большое количество перемещенных групп населения, права которых необходимо уважать, я приветствую заявленное обязательство наконец заключить долгожданное мирное соглашение. Гибель как азербайджанцев, так и армян за последние 30 лет - это трагедия, которую нельзя предать забвению», - заявила президент ПА ОБСЕ Каума.
А ведь за все время манипуляционного существования Минской группы дипломаты, входившие в ее состав, ни разу не упомянули об этнической чистке в отношении наших сородичей, убитых и пострадавших как в Западном Азербайджане, так в Карабахе и Восточном Зангезуре.
Президент Ильхам Алиев, выступая с речью на конференции Парламентской сети Движения неприсоединения в июне прошлого года, открытым текстом заявил, что наша страна долгие годы ждала, что со стороны международного сообщества найдется решение карабахского вопроса и оккупации будет положен конец. Именно с этой целью, по его словам, была учреждена МГ ОБСЕ, предназначением которой были решение конфликта и прекращение военной агрессии, однако все произошло наоборот, и институт сопредседателей из трех стран, входящих в обойму постоянных членов Совбеза ООН, превратилась в «инструмент воздействия» в руках определенных сил.
Глава государства особо подчеркнул, что Азербайджан собственными силами положил конец оккупации, обеспечив свою территориальную целостность военно-политическим путем: «В этом случае в Минской группе больше нет необходимости, поэтому мы распрощались с посредничеством в этом формате. Однако, к сожалению, армянская сторона и другие хотят воскресить эту группу. Хочу сказать, что это невозможно, поскольку данный формат уже мертв и нежизнеспособен. Мы сильно пострадали от оккупации и говорим об этом открыто, а потому думаю, что любая спекуляция, связанная с Минской группой ОБСЕ, не только непродуктивна, но и разрушительна, оказывает крайне негативное воздействие на установление мира в регионе».
Президент Ильхам Алиев с сожалением констатировал, что некоторые страны с завидной регулярностью, которую можно было бы обратить на благие дела, проводили и до сих пор проводят антиазербайджанскую кампанию, клеветали на нашу страну, никогда не нарушавшую международное право, зато защищали агрессоров: «Эти обвинения, включая кампанию очернительства, выражались не только словами - некоторые страны даже инициировали в связи с этим обсуждения в Совете Безопасности ООН. Однако наши друзья из Движения неприсоединения предотвратили эту попытку. Таким образом, были предотвращены провокации Армении против Азербайджана на международном уровне. Я благодарю вас за это».
Самое важное - Президент Ильхам Алиев предупреждает о непозволительности обращения к мифам, например, «о Тигране, завещавшем построить страну от моря до моря». Предупреждает глава государства и о недопустимости выдергивания фактов из контекста межнационального кризиса - многочисленные исторические, археологические, топографические, межгосударственные и прочие документы являются неопровержимым свидетельством того, каким образом (зачастую насильно, со скарбом и целыми деревнями), куда и в каком количестве переселяли армян на наши земли в соответствии с положениями ряда трактатов (Кюрекчай, Гюлистан, Туркманчай и пр.). Статистика царских времен бесстрастно описывает положение на 1911 год таким образом: «Из живущих в настоящее время в Закавказье 1 млн 300 тыс. армян свыше 90% не является коренным населением, а переселено из Персии и Турции».
Причины вполне понятны: в результате заселения азербайджанских земель армянскими переселенцами ожидались изменения в этническом составе Южного Кавказа в целях сокращения удельного веса мусульманского населения для того, чтобы положить конец традиционному влиянию Османской и Каджарской династических империй и окончательно за счет роста численности христиан утвердить свое господство в данном регионе.
Что касается бывшей НКАО, это искусственное образование было создано 7 июля 1923 года в нагорной части Карабахского региона Азербайджана на основе постановления, принятого пленумом Кавказского бюро ЦК РКП (б) на заседании 5 июля 1921 года: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящим в состав автономной области». В документе так и записано, а потому армянским манипуляциям и измышлениям серьезные люди не верят, особенно после ознакомления с текстом декрета Центрального исполкома АзССР «Об образовании Автономной Области Нагорного Карабаха» (это первоисточник, а уже в 1936 году появилась известная широкой аудитории НКАО). По существу, документ предусматривал образование автономии лишь из населенных армянами поселков и деревень, а потому не случайно административный центр был перенесен из города Шуша в Ханкенди, который месяц спустя местными властями волюнтаристски был переименован в Степанакерт.
Мы не случайно частично восстановили реалии тех лет - чтобы понять истоки махрового сепаратизма, переросшего в бредовую идею «миацум». То есть в чистом виде желание армянской диаспоры, лоббировавшей свои интересы в Париже, Москве и Вашингтоне, сводилось к территориальным претензиям, и то, во что превратили преступники былой оазис во время оккупации, является наглядным свидетельством варварства и вандализма самой природы неугомонных временщиков, когда-то переселенных на наши земли.
Президент Ильхам Алиев в своем выступлении на упомянутой прошлогодней конференции предупреждал правительство Пашиняна об уважении к созданным в регионе реалиям: «К сожалению, мы становимся свидетелями высказывания правительством Армении мнений о так называемом статусе «НКР», что не только абсолютно бесполезно, но и опасно для самого Иревана. Во-первых, даже административно Нагорно-Карабахская автономная область была упразднена постановлением парламента независимого Азербайджана в конце 1991 года, а потому любые ссылки, связанные со «статусом», приведут к новому противостоянию. Правительство Армении должно понять это и отказаться от попыток переписать историю. Во-вторых, у нас была устная договоренность об отказе от вынесения на повестку дня вопроса статуса, которая, к сожалению, нарушена, что может привести к весьма серьезным последствиям».
После 20 сентября весь мир, включая руководство ПА ОБСЕ, еще раз убедился, что умудренный знаниями и богатейшим опытом международного общения глава государства не только слов на ветер не бросает, держит любой дипломатический удар хоть Франции, хоть Кирибати, но и сам исключительно придерживается наступательной тактики даже в глобальном срезе геополитики.
Более того, Президент Ильхам Алиев приучил самых отпетых пессимистов, все еще недооценивающих роль молодого государства в качестве локомотива общемировых тенденций, что на Южном Кавказе наступил новый этап послевоенного строительства. Азербайджан, несмотря на применение силы, сумел не жестко, а точечно и даже ювелирно утвердить реальность завершения военной фазы конфликта, провозгласив в качестве приоритета разработку новых стратегических подходов. Это прежде всего необходимость подписания двустороннего мирного договора в целях формирования в перспективе атмосферы стабильности и сотрудничества, исключения конфликтов и угроз их создания. Этот вопрос обсуждался и обсуждается в рамках различных встреч, в том числе во время Мюнхенской конференции по глобальной безопасности, важные договоренности были достигнуты на октябрьской прошлого года многосторонней встрече в Праге, последовавшей за ней трехсторонней встрече в Брюсселе, который считается политической столицей Евросоюза. Правда, в последнее время дипломатия континента как бы провисает под невменяемой напористостью официального Парижа, но и это пройдет, так как Эмманюэлю Макрону нечего предъявить народам Южного Кавказа кроме зряшных амбиций, обращенных к далеким временам Ришелье, Монтескье и Наполеона.
Да и сам Макрон, будучи не особо слепым (умеет ведь он летать за ураном в Астану и Ташкент, зная об их особых отношениях с Баку), не понаслышке знает о том, что Президент Ильхам Алиев всегда был и остается приверженным взятым на себя обязательствам, чего нельзя сказать ни о бывшем, ни тем более о нынешнем руководстве Армении, потому что полно примеров того, как после ряда встреч официальный Иреван, будучи верен своим традициям, пытается откровенно саботировать процесс замирения.
К слову, двусмысленные заявления, озвучиваемые Николом Пашиняном не только на международных площадках, но и на заседании парламента, всегда неоднозначны. Причем у него особая зацикленность на некоем «статусе», с «блокадой, этнической чисткой, безопасностью армян Карабаха».
Но здесь есть два момента, известных мировому сообществу, которые, видимо, не расслышал армянский премьер в пылу демагогии. Во-первых, официальный Баку на всех уровнях неоднократно заявлял, что будет учитывать права и безопасность армянского населения, проживающего в Карабахе. Об этом говорится и в заявлении, распространенном Шарлем Мишелем по итогам трехсторонней встречи, состоявшейся в мае. Касаясь этого вопроса на IX Глобальном Бакинском форуме, Президент Ильхам Алиев сказал, что права и безопасность всего населения Азербайджана обеспечиваются Конституцией, единым Основным нормативным документом для всех без исключения граждан многонациональной страны, где армяне, как ни крути, отнюдь не самое крупное национальное меньшинство, особенно в сравнении с талышами, лезгинами, курдами и даже русскими.
Во-вторых, хотя Пашинян до сих пор и использует выражение «любой статус», но ни в коем случае и ни в какой форме его тщетные фантазии о «статусе» не станут реальностью, а основная часть армянского населения, убедившись в безопасности на родине и в том, что слухи об «этнической чистке» сильно преувеличены, непременно вернется в Карабах. Затем старшее поколение вспомнит советские времена, будут очереди за трудоустройством, зарплата, коммунальные, медицинские и прочие услуги, возможность полноценного образования без фашистских завихрений последних десятилетий - словом, лет через пять предстоит полная интеграция, а там, глядишь, и остальные армяне подтянутся из-за границы.
Кстати, глава государства на встрече с руководством ПА ОБСЕ откровенно заявил, что хотя Азербайджан в настоящее время представляет четкую и прозрачную программу, касающуюся сосуществования и права на возвращение армянского населения, Иреван, к сожалению, отрицает право гораздо большего числа азербайджанцев на возвращение к родным очагам в Армении и до сих пор предпочитает жаловаться в международные структуры вместо того, чтобы конструктивно идти навстречу региональной стабильности и безопасности. И это тоже немаловажный показатель того, кто есть кто в конструкции глобального развития.