Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Без повода для агрессии

Политика
26 Январь 2024
09:38
795
Без повода для агрессии

Торжество мирной наступательной дипломатии Президента Ильхама Алиева 

Ряд глобальных центров силы многое бы дали сегодня для того, чтобы хоть как-то утвердиться в Карабахском регионе Азербайджана, однако официальный Баку выверенными внешнеполитическими шагами на корню пресекает их деструктивные попытки. 

Помнится, начиная с 27 сентября 2020 года и вплоть до окончания Отечественной войны только на уровне Совбеза ООН несколько раз предпринимались попытки «немедленно усадить стороны за стол переговоров», причем лексика выступающих в отношении «недопустимой агрессии» официального Баку была примерно такой, как если бы Ирак аннексировал Кувейт три десятилетия назад. 
Примерно тот же стиль прессинга сохранился до сих пор - одна только Армения вместе с Францией семь раз за это время обращались в высший арбитраж глобальной безопасности, применяя весьма жесткие выражения в отношении Азербайджана. Который якобы оккупировал территорию суверенного соседнего государства, блокировал «единственную для карабахских армян дорогу жизни», стариков, женщин и детей довел до голодной смерти, а затем учинил тотальную этническую чистку. 
И все это проговаривалось всерьез, без стыда и совести даже главами МИД ряда стран под протокол, словно в сюрреалистическом зазеркалье отражая реальность 1987-1993 годов, когда миллион с лишним разутых и раздетых, лишенных глотка воды и куска хлеба азербайджанцев были изгнаны из своих домов, а десятки тысяч погибли от огнестрельного оружия, но больше от морозов и лишения элементарной возможности выживания. При этом за все 28 лет переговорной части процесса ни один из ораторов в Совбезе ООН не брызгал слюной в защиту официального Баку, словно права человека касаются исключительно «многострадальных» хаев «с тысячелетней историей», придуманной для них в Париже и Санкт-Петербурге, но никак не потомков тюркских племен. 

Единственное, что учли специалисты по международному праву, принимая четыре резолюции 1993 года о немедленном и безоговорочном выводе оккупационных войск с территории Азербайджана, - требование признать государства постсоветского пространства в границах на момент членства в ООН. 
Зато англоязычные авторы для потомков оставили на бумаге незаконное понятие «Нагорный Карабах» на русском языке, придуманное «народными комиссарами» в начале 
1920-х годов, но не подтвержденное ни историческими, ни правовыми документами. Кстати, оно фигурирует до сих пор в электронном обороте документов в Нью-Йорке и Женеве. И это невзирая на то, что героическая Национальная армия во главе с победоносным Верховным Главнокомандующим, Президентом Ильхамом Алиевым 20 сентября прошлого года благодаря точечной операции по разоружению сепаратистов и ликвидации векового нарыва под недопустимым названием «второе армянское государство» полностью восстановила юрисдикцию официального Баку на всей территории Азербайджана. 
Но мы не ропщем, так как на это у молодой, но окрыленной перспективами возрождения нации нет даже времени. Веление наступательной дипломатии главы государства совершенно иное - объединить интересы всего прогрессивного человечества для полного осознания примата международного права, чтобы принципы территориальной целостности и неприкосновенности государств, неприменения силы или угрозы силой, суверенного равенства всех стран были нормативными, носили не договорный, а универсальный правовой характер и стали императивом для всех, включая и «микро»-государства Океании, и пятерку постоянных членов Совбеза ООН, к сожалению, так или иначе подмявших планету под собственные интересы. 
В декабрьском интервью телеканалу Euronews Президент Ильхам Алиев предельно ясно довел до глобального сообщества свою основную мысль по этому поводу: «Наша политика нацелена на широкое сотрудничество, так как мы всегда хотели защитить государство от любой геополитической борьбы или противостояния между крупными державами. И я думаю, поэтому Азербайджан считается надежным партнером для многих крупных международных игроков: если взглянуть на развитие отечественной энергетики, увидим широкое партнерское участие, при взгляде на транспортный сектор увидим, что оба коридора - Север-Юг и Восток-Запад - пересекают наши земли, от чего выигрывают и наши соседи, и многие страны в разных регионах. 
В широком смысле наша страна придерживается независимой внешней политики, исходя из национальных интересов и демонстрируя способность защитить себя от международного воздействия, дабы не превращать свою территорию в зону противостояния. Нам удалось успешно снизить риски негативного влияния извне и попытки вмешательства во внутренние дела, превратив нынешний Азербайджан в страну с большим потенциалом и хорошей международной репутацией, сумевшую за последние 20 лет привлечь более $300 млрд инвестиций». 
Это то, что видно невооруженным глазом даже за тысячи миль отсюда, но для достижения фундаментального результата со времени возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева официальному Баку пришлось пройти десятилетия нервной командной игры, вовлекая в орбиту обаяния глобальных игроков, многовековая история взаимоотношений которых выстроена на конфликтном треке. Нынешнему поколению граждан сложно объяснить ситуацию, когда в начале 
1990-х годов ряд нефтедобывающих субъектов России на Кавказе и в Поволжье объявили «парад суверенитетов», платя крохи или вовсе не отчисляя деньги в федеральный бюджет, зато ельцинская администрация руками и ногами упиралась в невозможность поставок каспийских углеводородов европейским потребителям. 
Переговорщикам разных уровней, включая главную действующую фигуру того времени в лице первого вице-президента Государственной нефтяной компании Ильхама Алиева, пришлось изрядно «поторговаться» с политиками в Вашингтоне и транснациональными компаниями в Хьюстоне, что в совокупности заняло месяцы непростого общения. Та же самая картина, но с другими зарубежными переговорщиками была и во время возрождения былых караванных путей. Зато каков результат - 8 сентября 1998 года в том же столичном дворце «Гюлистан», где четыре года назад был подписан «Контракт века», позволивший построить популярный ныне Основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, с участием глав государств и правительств 32 стран (от Монголии вглубь Евросоюза) была успешно проведена Международная конференция «Traceka - восстановление исторического Шелкового пути». Наиболее важным ее результатом стало подписание Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия и его технических приложений по международному железнодорожному и автомобильному транспорту, торговому судоходству, таможенным процедурам и обработке документов. Иными словами, инициатива обросла конкретными делами, а штаб-квартира организации прописалась в Баку. 
И таких задумок, осуществленных политическим руководством Страны огней вопреки обстоятельствам, можно насчитать с десяток - особенно эпохальными были переговоры по строительству Южного газового коридора (ЮГК). Несмотря на то, что идея была сформулирована и одобрена Еврокомиссией в 2002 году при поддержке из Вашингтона, а затем с десяток государств подписали целый ряд деклараций о сотрудничестве в осуществлении данного проекта, из-за политических, экономических и отраслевых проблем первоначальный замысел ЮГК кардинальным образом изменился. 
Вначале проект получил название Nabucco, и газ должен был поступать из Центральной Азии в Иран, Азербайджан, Армению (?!), а конечным пунктом была Австрия. Затем ряд участников намеренно оказались вовлеченными в политический конфликт, международные финансовые институты отказали в кредитах со ссылкой на «слабые экономические параметры» проекта, после чего национальное правительство взяло на себя инициативу. Многие были удивлены, как небольшое, ранее никому не известное государство Южного Кавказа берет на себя риски, вкладывая примерно $45 млрд, а потому буквально накануне полноценного запуска системы трубопроводов (запуск газа в Турцию по TANAP начался в 2018 году, а посредством TAP в Италию через Балканы - в конце 2020-го) была спровоцирована очередная военная фаза карабахского конфликта, обернувшаяся неожиданно для «цивилизованного» мира ошеломительными для агрессора итогами Отечественной войны. 
Ведь только на первый взгляд официальный Баку 27 сентября 2020 года объявил кампанию по освобождению от сепаратистов суверенных территорий, на самом же деле (вспомним клич Президента братской Турции Реджепа Тайипа Эрдогана «Азербайджан не одинок, мы всегда рядом с ним!») немало, в том числе, интересантов коллективного Запада уже тогда хотели закрепиться в Карабахе и Восточном Зангезуре, озвучивая свои претензии на уровне Совбеза ООН. Однако хладнокровный тандем Баку-Анкара не позволил врагам тюркского мира даже на дипломатическом уровне реализовать свои маниловские мечты. В этом плане история со Страной огней в чем-то парадоксальна - ведь инициаторы военной фазы ушедшего в прошлое карабахского конфликта вовсе не желали его прекращения, но Президент Ильхам Алиев впервые в современной истории совершил невозможное, совместной силой слова и оружия погасив пылавший костер искусственного противостояния, не выгодного ни армянскому, ни азербайджанскому народам.   
Сегодня политические амбиции молодого прикаспийского государства давно переросли роль регионального лидера и даже «южных энергетических ворот в Евросоюз». Глава государства в упомянутом интервью телеканалу Euronews следующим образом обозначил современную глобальную диспозицию Страны огней: «За четыре года председательства в Движении неприсоединения, объединяющего 120 государств, мы сыграли важную роль в привнесении нового измерения и динамики в деятельность второй по численности структуры после ООН, создав постоянно действующие парламентскую и молодежную платформы, с активизацией женского движения. Мы принимали самое активное участие в борьбе с пандемией, положительно решили множество других проблем, что в итоге привело к единодушной поддержке наших инициатив, а ведь речь идет о различных государствах, среди которых не все, мягко говоря, находятся в хороших отношениях друг с другом. Кстати, и на уровне ООН мы популярны у абсолютного большинства более 200 членов мирового сообщества. Причина в том, что наши отношения с соседями хорошо сбалансированны и основаны на дружбе и взаимном интересе со странами континента, включая Евросоюз, динамика также положительна, включая поставки газа, о которых просили его столицы. Главное - мы дружим независимо от расовых, этнических и религиозных предпочтений, и наша политика всегда направлена на оказание поддержки и демонстрацию дружественного подхода ко всем странам без исключения. И теперь, после восстановления нашей территориальной целостности и суверенитета, возможности и репутация Азербайджана на международной арене станут гораздо больше и лучше». 
Помнится, на заре государственной независимости ресурсы и возможности официального Баку не учитывались вовсе, а специалисты в области геополитики рассматривали Азербайджан как выгодную географическую территорию, могущую связать в чьих-то интересах (угадайте с трех раз основных бенефициаров) обе стороны Атлантики. С ростом возможностей наша страна становилась объектом «мягкой силы» (soft power) не трех, как раньше, сопредседателей отжившей свой век Минской группы ОБСЕ, а как минимум десяти больших государств. Со временем стало понятно, что слаженная внешнеполитическая команда Президента Ильхама Алиева на своем поле переигрывает представителей глобальных центров силы ввиду их откровенного антагонизма, после чего была введена так называемая «умная сила» (smart power). 
Парадокс заключается в том, что на нынешнем этапе развития международных отношений именно Баку незаметно превратился из объекта в субъект применения новейших веяний, причем без всяких там дипломатических технологий. Национальная внешняя политика может быть для всех естественным примером способности получать желаемые результаты в отношениях с другими государствами за счет привлекательности собственной культуры и цивилизационных ценностей, но никак не принуждения. 
Как говаривал один классический персонаж, «это не наш метод», да и на собственном примере мы хорошо знаем, что давление эффективно только при защите справедливости, во всем остальном на искренних партнеров и особенно на друзей нужно влиять через честное взаимовыгодное сотрудничество в максимально возможных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия. 
Вот он, маленький секрет умения сочетать мягкую и умную силу для формирования выигрышной стратегии, при этом не обращая внимания на попутный шум вокруг. Если же европейцы ругаются в адрес Азербайджана, значит, не могут переварить неразделенную любовь, а еще больше - завидуют количеству друзей и фундаментальной устойчивости его международных позиций. 
 

Экономика
Новости