Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Американская Кассандра ошибается

Политика
17 Январь 2024
04:00
2035
Американская Кассандра ошибается

Войны в Западном Зангезуре не будет  

По поводу восстановления сухопутной связи между основной территорией Азербайджана и Нахчыванской автономией Армения высказывается в пользу открытия дорог по другим маршрутам, которые не подходят нам из-за сложного рельефа. 

В связи с продолжающимися уже четыре года безуспешными переговорами об открытии сухопутного маршрута в Нахчыван через армянскую территорию в районе Мегри, американская аналитическая компания Stratfor недавно выступила с неутешительным прогнозом, предрекая очередную армяно-азербайджанскую войну уже в этом году. 
Так, по мнению аналитиков Stratfor, если в первой половине 2024 года Баку не удастся достигнуть серьезного прогресса по Зангезурскому коридору, то уже к лету Азербайджан захватит значительную территорию на юге Армении. 

И тем самым силой пробьет сухопутный путь в Нахчыванскую автономию. 
Свою оценку происходящего вокруг Зангезурского коридора и прогнозу Stratfor в интервью газете «Бакинский рабочий» дал руководитель Аналитического центра 3-rd View, востоковед Рауф Раджабов.
- Почему Иреван не желает предоставлять в качестве коридора именно Мегринский участок, где еще в советские времена существовала дорога?
- Тому есть несколько причин, но основная связана с изменением геополитического вектора Армении. Иреван в настоящее время меняет свой внешнеполитический курс с Москвы в сторону коллективного Запада: Париж, Брюссель, Берлин, Лондон, Вашингтон. Исходя из этого, армянские власти отказываются от выполнения трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года. При этом Иреван оправдывает свои действия тем, что якобы другие подписанты данного соглашения также его не выполняют. Хотя это не так. Тем не менее из действий Армении можно сделать вывод, что эта страна просто не желает выполнять трехстороннее Заявление, являющееся, по сути, гарантом безопасности армянского государства. Все дело в том, что Франция, Германия, США и ЕС хотят стать гарантами безопасности Армении. 
Отсюда становится понятным недавнее заявление армянского премьера, в котором он заметил, что Иреван якобы вообще не брал на себя никаких обязательств по открытию какого-либо коридора и по тому, что контролировать армянский участок коридора должны российские пограничники. Как говорится, без комментариев… Хотя в 9-м пункте вышеуказанного Заявления четко прописано, что именно пограничники ФСБ России должны обеспечивать безопасность на 42-километровом участке транспортного маршрута, проходящего через армянскую территорию. 
Одновременно получается, что Иреван отказывается и от трехстороннего документа, подписанного 11 января 2021 года, в котором подробно прописаны вопросы разблокирования сухопутной связи между основной территорией Азербайджана и Нахчыванской автономией. 
Все это объясняется тем, что на Зангезурский коридор положил глаз Евросоюз. Именно европейцы хотят контролировать данный маршрут и потому до сих пор не выделили Армении обещанные средства - 2,6 млрд евро. Этот вопрос ЕС использует в качестве рычага давления на официальный Иреван с целью не допустить российских пограничников к контролю над Зангезурским коридором. Уже понятно, что Запад не позволит Пашиняну передать контроль над армянским участком маршрута России. Это, возможно, будет только при другой власти в Иреване. Но при нынешней не получится. 
Надо понимать, что Пашинян полностью не самостоятелен во внешнеполитических вопросах. Он находится под постоянным давлением и контролем со стороны западных структур, в частности Фонда Сороса и Агентства США по международному развитию, соответственно Госдепартамента, и все громкие внешнеполитические заявления, озвучиваемые Пашиняном и его окружением, также исходят из вышеупомянутых структур. Таким образом, армянские власти в настоящее время выступают не от имени Армении и армянского народа, а как марионет­ки третьих сил.   
Что касается попыток предложить Баку для сухопутной связи с Нахчываном другой маршрут по более худшему рельефу, в худших условиях, то это объясняется желанием европейцев затруднить связь Азербайджана с Турцией, а также Анкары с другими странами тюркского мира в Центральной Азии.              
- В то же время на днях премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что армянская сторона готова обеспечивать железнодорожное и автомобильное сообщение между Азербайджаном и Нахчываном на тех условиях, на которых Иран их обеспечивает. Что он хотел этим сказать?
- Пашинян и его команда пытаются завлечь Тегеран в продолжающуюся дискуссию между Баку и Иреваном по поводу открытия сухопутного маршрута в Нахчыванскую автономию. При этом армяне надеются, что в этой дискуссии Иран встанет на сторону Армении, и тогда, как рассчитывают в Иреване, удастся достичь такого решения в этой затянувшейся на четыре года дискуссии, которое окажется выгодным Ирану и Армении, но никак не Азербайджану. 
Официальный Баку неоднократно озвучивал, что никаких досмот­ров, проверок азербайджанских грузов, предназначенных для автономии и граждан Азербайджана, едущих в Нахчыван по сухопутному маршруту через Армению, быть не должно. Так как это всего лишь переезд грузов и граждан из одной части своей страны в другую, то есть обычный транзит по тому типу, что осуществляют российские граждане, направляющиеся в Калининградскую область через территорию Литвы. Другое дело, когда  речь идет об иностранных гражданах и о грузах из Азербайджана, но предназначенных для других стран, или грузах третьих стран. В таком случае они подлежат досмотру соответствующими органами Армении. К сожалению, пока Иреван выступает против нашего предложения.  
Еще одну причину привлечения Ирана на свою сторону власти Армении видят в запуске своего маршрута Север-Юг, который шел бы из России через Грузию в Армению и далее в Иран и Индию. Тем более что в последнее время начинают проглядывать очертания некой новой геополитической оси: Нью-Дели-Тегеран-Иреван. Но это только лишь расплывчатые очертания, не более того. Понятное дело, что ничего серьезного из этого союза не получится, но армяне пытаются использовать данную ось для реализации собственного транспортного проекта, о котором я упомянул. Данный маршрут позволит Армении через Грузию в перспективе выйти на Черное море, через Россию - на Балтику и северные моря, а через Иран и Индию - к Индийскому океану и теплым южным морям. В итоге в Иреване тешат себя надеждой, что, оставшись вне этого проекта в одиночестве в регионе, Азербайджан вынужден будет к нему присоединиться на их условиях. Но этого не будет. 
Глава нашего государства четко сказал, что если Армения не согласится на разрешение использования Мегринского участка своей территории для реализации проекта Зангезурского коридора, то никакой другой маршрут через Армению со стороны Азербайджана не пройдет, а сухопутный путь в Нахчыван будет проложен через Иран.   
- Пашинян заявил, что некоторые внешние и внутренние силы не желают установления прочного мира между Арменией и Азербайджаном. Кого он имел в виду?
- В первую очередь хочу обратить внимание на то, что, отмечая внутренние силы, выступающие против мира между двумя нашими странами, Пашинян говорил как об Армении, так и об Азербайджане. Но дело в том, что он не имеет никаких прав и полномочий высказываться так о нашей стране. Вначале ему надо добиться полномочий говорить от имени Армении, так как по последним социологическим исследованиям Пашинян пользуется поддержкой всего лишь 15% электората своей страны. Подавляющее большинство граждан Армении не доверяет ему, потому он просто нелегитимен как премьер-министр и глава государства в глазах собственного народа. 
Говоря о внешних врагах, понятное дело, он имеет в виду в первую очередь Россию, а внутренними врагами считает соответственно пророссийские силы в Армении и Азербайджане. Однако в нашей стране нет пророссийских сил, пророссийской партии и т.д. А вот в Армении пророссийские силы имеются - это парламентские фракции «Армения» и «Честь имею». Хотя первая является больше пророссийской, так как связана с Робертом Кочаряном, к которому хорошо относятся в Москве, в отличие от Сержа Саргсяна, с которым связана фракция «Честь имею».  
- Насколько вероятен данный сценарий, описанный в прогнозе Stratfor?
- Сразу скажу, изложенный американскими аналитиками сценарий не реален. Азербайджан не собирается использовать силу для реализации проекта сухопутного транспортного маршрута через Армению в Нахчыванскую автономию, и в случае отказа Иревана предоставить армянскую территорию для маршрута будет использован так называемый Аразский маршрут - через территорию Ирана. Кстати, работа над альтернативным маршрутом уже началась. Данный проект согласован с иранской стороной и там планируется проложить как железную, так и автомобильную дороги. Кстати говоря, Турция также согласилась участвовать в этом проекте. Поэтому можно твердо заявить: воевать, проводить какие-то спецоперации на территории Западного Зангезура Азербайджан не будет. 
Но есть один интересный момент, касающийся до сих пор остающихся под армянской оккупацией азербайджанских сел. И хотя всего таких сел насчитывается восемь, четыре из них являются анклавами, а другие четыре - неанклавами. Последние относятся к Газахскому району Азербайджана. Они были захвачены армянами еще в начале 90-х годов. Местные жители сразу же их покинули, и села до сих пор пустуют. То есть там никто из мирных жителей не живет, только армянские военные. 
Кстати, официальный Иреван признает факт оккупации. Разумеется, Баку попытается вернуть эти села мирным путем посредством переговоров в рамках процесса делимитации границы. Но если политико-дипломатический путь провалится, то Азербайджан имеет полное право использовать другие способы для возвращения оккупированных сел.

Экономика
Новости