Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Двусторонние отношения Турции и Азербайджана - на века
Степень сопричастности Баку и Анкары к взаимным проблемам во время Отечественной войны 2020 года и прошлогоднего землетрясения на юго-востоке братской страны позволяет говорить о более чем союзнических отношениях двух столиц.
Символизм братства был очевиден и накануне, во время приема Президентом Ильхамом Алиевым турецкой делегации во главе с председателем парламентской Комиссии по национальной обороне, экс-министром Хулуси Акаром. Незримой красной нитью беседу пронизывали формулы общенационального лидера Гейдара Алиева: «Одна нация - два государства» и основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка: «Радость Азербайджана - наша радость, его печаль - наша печаль».
Не менее важен на этом фоне постулат главы государства на состоявшемся в Баку 28 мая позапрошлого года фестивале TEKNOFEST Azerbaijan: «Мы всегда рядом друг с другом, как в хорошие, так и в тяжелые дни, хотя должны сделать и сделаем так, чтобы впереди были только счастливые времена. Турецко-азербайджанские братство и единение - главный путеводитель для наших народов, важнейший фактор безопасности и стабильности как для региона, так и для всего мира. Чем увереннее наша поступь, тем прочнее будет предсказуемый мир в нашем регионе - все человечество стало свидетелем необходимой поддержки во время Отечественной войны. В первые же ее часы мой дорогой брат, уважаемый Президент Реджеп Тайип Эрдоган открыто заявил недоброжелателям: «Азербайджан не одинок, Турция находится рядом с ним», что придало нам дополнительные силы, дух и уверенность».
Наш народ никогда этого не забудет».
Но Турция не всегда была способна воздействовать на «старших братьев» по НАТО, особенно в пору исключительно номинального признания Азербайджана в качестве субъекта международного права. Так, сразу после оккупации Кяльбаджарского района представитель Турции 6 апреля 1993 года выступил на экстренном заседании Совбеза ООН с призывом осудить «агрессию Армении против суверенной Азербайджанской Республики», однако арбитраж глобальной безопасности отклонил «неверную» формулировку, выразив исключительно «серьезную озабоченность по поводу эскалации враждебных актов в конфликте в Нагорном Карабахе» и уравняв тем самым статус жертвы и агрессора.
Несправедливость в высоких дипломатических стенах, включая Минскую группу ОБСЕ, стала традиционной и продолжалась вплоть до 27 сентября 2020 года. Впрочем, к тому времени наша страна была окружена многочисленными друзьями, за ее плечами было двухлетнее непостоянное членство (2012-2013 годы) в Совете Безопасности ООН, успешно, хотя и тяжело начавшийся цикл руководства в Движении неприсоединения, и политическое руководство, взвесив все доводы «за» и «против», вынуждено было самостоятельно освобождать суверенные земли от зарвавшегося врага, уповавшего на «вечное христианское заступничество».
Обратите внимание на дату выступления турецкого представителя в Совбезе ООН - это было за 2,5 месяца до возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева, который, будучи Президентом, в обращении к народу и азербайджанцам мира в связи с наступлением нового века и третьего тысячелетия отметил: «Начиная с лета 1993 года были произведены серьезные изменения в курсе внешней политики по отношению к Турции, после чего в двусторонних отношениях наступил качественно новый этап. Сегодня это наш самый надежный политический союзник и равноправный экономический партнер. В ходе взаимных официальных визитов глав двух братских государств был подписан ряд важных документов, охватывающих наше всестороннее сотрудничество. Азербайджано-турецкие отношения наряду с тем, что служат интересам двух братских народов, также вносят вклад в дело установления мира и безопасности в мире и регионе».
Так произошла историческая перезагрузка: официальные и неофициальные, а также рабочие визиты в братскую страну с выдвижением и дальнейшей реализацией ряда инициатив (это не только посильная поддержка блокадной Нахчыванской автономии, строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, ряда других транспортных и инвестиционных проектов) являются наглядным показателем значения, придаваемого фактору официальной Анкары в концепции внешней политики общенационального лидера, который особо выделял стратегическое партнерство с ней. Результаты говорят сами за себя.
Так, в феврале 1994 года были подписаны Протокол о сотрудничестве и взаимопомощи между двумя странами в экономической, научной, технической и культурной сферах, Договор о дружбе и развитии всестороннего сотрудничества, Соглашение о политических консультациях, Соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций и другие важные документы о намерениях. А уже через три года дружба начала материализовываться - углубление стратегического сотрудничества переросло в стратегическое партнерство, были подписаны соглашения о льготном налогообложении, потоке финансов, транспортировке природного газа из Каспия в Турцию и т.д.
Но, чтобы «не дразнить гусей», весьма прагматичный патриарх мировой геополитики не затрагивал тему военного сотрудничества, впрочем, ВПК братской страны в то время был весьма скромным, а потому не было темы и повода для обсуждения.
Но время течет, и руководители новой глобальной формации, президенты Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган в полную силу сумели воспользоваться историческим шансом вначале на партнерское сближение, а затем и на союзническое единение. Более того, стало доброй общепринятой традицией, что не только главы государств, но и высокопоставленные публичные чиновники посещают столицы братских стран сразу после вступления в должность или же в связи с событиями, имеющими символическое значение. И это важно, так как одно дело - общаться по телефону или через помощников и внешнеполитические ведомства, а другое - когда можно держать руку на пульсе событий благодаря частым личным контактам, которые даже в современной дипломатии считаются основной движущей силой двусторонних отношений.
Сближение позиций было заметно всегда, но особенно стало очевидным, когда в сентябре 2010 года главы государств создали постоянно действующий механизм Совета стратегического сотрудничества высокого уровня, официально выражаясь, с целью дальнейшего укрепления двусторонних связей.
А 16 августа 2010 года и вовсе произошло знаковое событие - между двумя странами было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и оказании взаимопомощи, отличительной особенностью которого стал вполне ожидаемый, причем не завуалированный пункт о военном союзничестве: «В случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению или военному вторжению третьей страны или группы стран, стороны для реализации индивидуального или группового права на самооборону, предусматриваемого в 51-й статье Устава ООН, договариваются о взаимопомощи в рамках существующих параметров, включая военные возможности и маневры».
Таким образом, Соглашение по второму пункту обозначило правовые рамки двусторонних отношений, а упомянутый механизм Совета стратегического сотрудничества высшего уровня официально подвел черту под административными рамками двусторонних отношений.
Апофеозом братства стало символическое подписание Шушинской декларации 15 июня 2021 года, зафиксировавшей двустороннюю долгосрочную политическую волю поднятия уровня взаимоотношений - от партнерских до союзнических. И то, что парламенты двух стран в феврале позапрошлого года практически синхронно ратифицировали документ, тоже является признаком того, что Азербайджан и Турция поистине одна нация с двумя столицами. Между двумя столицами, начиная с 1992 года, было подписано около 200 двусторонних документов, в том числе различных договоров, деклараций, соглашений и инициатив, но трудно переоценить значимость подписания упомянутого документа.
Во-первых, он подписан в Шуше, символизируя грядущее возрождение Карабахского и Восточно-Зангезурского регионов, во-вторых, приурочен сразу к двум эпохальным датам - 100-летию Карсского договора и триумфальному, долгожданному для нас возвращению общенационального лидера Гейдара Алиева во власть. А в-третьих, положения Шушинской декларации без купюр и вполне официально вывели двусторонние отношения на союзнический уровень практически по всем аспектам политики и экономики, обеспечив к тому же расширение взаимной поддержки в структуре международных и региональных организаций, куда входят обе страны (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Организация тюркских государств и ОИС).
Декларация содержит в себе не просто гарантии как в ранних редакциях, но и обязательства немедленного реагирования в рамках сотрудничества на высшем уровне в случаях, если суверенитет, территориальная целостность, неприкосновенность границ или безопасность любой из сторон подвергнутся опасности или нападению со стороны третьей страны или группы стран. Согласно новому принципу, при подобном нападении принимается общее решение, по которому обе страны координируют работу своих силовых структур и вооруженных сил.
Кроме того, декларация предусматривает регулярный обмен персоналом между Вооруженными силами двух стран, проведение более частых плановых совместных учений и обучающих курсов, повышение и развитие навыков совместной работы между армейскими подразделениями, а также самое тесное сотрудничество в вопросе управления высокотехнологическим оружием и боеприпасами. Иными словами, Шушинская декларация упорядочила политический и правовой механизмы для торжества формулировки «Одна нация - два государства».
Конечно, союзнические отношения были и раньше - до подписания исторического документа профильные ведомства Минобороны АР получали от турецких фирм оборонной промышленности, таких как ASELSAN, ROKETSAN, BAYKAR, вооружение, например, системы с лазерной наводкой, артиллерийские системы, ракетные дальнобойные системы и беспилотные летательные аппараты, которые сыграли немаловажную роль в достижении оглушительной Победы по итогам рекордно короткой Отечественной войны. Эти поставки позволили достичь кратного преимущества в воздухе над врагом. Президент Ильхам Алиев в интервью телеканалу France 24 заявил, что «только благодаря турецким боевым беспилотникам Азербайджанской армии удалось уничтожить армянское вооружение стоимостью более чем 1 млрд долларов».
Кстати, двусторонние отношения не ограничиваются одними только военными и дипломатическими связями. Проект TANAP (Трансанатолийский участок Южного газового коридора), являющийся перспективной точкой сборки, нацеленной на транспортировку каспийского «голубого топлива» на рынки Евросоюза, стал самым протяженным и широким газопроводом не только на континенте, но даже на Ближнем Востоке, где несчетное количество транспортных артерий. Его длина составляет 1811 км при диаметре трубы в 56 дюймов (примерно 1,4 м), и он ежегодно прокачивает более 20 млрд кубометров газа.
Давно и успешно зарекомендовавший себя во всем мире нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, инвестиции Государственной нефтяной компании SOCAR в энергетику братской страны и многие другие примеры наглядно показывают тесные связи двух стран на данном направлении. А с 30 октября 2017 года функционирует железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которая не просто сократила время поступления грузов (после отмены карантина настанет и наша очередь) и пассажиров, но и сделала их унифицированными и более комфортными.
Сейчас, невзирая на истошные окрики из Парижа, на территории нашей страны, в том числе сопредельной с Ираном параллельно реке Араз, строится участок Зангезурского коридора, который укрепит и упростит туристические и торговые связи между целым рядом государств, и французские любители путешествий не будут исключением на предстоящем празднике жизни. Более того, упомянутый маршрут является составной частью трехстороннего Заявления о прекращении огня от 10 ноября 2020 года и призван соединить эксклав Нахчыванской автономии с основной территорией страны через Армению (в случае чего Иреван столкнется с иранской альтернативой), что позволит глубже интегрировать нашу страну в европейскую гуманитарную цепочку обмена людьми и товарами.
Есть еще один момент: практически все трехсторонние и прочие многосторонние форматы сотрудничества с участием официального Баку предусматривают также прямую заинтересованность Анкары, равно как и наоборот - правительство Эрдогана не делает шагов, идущих вразрез с внешнеполитическим вектором нашей страны.
Как гласит поговорка, друг познается в беде, которая является единственным мерилом духовной близости. Современная история предоставила нашим народам возможность «сдачи совместного экзамена»: вначале в рамках карабахского конфликта была очередь турецкого народа и правительства, а в феврале прошлого года очередь была за нами, когда случилось страшное по силе и количеству жертв землетрясение на юго-востоке братской страны. Надо сказать, образцовый судьбоносный взаимозачет дает основание полагать, что отныне нам не страшно ни одно испытание временем, настолько глубоко обе нации были вовлечены в поддержку друг друга в сложной ситуации. Время показало, что в такие моменты основным мерилом единокровия являются не вооружение, палатки, медикаменты или теплые вещи, а простой человеческий фактор: за полтора месяца Отечественной войны в пользу справедливости «отметилось» все население Турции (армяне не в счет, они и землетрясению на своей родине радовались). Десятки тысяч телеграмм со словами поддержки получили Минобороны и Администрация Президента АР. Они бы и в бой пошли, однако национальное правительство во всеуслышание заявило, что, спасибо за инициативу, но и наша Армия подготовлена по последнему слову техники и технологий, не говоря о высочайшем морально-боевом духе солдат и офицеров, рвавшихся под руководством победоносного Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева освобождать малую Родину, находившуюся под оккупацией.
Ну а про эпическую сопричастность азербайджанцев к прошлогодней стихии написаны тома книг и сняты километры документальных фильмов, поскольку она исходила именно от сердца.