Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Париж раскусили

Политика
26 Декабрь 2023
08:15
1028
Париж раскусили

или Как французские спецслужбы стали стражами неоколониализма

С тех пор как азербайджанские спецслужбы с большим успехом разоблачили сеть французской разведки в нашей стране, аналитики и журналисты все чаще стали задаваться вопросами относительно темных сторон деятельности французских спецслужб, методов их работы и их маскировки.

Как выяснилось, французская разведка и шпионаж в пользу Пятой республики являются неотъемлемой частью политики неоколониализма, которую так рьяно продвигает Париж и за что платит высокую цену.   
Оказывается, Французское государственное агентство развития (AFD), отвечающее за оказание помощи развивающимся странам, выделило миллиарды евро на финансирование непрозрачных проектов на Африканском континенте. Недалек тот день, когда выяснится, сколько всего потрачено в других частях планеты для подобных целей. Чтобы оградить свою деятельность от общественного внимания, агентство прикрывается заявлением о банковской тайне.

Созданное в 1941 году во время Второй мировой войны правительством генерала Шарля де Голля в изгнании в Лондоне первоначально как казначейское учреждение под названием «Центральный фонд свободной Франции», позднее ответственное за финансирование развития французских заморских территорий и переименованное в AFD, сегодня является государственным органом, через который официальный Париж оказывает так называемую финансовую помощь развивающимся странам посредством конкретных проектов.
Имея капитал в 953 млн евро, предоставленный французским государством, AFD занимает под низкие процентные ставки миллиарды евро на финансовых рынках, которые в свою очередь дает взаймы частным и государственным учреждениям в развивающихся странах. Из 12 млрд евро, вложенных в проекты только в 2020 году, 87% суммы составили кредиты. Остальная часть состоит из мнимых «пожертвований», в основном на проекты в Африке. С чем это связано, догадаться несложно. 
Проекты, которые финансирует это агентство, разнообразны как по масштабу, так и по характеру. Оно участвует в строительстве школы в Габоне, а в Камеруне финансирует ремонт моста. В Мали организация помогает рыть деревенский колодец, а в Нигере поддерживает кампанию по повышению осведомленности населения о проблемах насилия в отношении женщин. Вроде бы дела благие…
17 декабря 2020 года во время заседания «президентского совета», состоявшегося с министрами иностранных дел и экономики по вопросу иностранной помощи, президент Франции Эмманюэль Макрон объявил, что его страна «вернет африканским странам средства для оказания помощи их населению». Именно AFD поручено инвестировать миллиарды евро, чтобы - как официально заявлено в миссиях агентства - «улучшить условия жизни населения».
AFD, безусловно, «способствует» достижению этой цели. Оно поддерживает тысячи проектов, целью которых является содействие сокращению неравенства во всем мире. Но другие проекты, которые финансирует агентство, носят менее благородный характер, о чем подробно описано в серии расследований французской неправительственной организации Disclose, занимающейся журналистскими расследованиями в сотрудничестве с онлайн-журналом Mediapart, которые раскрыли обратную сторону хваленой политики Франции по содействию международному развитию. Сюда входят проекты, связанные с насильственным перемещением людей, вырубкой лесов, поддержкой вооруженных сил, подозреваемых в злоупотреблениях, и все это на фоне непрозрачности ряда его мероприятий.
После изучения реестра договоров о государственных закупках ЕС в ходе расследования удалось проанализировать данные 209 тендеров, объявленных AFD в период с 2015 по 2019 год, на общую сумму 24 млн евро. Так вот подавляющее большинство этих средств предназначалось для проектов в африканских странах, расположенных в зоне влияния Франции на континенте, включая Габон, Сенегал, Камерун и Кот-д'Ивуар.
По данным AFD, распределение его средств «не обусловлено выбором французских компаний». Однако изучение доступной информации за период 2015-2019 годов показывает, что в подавляющем большинстве объявленных тендеров их выиграли именно компании, базирующиеся во Франции, - всего 320 контрактов о госзакупках из 495.
Уполномоченный, выступающий от имени AFD, отверг предположение о том, что агентство отдает предпочтение французским корпорациям, и сказал, что их доминирование объясняется, в частности, «уровнем требований» AFD относительно «социальной ответственности и экологических стандартов».
В ходе расследования также выяснилось, что среди тех контрактов, по которым выбранная компания указана в официальных данных, все десять компаний, выигравших наибольшее количество контрактов, являются французскими. Среди бенефициаров тендеров AFD - дочерние компания французской компании по управлению водными ресурсами и отходами Suez Environnement, дочерняя компания французской многонациональной энергетической группы Engie, а также частная охранная фирма Amarante International, имеющая тесные связи с французскими спецслужбами. По данным AFD, последняя предоставляет «услуги, направленные на обеспечение безопасности» агентов спецслужб во Франции и в странах, где она пытается вмешаться во внутренние дела.
Что касается контрактов на кредиты, предоставленные AFD странам и местным властям, агентство отказалось публично разглашать их подробности по той же причине банковской тайны.
Один из этих проектов касается реконструкции аэропорта Дуалы, экономической столицы Камеруна, президент которого Поль Бия находится у власти с 1982 года. В 2016 году AFD предоставило Камерунской государственной компании по управлению аэропортами Aéroports du Cameroun кредит в размере 46 млн евро на ремонт и реконструкцию терминала аэропорта и взлетно-посадочной полосы. Для руководства работами были выбраны две французские компании - Sogea Satom, дочерняя компания французского строительного и концессионного гиганта Vinci, и Razel-Bec, дочерняя компания гражданского строительства французской строительной группы Fayat. Стоимость контрактов составила 24,4 млн евро.
Два года спустя 15 авиакомпаний, включая Air France, совместно написали обращение управляющему директору Aéroports du Cameroun, в котором жаловались, что пассажирский терминал аэропорта Дуала «отвратительно грязен», с «изношенным лакокрасочным покрытием», «бессвязными электрическими соединениями» и «неразрывным лесом кабелей», свисающих с внешних фасадов. Но «самая волнующая» проблема, как писали авиакомпании, касается безопасности самолетов. «Пропитанные нефтью асфальтовые покрытия уже не обладают первоначальной стойкостью и быстро приходят в негодность», - отметили они, добавив, что «ни одного дня не проходит без поломок или нехватки техники». Часть запланированных работ с тех пор была выполнена, но, как сообщается, пассажирский терминал остается в очень плохом состоянии.
AFD, ссылаясь на сохранение банковской тайны, отказывается раскрыть информацию о том, как были использованы миллионы евро, переданные Aéroports du Cameroun, какие контрактные гарантии существовали и проводился ли аудит проекта.
Запрос на доступ к соответствующим документам, сделанный в марте 2018 года журналистом Эмманюэлем Фройденталем, автором Dispose, был отклонен агентством по причинам банковской тайны. Три месяца спустя, после того как запрос был передан в арбитражный суд общественной комиссией Франции по арбитражному доступу к административным документам, ему снова было отказано на основании банковской тайны.
Впоследствии дело было передано в административный суд Парижа и на слушаниях он постановил, что некоторые документы, доступ к которым запросил Фройденталь, защищены банковской тайной. Что касается остальных документов в его запросе, то юристы AFD в последний момент заявили, что их на самом деле не существует. Суд обязал Фройденталя выплатить  1000 евро для покрытия судебных издержек AFD.
Секретность, окружающая использование средств AFD, хорошо известна и стала предметом обеспокоенности в отчете французского национального аудиторского управления Cour des Comptes за февраль 2020 года, в котором особо подчеркивалось отсутствие прозрачности в «процедурах, влиянии исследования, общественных запросах и выплатах» агентства.
Отсутствие прозрачности, подкрепленное понятием банковской тайны, позволило AFD финансировать проекты, которые полностью противоречат его заявленным целям, а также целям его дочерней компании Proparco, которая занимается оказанием помощи в частном секторе. 
С момента принятия французским парламентом в 2014 году закона, определяющего «ориентацию помощи Франции на развитие и международную солидарность», вклад страны в государственную помощь должен был способствовать «устойчивому развитию в развивающихся странах». К примеру, расследования в Демократической Республике Конго  показывают, что эта цель далека от соблюдения. 
Все это говорит о том, что дух французского колониализма и неоколониализма жив: если французы в свое время утоляли свой колониальный аппетит за счет кораблей и мечей, затем сексуальным насилием и порабощением, то в современную эпоху Франция с помощью своих спецслужб под видом «благотворительности» и «поддержки» использует колоссальные средства, направленные на дестабилизацию, хаос и анархию в отдаленных от нее странах.
 

Экономика
Новости