Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Наш народ обязательно возродит Карабах
Сложилась такая примета: в любом населенном пункте на освобожденных территориях, где появляется Президент Ильхам Алиев, вскоре закипают строительные работы, а значит, туда возвращается жизнь.
Армянские сепаратисты, совершив Ходжалинский геноцид в феврале 1992 года, тут же переименовали городок в Иванян, не только в попытке «спрятать концы в воду» (нет названия - нет проблемы), но и как бы символически «доказывая», что больше нога ни одного азербайджанца туда не ступит. Однако глава государства во время выступления на военном Параде по случаю 8 Ноября - Дня Победы - в городе Ханкенди, сказал: «Я неоднократно заявлял с различных трибун, что мы не позволим создать на наших территориях второе армянское государство, и если переговоры будут безрезультатными, то мы, применив силу, на основе международного права освободим родные земли от оккупантов на поле боя. Если бы руководство Армении и некоторые внешние силы, которые и сегодня стоят за ним, прислушались к моим словам, не было бы необходимости в Отечественной войне - кто бы ни стоял за ними, это не смогло бы заставить нас свернуть со справедливого пути. Теперь мы заняли все важные пункты в Карабахском регионе и одновременно установили контроль над условной границей, которая на протяжении многих лет оставалась под оккупацией, постепенно улучшая свои позиции, так как знали, что в Армении благодаря иностранным подстрекателям поднимали голову реваншистские силы».
Накануне Президент Ильхам Алиев, посетив вместе с первой леди Мехрибан ханым Алиевой поселок Гырмызы Базар Ходжавендского района и входящее в его административные границы село Ших Дурсун, а также село Шушакенд Ходжалинского района, преподнес наглядный урок того, какой народ является истинным хозяином тех земель, где буквально еще 18 сентября незаконно «властвовал» режим сепаратистов при наличии разделяющего общины контингента российских миротворцев. То есть уже по итогам
Отечественной войны и судя по тексту трехстороннего Заявления о прекращении огня, после которого к официальному Баку отошли Лачинский и Кяльбаджарский районы, все три десятилетия переговоров бывшие официально спорным «предметом торга», можно было констатировать, что наш народ полностью освободил оккупированные территории, в политическом ключе решив так называемый карабахский вопрос, высосанный из пальца царской Россией, а затем и большевиками.
Президент РФ Владимир Путин тоже не раз, в том числе на форуме «Валдай», заявлял, что суверенитет Азербайджана распространяется на всю его территорию, включая Ханкенди и другие районы. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, три года финансировавший незаконные военные образования и нелегитимные «институты власти», в отличие от адекватных политиков ждал отмашки от официального Парижа и Вашингтона, а также от верхушки армянской диаспоры, обладающей огромными, в том числе финансовыми, возможностями не только в упомянутых, но и в крупнейших российских городах, плюс Лондон, Тегеран, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Марсель. Однако устойчивая позиция нашего государства, опирающегося на нормы и принципы международного права и целеустремленность национальной внешней политики, не позволили «заступникам христианства» разыграть карту защиты «многострадального» народа, «проживающего в Карабахе 5 тыс. лет».
Непонятно, откуда у дипломатов такие цифры (у археологов и сотрудников даже Матенадаранского архива их точно нет), но главы постоянных представительств МИД Франции и ФРГ в Совбезе ООН во время надуманных обсуждений «гуманитарной катастрофы» в бывшей НКАО пытаются протащить этот нарратив и внести хотя бы в заявление председательствующей стороны. И когда им показывают даже не современные реалии, а Кюрекчайский договор между Ибрагим Халил ханом и генералом Павлом Цициановым (от имени императора Александра I), подтвердивший переход Карабахского ханства к России, они предпочитают мыслить категориями не историков, а сказочников и сплетников.
Вкратце вспомним, как проходило 22 сентября экстренное заседание по ситуации в «Нагорном Карабахе» после того, как Азербайджанская армия точечными ударами разоружила боевые подразделения сепаратистов. Основной расклад был такой: представители Франции и ФРГ дружно и в унисон осудили «инициированную Баку военную операцию», демагогически напомнив о принципе ненасильственного урегулирования конфликтов. Представитель России напрямую критиковать Азербайджан не стал, но, как и следовало ожидать, заявил о «безальтернативной роли российского миротворческого контингента в регионе». Это заявление было ответом на попытку главы МИД Армении Арарата Мирзояна по указке столиц коллективного Запада протащить резолюцию о неспособности РМК РФ несения миссии и замещении его интернациональными силами, будь то НАТО или «голубые каски» ООН.
Примечательно, что обсуждение шло как бы в отсутствие официального Баку, на что глава отечественного внешнеполитического ведомства Джейхун Байрамов мягко, но настойчиво напомнил, что вообще-то речь идет о территории суверенного государства, руководство которого не ждет никого и ниоткуда в качестве арбитра, а само, обладая огромным опытом решения конфликтов, способно справиться с любой могущей возникнуть межнациональной коллизией.
Понятно, что можно и нужно было напомнить о роли и значимости современного, уверенно развивающегося Азербайджана в системе международных отношений, о том, что к его вескому слову сегодня прислушиваются во всех частях света, а подтвержденное несомненными успехами председательство в Движении неприсоединения, в которое входят 120 государств, и вовсе дает право быть третейским судьей хоть в Антарктиде и Арктике, о которых спорят ведущие державы. Но зачем, как говорится, «дразнить гусей», если все и так понимают, в чем не правы неугомонные заступники неправды.
Если просмотреть материальную часть армянских претензий, как до, так и после 20 сентября (дата окончательного и фактического восстановления суверенитета), все утверждения нечистоплотных политиканов насчет «гуманитарного кризиса, блокады, преддверия второй волны геноцида многострадального армянского народа» просто не обоснованы и бездоказательны.
Начнем с того, что именно Армения вместе с бывшей НКАО по «французской» инициативе Абеля Аганбегяна и, мягко говоря, при недальновидной позиции Михаила Горбачева начала проект «воссоединения», после чего начался многолетний монолог и Баку, и международных организаций, с соответствующими четырьмя резолюциями Совбеза ООН, однозначно требующими полного, незамедлительного и безоговорочного вывода оккупационных сил с территории Азербайджана, на что армянское руководство, ощущая полную поддержку основных центров силы, реагировало в том духе, что «это никакая не оккупация, а просто страховочный буфер от агрессивных исламистов».
Именно этим и объясняется, что ни правительства Тер-Петросяна, Кочаряна, Саргсяна и Пашиняна, ни «власти НКР» не возвели в разрушенных районах, кроме Кяльбаджара и Лачина, ни одного даже стойла, не говоря о жилых домах, дорогах, школах и объектах здравоохранения. И в этом контексте нью-йоркские словопрения Арарата Мирзояна являются не чем иным, как воплощением заранее спланированного политического лицемерия, чтобы манипулировать мнением международной общественности и исполнить заказ патронов по вводу в Карабахский регион натовских «миротворцев».
Тем более что весь дипломатический мир был свидетелем того, сколько усилий прикладывал Азербайджан, чтобы была достигнута договоренность о доставке гуманитарных грузов в Карабахский регион, причем и через пограничный контрольно-пропускной пункт «Лачин», с соблюдением таможенных процедур, и по внутренней дороге из Агдама в Ханкенди, что вообще для всех выгодно и доступно, потому что там грузы не облагаются пошлинами. При этом была заключена договоренность и с представителями Международного Комитета Красного Креста, и российскими миротворцами о доставке гуманитарных грузов местным жителям. Армянам оставалось только пригнать технику и убрать бетонные блоки на упомянутой трассе, что заняло бы час времени, но нет, они решили восемь месяцев тянуть волынку про «этническую чистку», а когда у них спрашивали, что это за блокада такая, если «враг» вам предлагает продукты питания, лекарства, гуманитарные услуги, а вы блокируете это, мотивируя «этнической несовместимостью», они ссылались на их «особое право».
Не получилось в Ходжалы разговора с сепаратистами и у депутата Милли Меджлиса Рамина Мамедова, спецпредставителя главы государства, ответственного за контакты с армянскими жителями Карабахского региона АР. Как водится в таких случаях, между сторонами вначале была достигнута договоренность о проведении встречи в расположенном неподалеку городе Евлах, но затем нелегитимные «лидеры» сепаратистов выдвинули политически мотивированные и незаконные предусловия, приведя ряд глупых отговорок.
Но надо было думать мозгами, прежде чем ставить под сомнение аксиому «Карабах - Азербайджан!», то есть, раз уж весь мир признает регион суверенной территорией нашей страны, то и проживавшие (большая их часть обязательно вернется, если считает эту землю своей родиной) там этнические армяне тоже считаются жителями Азербайджана. И национальное правительство не раз заявляло, что решительно настроено гарантировать и обеспечить их доступ к необходимым товарам и услугам, а также создать для них соответствующие условия жизни.
В июльском интервью телеканалу Euronews Президент Ильхам Алиев прямо сказал для миллиардной аудитории: «Карабахские армяне должны понять, что как части азербайджанского общества им будут предоставлены гарантии безопасности и права, в том числе образовательные, культурные, религиозные, муниципальные. Они также перестанут быть заложниками манипуляций и будут жить нормальной жизнью, как представители десятков этнических и конфессиональных общин. Думаю, если они меня послушают, то поймут меня. Они знают, что я стою за своими словами», - недвусмысленно заявил глава государства, в том числе, в расчете на политиканов Парижа, Вашингтона и ряда прочих столиц, мнящих себя кукловодами. Не скажу за официальный Иреван, привыкший жить не по средствам за счет различных заступников на разных континентах, но мы давно уже обрубили нити внешнего управления страной и вполне нормально живем своим умом.
И действительно, сама жизнь доказывает правоту заявлений главы государства, а после того, как 15 октября Президент Ильхам Алиев поднял национальный триколор перед зданием бывшего обкома партии бывшей НКАО, обозначив фактическое восстановление полного суверенитета на всей территории Азербайджана, даже выражение «Нагорный Карабах» стало использоваться на международных площадках значительно реже (разве что в так называемых «резолюциях», принимаемых парой десятков французских парламентариев в расчете на карьеру в ветвях исполнительной власти, где они будут более благоразумны). И эта тенденция вполне закономерна, поскольку и военная составляющая самого конфликта, как, собственно, и название мнимой автономии, созданной большевиками в начале 1920-х годов на части нашей суверенной территории, стали достоянием истории. Не случайно и во время обсуждений региональных перспектив эксперты и дипломаты, официальные лица и журналисты применяют термин «Карабахский экономический район Азербайджана», который в последнее время использует в своих ежедневных сводках о деятельности миротворческого контингента в регионе даже Министерство обороны России, хотя раньше «путалось» в административных единицах.
Тем не менее представители некоторых западных стран, несмотря на колоссальный опыт сопредседателей в Минской группе ОБСЕ, то ли по инерции, то ли сознательно до сих пор продолжают использовать топонимы, утратившие юридическую силу. Как это, к примеру, на заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене сделала сравнительно недавно Кэтрин Брукер, глава миссии США, посвятившая свое выступление «ситуации в Нагорном Карабахе и его окрестностях». В ее речи, опубликованной на сайте структуры, подчеркнуто, что Вашингтон поддерживает усилия правительства Армении по оказанию помощи «лицам, вынужденно покинувшим свои дома после проведенной Азербайджаном 19 сентября военной операции». А вот об усилиях официального Баку на данном направлении - ни слова, потому как американцы не хотят упускать лидерство «в любви к многострадальному народу» на треке коллективного Запада и, похоже, они переиграют французов в местечковой игре.
Но это их проблемы, нас же больше интересует сам факт подведения судьбоносной для Южного Кавказа черты под более чем 30-летним этапом борьбы за восстановление территориальной целостности. А 8 Ноября останется в памяти всего прогрессивного человечества как День Победы в освободительной войне, которая на фоне небывалого подъема патриотических настроений ковалась усилиями всех без исключения граждан страны, тесно сплоченных вокруг идеалов общенационального лидера Гейдара Алиева, с феноменальной точностью воплощаемых его достойным духовным и политическим наследником.
Визуальным воплощением этой новой реальности стал незабываемый Парад Победы в освобожденном Ханкенди, над которым 15 октября Президент Ильхам Алиев гордо и собственноручно поднял национальный триколор. Этот военный парад, кроме прочих достижений, был призван также обозначить приоритет важнейшего постулата о том, что история не знает сослагательного наклонения и ее нельзя переиграть, как бы кто ни пытался задним числом это сделать. И это не философский спор о судьбах Южного Кавказа, а сама реальность, нацеленная на восстановление исторической справедливости. В неравной поначалу тридцатилетней борьбе за возвращение своих же территорий и восстановление собственного суверенитета терпеливый, но абсолютно уверенный в торжестве международного права народ Азербайджана одержал заслуженную, при этом честную и чистую победу, не постояв за ее высокой ценой.