Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Вашингтон не свернет со стратегической линии
Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен, наговоривший по поручению своего шефа недипломатичных глупостей про «агрессивное руководство Азербайджана», при встрече с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым встал на путь истины.
Последняя по времени запись в его личном аккаунте в социальной сети Х по итогам договоренностей с главой государства звучит так: «Провел позитивные и конструктивные встречи в Баку. Как я сказал Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, США приветствуют визиты главы Центрального банка и министра энергетики Азербайджана, а государственный секретарь Блинкен надеется вскоре принять министров иностранных дел Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна в Вашингтоне для проведения мирных переговоров».
Такова реакция автора недавнего нешуточного дипломатического напряжения, усилившегося после замечаний, сделанных им во время слушаний в подкомитете по Европе комитета Палаты представителей по иностранным делам 15 ноября.
Помнится, на слушаниях тот же О’Брайен сказал буквально следующее: «Мы четко заявили, что отношения с Азербайджаном после 19 сентября не будут нормальными, пока не увидим прогресс в мирных переговорах. По этой причине мы отменили несколько визитов высокопоставленных лиц и осудили действия Баку.
907-я поправка, запрещающая военную помощь Азербайджану, будет оставаться в силе до тех пор, пока ситуация не улучшится».
Ни в стилистике, ни в тональности разрывом отношений не пахнет, но есть «барская спесь» и самонадеянная чванливость, которая никому при диалоге дивидендов не приносила.
Понятно, что с армянами американцы делают что хотят в традициях оригинального жанра. Госсекретарь Энтони Блинкен в рамках недельной давности министерской конференции ОБСЕ в столице Северной Македонии Скопье во время встречи с армянским коллегой Араратом Мирзояном даже приобнял визави, чуть не облобызав его, что обычно не водится за заокеанскими дипломатами. Последний раз это было лет пять назад, да и то на другом уровне, когда безудержный экс-президент Дональд Трамп в Вашингтоне сдувал перхоть с плеч французского коллеги Эмманюэля Макрона, но мы доподлинно знаем, чем обернулись отношения «милых врагов» - танго и даже фокстрот станцевать у них не получается, зато брейк-данс в их репертуаре на каждом шагу.
Что касается стратегических отношений Баку и Вашингтона, они обобщены в виде поздравительных писем. Так, в обращении к Президенту Ильхаму Алиеву по случаю Дня независимости его американский коллега Джозеф Байден дал высокую оценку деятельности главы государства даже в наиболее трудноразрешимых сферах, требующих интеллектуальных и организационных затрат, к коим относятся международная безопасность, энергетика, а также диверсификация возможностей в области реализации институциональных реформ. В частности, он абсолютно поддержал не только государственную независимость и ее последовательное укрепление, но и новую реальность, созданную Верховным Главнокомандующим и Национальной армией сразу по итогам рекордной 44-дневной Отечественной войны. «Вашингтон готов и впредь содействовать интенсификации дипломатических контактов между Азербайджаном и Арменией и налаживанию экономических, транспортных связей и общения между людьми - сейчас самое время для достижения устойчивого мира на Южном Кавказе, что приведет к процветанию в целом Кавказского и всего Транскаспийского региона», - говорится в письме главы администрации Белого дома.
И это, по сути, прямое признание той важной роли, которую Страна огней призвана играть на юге постсоветского пространства. Обратите внимание, в приветственном послании говорится о необходимости американо-азербайджанского сотрудничества не в краткосрочной перспективе, а в ближайшие десятилетия, то есть не отходя от коллективно выработанной стратегической линии.
Фотографы старших поколений помнят былую практику, когда приходилось пользоваться химическими реагентами: проявителями и закрепителями. Так вот, если подписание «Контракта века» 20 сентября 1994 года ведущими мировыми столицами и транснациональными нефтегазовыми компаниями, в том числе Amoco, bp, McDermott, заложило основу нынешнего благополучия нашей страны, то 18 сентября 2002 года произошло не менее знаменательное событие - был заложен фундамент основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, что уже тогда означало наступление новой эры в истории независимого Азербайджана, в том числе дополнительную гарантию его политической и экономической безопасности, вложение невиданных ранее инвестиций, небывалый рост ВВП, новые рабочие места, улучшение социального благосостояния и массу других межрегиональных преимуществ для официального Баку.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев, за сутки до эпохального события принимая тогдашнего министра энергетики США Спенсера Абрахама, метко охарактеризовал реализацию контракта не просто как национальное достояние, а как один из крупнейших в мире межгосударственных проектов.
Именно тогда был обозначен внешнеполитический трек, с которого стороны не сходят ни при каких обстоятельствах. Поздравляя общенационального лидера по случаю осуществления мечты о подлинной, как показало время, свободе Страны огней, в том числе от имени правительства и тогдашнего президента Джорджа Буша-младшего, Спенсер Абрахам прежде всего выразил общую признательность официальному Баку за оказанную поддержку борьбе с глобальным терроризмом (в ту пору наиболее актуальным было отношение к трагедии 11 сентября 2001 года, когда Гейдар Алиев практически первым из глав государств предложил Джорджу Бушу весь возможный в таких случаях комплекс содействия). А далее последовало исторически значимое признание министра, которое вкратце приведем для тех, кто забыл про фундаментальные основы: «Правительство и народ Соединенных Штатов Америки высоко ценят отношения с Азербайджаном, как особые и стратегически важные не только для граждан, но и для всей нашей страны. Мы очень волнуемся, но и чрезвычайно рады, в частности потому, что освоение энергетических ресурсов Каспия и строительство основного экспортного трубопровода - чрезвычайно важное событие для всех нас, так как и демократы, и республиканцы придают данному проекту одинаково большое значение. Джордж Буш с первого дня избрания президентом поручил мне и вице-президенту Дику Чейни подготовить новую нефтяную стратегию США на предстоящие двадцать лет, в основной части которой особо отмечено, что для официального Вашингтона осуществляемый проект имеет огромное значение в перспективе».
На столь оптимистичной ноте «бочки меда» межгосударственных отношений хотелось бы поговорить и о «ложке дегтя» в виде пресловутой 907-й поправки. Документ этот погоды не делает, но главное в политическом вопросе - несправедливость. Поправка была принята американским Конгрессом под давлением армянского лобби 31 год назад и запрещала оказание помощи почему-то именно нашей стране по правительственной линии со стороны американской администрации в связи с карабахским конфликтом. Официальный Баку, к слову, оказался единственной столицей на постсоветском пространстве, лишенной американской правительственной помощи законодательным образом. По признанию инициатора принятия бумаги Джона Керри (бывшего сенатора, а затем и госсекретаря времен Барака Обамы), ни он сам, ни Конгресс в то время не имели адекватного представления о том, что происходит в регионе. Получается, что ему, как это нередко случается при продвижении корпоративных интересов, коллеги подсунули текст в обмен на повышение по службе, хотя осенью 1992 года он вообще не знал, где находится «агрессивный» Азербайджан, который якобы блокировал Армению, и только потом ему сообщили, что оккупантом является Иреван, захвативший пятую часть земель соседней страны.
То есть по факту, после принятия глупой и неконструктивной поправки в нашей стране могли работать только мощные заокеанские нефтяные компании, а менее крупным американским фирмам, нуждавшимся в государственной поддержке, путь к каспийской нефти изначально был заказан. Сложилась парадоксальная ситуация: Армения, которая фактически была зачинщиком войны, наряду с сепаратистским режимом самопровозглашенной «НКР» получала финансовую поддержку от Вашингтона и могла иметь экономические отношения с ним на государственном уровне, а Азербайджан, получивший в результате армянской агрессии миллион беженцев и потерявший 20% территории, не имел возможности вследствие парламентских провокаций получать оттуда какую бы то ни было официальную помощь.
Это уже потом американцы поняли, а после 11 сентября 2001 года «зарубили на носу», что карабахский конфликт - тот же, просто растянутый во времени террористический акт, причем в отношении целой нации, предпринятый в рамках классической этнической чистки. Спровоцированный поздней советской властью во главе с Михаилом Горбачевым и его армянскими помощниками, конфликт на заре государственности вызвал у нас не просто трудно преодолеваемые колоссальные экономические трудности (молодая независимая страна не могла удовлетворить потребности миллиона с лишним обездоленных беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшись в региональном коллапсе, а поправка препятствовала поступлению хоть каких-то средств в твердой резервной мировой валюте).
Уже тогда заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт отмечал: «Ограничения, наложенные на помощь США, были призваны помочь Армении преодолеть эмбарго Азербайджана, но они оказали негативный эффект, ограничив наши возможности влиять на Баку, и ослабили эффективность наших действий в роли посредника. Это также сделало невозможным оказание нами помощи Азербайджану в таких сферах, как выборы, экономическая реформа, развитие энергетики и в других областях, где это было в наших национальных интересах».
Конгрессмен Тим Пенни тоже призывал отменить поправку, утверждая, что она противоречит интересам США на Южном Кавказе и принципам человечности: «Наша нынешняя стратегия не способствует мирному урегулированию конфликта и обрекает на страдания мирных жителей. Если вести честную игру, то нам следует одинаково относиться к каждой стороне и способствовать тому, чтобы они пришли к соглашению».
Так уж случилось, что именно после упомянутого теракта в Нью-Йорке конгрессмены приняли Акт об ассигнованиях зарубежных операций, экспортного финансирования и смежных программ, предоставив экс-президенту Джорджу Бушу, а затем и его сменщикам право отказаться от 907-й поправки. И это было вполне справедливо, поскольку благодаря умному подходу мы в течение двух десятилетий имели возможность благодаря заокеанским технологиям более эффективно защищать свою южную границу и усилить безопасность важной энергетической инфраструктуры на Каспии - нефтяные и газовые скважины, трубопроводы, по которым азербайджанская нефть и газ поступают на западные рынки.
Кстати, это хоть и первая, но не последняя попытка проармянски настроенных законодателей протащить на разных направлениях поправки против Страны огней. Так, известный демагогическими измышлениями конгрессмен Бред Шерман отметился проектом 66-й поправки «О запрете на передачу продукции военного назначения или оказание военных услуг Азербайджану со стороны США при угрозе гражданской авиации», а конгрессмен-армянин Джеки Спиир из Калифорнии выступал перед коллегами с 330-й поправкой - «О применении паритета по оказанию помощи между Азербайджаном и Арменией по программе повышения возможностей внешних сил безопасности» (как известно, в 2019-2020 годах в рамках этой доктрины официальному Баку была оказана помощь в размере $110 млн, а Армения из-за членства в ОДКБ не получила ни цента, кроме традиционной поддержки заокеанских законодателей).
Так вот, ни одна из этих поправок не прошла, и это тоже показатель того, что американский политический истеблишмент начинает не только более профессионально разбираться в ситуации на Южном Кавказе, но и узнавать друзей и недругов даже в тех регионах, которые долгое время находились на периферии его внимания. Более того, заокеанские законодатели научились не поддаваться провокациям и финансовым уловкам армянского лобби и других «демократических» кругов, быть крайне осторожными и проверять достоверность источников информации, что служит как укреплению сотрудничества Баку и Вашингтона, так и национальным интересам двух ведущих сил в своих регионах.