Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Предложения Пашиняна преследуют двусмысленные цели
Периодическая печать и экспертное сообщество как нашей страны, так и зарубежных государств продолжает обсуждение последних предложений Пашиняна, в которых он предстает перед мировым сообществом неким наследником «славы» нацистского министра иностранных дел Иоахима Риббентропа и советского наркоминдела Вячеслава Молотова.
Видимо, лавры этих людей не дают ему спокойно спать, с чем и связано его главное предложение на сегодня - заключить вместо обычного мирного договора пакт о ненападении. Главное тут, по-видимому, заключается в том, что звучит громче и увесистее, чем просто «мирный договор».
И не беда, что Баку на такое не пойдет, главное предложить, а дальше в дело вступит «тяжелая артиллерия» в виде Запада, задача которого как раз заключается в том, чтобы постараться продавить это предложение, раз Азербайджан отказывается подписывать мирный договор на выгодных Армении и Западу условиях.
Ну а если азербайджанская сторона все-таки не согласится, несмотря ни на какое давление, то опять Пашиняну можно будет вспомнить уроки школьной истории, согласно которым следующим логичным шагом может стать предложение армянского премьера Франции, Германии, Бельгии, Нидерландам и прочим своим западным партнерам заключить «Священный союз» против Азербайджана, Турции и России.
Однако из той же истории хорошо известно, к чему привел Пакт о ненападении и чем закончился «Священный союз».
Своим мнением по поводу предложений Пашиняна в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился известный российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
- Что преследует Пашинян, предлагая Азербайджану подписать пакт о ненападении на случай, если мирные переговоры затянутся?
- Предложение подписать пакт о ненападении вместо полноценного мирного договора означает заключение квази-мирного договора без признания взаимной территориальной целостности. Отсутствие признания территориальной целостности друг друга мешает работе комиссии по делимитации и демаркации границы.
Следует напомнить, что в результате этнических чисток на захваченных Арменией землях не осталось азербайджанского населения. В итоге оккупированные земли оказались бесхозными, и за прошедшие со времен первой Карабахской войны годы там стихийно расселялись переселенцы из Армении, Сирии и др. стран, обживались, пользовались местными природными ресурсами, строили различные объекты хозяйственной деятельности. Но по итогам второй Карабахской войны все это пришлось вернуть.
К тому же вопрос делимитации и демаркации границы усложняет наличие анклавов. В этих условиях Пашинян, опасающийся наступления Азербайджанской армии на Зангезур, желает подписания пакта о ненападении. Кроме того, это предложение говорит еще и о том, что сам Пашинян очень невысоко оценивает возможность подписания мирного договора в ближайшие годы.
- Если помните, армянский премьер предложил Баку ввести механизм взаимного контроля над вооружением, что он имеет ввиду?
- Предложение внедрения механизма взаимного контроля над вооружением имеет примерно ту же природу, что и пакт о ненападении: предложить нечто такое, что предотвратило бы возможность новых боевых действий, но без подписания мирного договора, а, следовательно, без признания Арменией в полном объеме территориальной целостности Азербайджана, как того требует Баку. Предложенные меры контроля говорят о том, что Иреван хочет наблюдать за передвижениями ВС Азербайджана, поскольку очевидно, что Азербайджанская армия намного сильнее армянской. Соответственно, в условиях, когда Пашинян никак не соглашается на открытие Зангезурского коридора в соответствии с предложениями Баку, армянские власти боятся, что азербайджанская сторона может применить план «Б», предусматривающий ввод войск в Западный Зангезур для обеспечения сухопутной связи основной территории Азербайджана с Нахчыванской автономией.
Кроме того, предложенные механизмы - это некая пиар-акция, рассчитанная на Запад, где очень любят различные меры контроля и тому подобное. Следовательно, Пашинян надеется, что высказанные им предложения будут активно поддержаны на Западе.
Таким образом, основная цель Пашиняна сейчас заключается в том, чтобы не соглашаться на азербайджанские требования, являющиеся как бы предусловием к подписанию мирного договора, а вместо этого пойти на подписание пакта о ненападении. Тем самым он дает сильный пас Западу, который теперь может начать мощную кампанию по оказанию давления на Азербайджан с целью согласия на предложения Пашиняна, которые, по их мнению, будут способствовать развитию мер доверия между сторонами. А согласие Баку в свою очередь будет означать приезд в Азербайджан различных французских и европейских контролеров, которые будут наблюдать за азербайджанскими войсками и отслежить их передвижения.
- Важным препятствием на пути мирного урегулирования становятся некоторые пункты Конституции Армении. Получится ли на соответствующем референдуме внести необходимые изменения в Основной закон?
- Представить на сегодня, что Армения будет на референдуме менять свою Конституцию, очень сложно. Поэтому, скорее всего, мирный договор в ближайшем будущем подписан не будет.
- Недавно азербайджанская делегация вынуждена была покинуть ПАСЕ. Почему в данной европейской структуре царят азербайджанофобия и исламофобия?
- По процедурным вопросам в ПАСЕ хочу сказать, что в рамках данного института была специально разработана форма наказания - неутверждение полномочий делегации. Дело в том, что перед каждой сессией ПАСЕ проходит процедура утверждения полномочий делегаций всех стран - членов СЕ. Данное наказание заключается в лишении делегации права голоса в стенах ПАСЕ. Эта процедура уже неоднократно применялась в ПАСЕ, в том числе против российской делегации. Ну а сейчас европейцы решили применить это оружие против азербайджанской делегации. С этой точки зрения представители Азербайджана поступили разумно, приостановив свою деятельность в ПАСЕ, так как без права голоса деятельность любой делегации просто теряет всякий смысл. ПАСЕ была создана прежде всего для того, чтобы способствовать обмену мнениями между делегациями различных стран.
В отношении исламофобии и азербайджанофобии в ПАСЕ хочу заметить, что латентная исламофобия там реально существует по той причине, что в ПАСЕ представлены и правые партии, представляющие ксенофобские настроения разных групп населения своих стран. Эти настроения распространены и среди депутатов ПАСЕ - к таковым относится примерно четверть от их общего числа.
Однако в вопросе с неутверждением полномочий делегации из Азербайджана свою роль прежде всего сыграла азербайджанофобия, инициированная Францией. Эта страна, как мы наблюдаем, резко активизировала свою проармянскую позицию, что в первую очередь связано с желанием Парижа оторвать Иреван от России. А это в свою очередь необходимо Франции по той причине, что Москва выгоняет Париж из африканских стран. Кроме этого, сейчас идет гибридная война Запада против России и Макрон хочет утвердиться в роли лидера этой войны. Также нельзя забывать о сильном армянском лобби в странах Запада, которое также заинтересовано в том, чтобы оторвать Армению от России.
Следует отметить, что Франция играет ведущую роль в ПАСЕ, а также рулит внешней политикой ЕС. Поэтому неудивительно, что азербайджанофобская позиция Парижа транформировалась в позицию всего ПАСЕ.
- Следует ли Азербайджану в этой ситуации выйти из Совета Европы?
- Не вижу никакой необходимости Азербайджану выходить из СЕ. Баку уже сделал все необходимое - приостановил свою деятельность в ПАСЕ. Президент Ильхам Алиев тоже очень правильно заметил по этому поводу, что в случае продолжения конфликта со стороны ПАСЕ Баку может приостановить свое сотрудничество с ЕСПЧ. Это существенная угроза для Запада, так как европейцы очень держатся за эту структуру - Суд по правам человека. В их понимании это очень важный инструмент давления на другие государства. Соответственно, даже временное прекращение сотрудничества с ЕСПЧ является серьезным сокращением ресурса европейских стран по оказанию давления на Азербайджан.
Но при всем при этом выходить полностью из Совета Европы не стоит. Ведь кроме ПАСЕ, которая, кстати, не является самым важным органом в ЕС, там имеются другие более важные и привлекательные с точки зрения сотрудничества структуры. Взять хотя бы Комитет министров, куда входят главы МИД стран - членов СЕ. Там представлены правительства и проходят интересные обсуждения различных вопросов как на уровне многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. В другой структуре - Конгрессе местных и региональных структур - можно осуществлять сотрудничество на уровне регионов, решать различные экономические вопросы.
- Недавно в интервью Пашинян заявил, что Россия больше не может оставаться ключевым партнером Армении в оборонной и военно-технической сферах. Что он хочет этим сказать?
- Когда Пашинян говорит о том, что теперь вовсе не Россия будет ключевым партнером Армении в оборонной и военно-технической сферах, он в первую очередь хочет сказать, что Иреван будет искать другие системы вооружений, в частности, закупать дешевое индийское оружие на деньги Запада, получать помощь со стороны Франции, США и других стран НАТО. Все это является частью общего перехода Армении от союза с Россией к союзу с Францией, США и Западом в целом. Эта тенденция отчетливо наблюдается. Тем самым Пашинян открыто заявляет Москве, что «свет клином на вашем оружии не сошелся, мы нашли ему альтернативу и также найдем альтернативу членства Иревана в ОДКБ». Тем более что армянский премьер неоднократно обвинял Россию в том, что она не воевала за интересы Армении против Азербайджана, не помогла сохранить контроль Иревана над Карабахским регионом, и в связи с этим армянские власти не видят больше оснований для сотрудничества с ней в сфере обороны и безопасности.
Но тут следует отметить, что пока российская сторона не допускает резкой реакции на подобные высказывания армянских чиновников, так как идет подспудная борьба между Москвой и Иреваном за симпатии армянского населения. Пока эти настроения на стороне России, так как простой армянский народ прекрасно понимает, что без поддержки Москвы Армении будет плохо, и что на протяжении веков именно Россия делала много хорошего для армян.
Видя свой проигрыш в борьбе за умонастроения армянского общества, официальный Иреван всячески провоцирует Москву своими заявлениями, надеясь на жесткий ответ, который затем можно будет интерпретировать для армянского народа как антиармянские действия России. Потому Москва терпит и сверхмягко реагирует на антироссийские выпады Пашиняна.