Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Громко, но пусто

Политика
14 Февраль 2024
10:45
944
Громко, но пусто

Армения вновь пытается привлечь внимание мирового сообщества

12 февраля 2024 года в Министерство иностранных дел был вызван посол Европейского Союза в Азербайджанской Республике Петер Михалко. 

В ходе встречи было подчеркнуто, что деятельность мониторинговой миссии ЕС в Армении, противоречащая достигнутым предварительным соглашениям, вызывает серьезную озабоченность. 
Во внешнеполитическом ведомстве до сведения посла ЕС было доведено, что данная миссия вопреки заявленным целям, таким как содействие региональной стабильности, а также построению доверия между Азербайджаном и Арменией, широко использовалась как инструмент антиазербайджанской пропаганды.

Свое мнение относительно роли ЕС и РФ в армяно-азербайджанском переговорном процессе и последних инициатив премьер-министра Пашиняна в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил председатель правления Центра анализа международных отношений Азербайджана Фарид Шафиев.
- Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью The Telegraph заявил, что архитектура и принципы мирного договора между Арменией и Азербайджаном согласованы, и Иреван имеет политическую волю подписать этот документ. Так если все готово, почему мирный договор до сих пор не подписан?
- Пока еще остается несколько тем, вокруг которых продолжаются обсуждения, и в этом можно сослаться на выступление нашего Президента в конце января текущего года. Я не думаю, что за прошедшие пару недель эти вопросы были решены. Одним из таких камней преткновения на пути переговорного процесса стал вопрос включения в мирный договор гаранторов, на чем настаивала Армения. Но мы, как известно, видим этот вопрос по-иному: основными гарантами являются Азербайджан и Армения. Другой неразрешенный вопрос связан с картами, на основании которых будет определяться граница между сторонами. Но уже сейчас ясно, что данный вопрос будет выведен за пределы мирного договора и будет решаться в рамках отдельной темы - делимитации и демаркации границы. Еще одним нерешенным пока вопросом остается открытие коммуникаций. 
В то же время нельзя не отметить значительный прогресс в переговорном процессе по согласованию мирного договора, однако полностью текст договора еще не согласован. 
- С одной стороны Пашинян говорит о том, что по большому счету мирный договор уже согласован, а с другой стороны он же недавно предложил Азербайджану подписать пакт о ненападении. Как это понять?
- На мой взгляд, это не что иное, как очередная пиар-акция армянского премьера. Ну что означает подписание пакта о ненападении? Азербайджан ни на кого не нападал, это Армения напала на нашу страну и долгие годы держала под оккупацией 20% азербайджанских земель. То есть суть предложения о подписании пакта о ненападении заключается в том, чтобы уравнять в статусе агрессора (Армению) и его жертву (Азербайджан). Тем самым Иреван пытается в глазах мирового сообщества выдать себя за жертву «агрессии Баку». Расчет строится на постепенной виктимизации Армении в глазах мировой общественности. 
Еще одной пиар-акцией было предложение армянских властей о создании в Армении «перекрестка мира». В это же время азербайджанская сторона говорит о конкретном проекте, заключающемся в восстановлении сухопутной связи между основной территорией Азербайджана и Нахчыванской автономией. Кстати говоря, благодаря Зангезурскому коридору Армения также получает выход в Иран, Турцию, Россию и далее в другие страны. Однако Иреван от этого отказывается, а потом выдвигает инициативу о «перекрестке мира», что иначе, как пустой пиар-акцией, не назовешь. 
Возвращаясь к вашему вопросу насчет пакта о ненападении, хочу напомнить, что в предложенных еще два года назад официальным Баку пяти принципах, на основе которых можно вести переговоры и разрабатывать мирный договор, уже имеется положение о ненападении. В документе говорится, что стороны отказываются от применения силы в отношении друг друга. Вот вам и пакт о ненападении. То есть армянское предложение ничто иное, как тавтология.  
С моей точки зрения пакт о ненападении, оторванный от всего комплекса насущных проблем, существующих между Арменией и Азербайджаном, - это дешевая пиар-акция.  
- Как известно, важным препятствием на пути продвижения мирного урегулирования становятся некоторые пункты Конституции Армении. Пойдет ли официальный Иреван на проведение соответствующего референдума по внесению необходимых изменений в Основной закон?
- Точного ответа я, конечно же, не могу знать. Решение об этом будут принимать в Иреване. Но по крайней мере руководство Армении заявляло, что оно намерено это сделать. Это действительно является существенной проблемой, хотя имеется предложение о внесении в мирный договор положения о том, что никакие ссылки на внутреннее законодательство не могут стать оговорками в мирном договоре в будущем. Но мое сугубо личное мнение по этому поводу заключается в том, что через 5-10 лет после подписания мирного договора в вышеупомянутом виде Конституционный суд Армении в том случае, если Основной закон страны не изменится, может признать мирный договор противоречащим Конституции страны и, соответственно, утратившим силу. 
К примеру, в России недавно было принято законодательство, где подчеркивалось, что никакие международные обязательства не могут считаться выше российского законодательства. 
Поэтому при условии сохранения Конституции Армении в ее нынешней редакции, какие бы мы положения ни включали в мирный договор, в будущем Конституционный суд Армении может все это признать незаконным. 
С другой стороны, если мы в ближайшее время полностью согласуем текст мирного договора с Иреваном, то армянам все равно понадобится некоторое время для внесения изменений в Конституцию страны.        
- Недавно Иреван представил Баку 8 формуляров минных полей, имеющихся на освобожденных от оккупации территориях, но они вновь оказались неточными. Что это - преступная халатность или расчетливая провокация?
- Я не думаю, что это специально подготовленная провокация. Просто все, что в последнее время предпринимает Иреван, - это пиар-акции. Эти акции преследуют цель виктимизации Армении, что якобы она подвергается угрозам. В частности, в армянской прессе муссируются слухи о якобы готовящемся нападении Азербайджана на Армению, отсюда и предложение о подписании пакта о ненападении. Если посмотреть на происходящее со стороны, то неискушенный зритель или читатель может подумать, что на протяжении почти 30 лет не Армения, а именно Азербайджан оккупировал часть территории соседнего государства. 
Сюда же относится и акция по передаче нам карт минных полей. Тем самым армяне пытаются продемонстрировать всему миру свою якобы конструктивность. Но все эти громкие акции имеют один большой недостаток - в них отсутствует конкретное содержание. То есть много слов, но нет дела. В деле о минных формулярах то же самое. На весь мир распиаренное дело о передаче Азербайджану 8 карт минных полей на поверку оказалось неким декларативным документом без конкретного технического содержания.    
- Какую роль в настоящее время играет Запад, в частности ЕС, в налаживании мирных отношений между Азербайджаном и Арменией, учитывая тот факт, что недавно глава европейской дипломатии Жозеп Боррель обвинил Баку в территориальных претязаниях к Армении, а находящаяся в Армении наблюдательная миссия ЕС по сути превратилась в агента «бинокльной дипломатии», способствующей организации визитов в приграничные районы различных европейских официальных лиц, а также неофициальных делегаций?
- На западной площадке до осени 2022 года шел активный переговорный процесс, и он был достаточно успешным. Однако после того, как Евросоюз в одностороннем порядке решил развернуть свою наблюдательную миссию в Армении возле линии условной армяно-азербайджанской границы, возникли осложнения. У Баку появились вполне справедливые вопросы к ЕС по поводу деятельности данной миссии, которая в реальности превратилась в пиар-акцию против Азербайджана. Кстати говоря, в связи с этим посол ЕС был вызван в наш МИД.   
После этого со стороны ЕС пошли уже полностью односторонние заявления в пользу Иревана. За долгие годы армянской оккупации азербайджанских земель мы ни разу не видели со стороны ЕС выражения обеспокоенности данной ситуацией, европейцы ни разу не среагировали на угрозу безопасности нашей границы со стороны Армении. В качестве примера можно привести гнетущее молчание ЕС на армянскую провокацию в направлении Товуза в июле 2020 года.
Поэтому приходится только сожалеть, что после определенных позитивных сдвигов, достигнутых в переговорном процессе при посредничестве Шарля Мишеля, Брюссель занял активную антиазербайджанскую позицию. Разумеется, это негативно сказывается на ситуации в нашем регионе.  
С другой стороны, еще не все потеряно на этом направлении. В частности, недавнее поздравительное послание Шарля Мишеля нашему Президенту содержит определенные позитивные моменты. Тем не менее сейчас сложно прогнозировать, какой будет роль ЕС в переговорном процессе при таком подходе к вопросу.      
- Какова позиция России в армяно-азербайджанском переговорном процессе, учитывая нынешнюю позицию Москвы, согласно которой вопрос с Карабахом закрыт, а предложения Баку по мирному договору называются абсолютно оправданными, стандартными формулировками и статьями, которые, как правило, существуют в мирных договорах между сторонами?
- Позиция России существенно изменилась по сравнению с позицией лета 2021 года, когда Москва предлагала наладить армяно-азербайджанские отношения путем откладывания решения карабахского вопроса на потом. В этом вопросе как раз именно западная переговорная площадка была более позитивной по отношению к нам. Но после событий сентября 2023 года позиция России изменилась. Москва признала, что карабахский вопрос закрыт, и это стало существенным плюсом. Тем не менее и в позиции Москвы не все так гладко, как хотелось бы. Расхождение сохраняется в вопросе возвращения беженцев. К примеру, Президент Ильхам Алиев говорил, что вопрос беженцев должен решаться в комплексном порядке. То есть это предусматривает не только возвращение армянских беженцев в Азербайджан, но и азербайджанских в Армению. Тут дискриминация недопустима. Однако российская сторона делает упор на возвращение армян в Карабахский регион. 
- В последнее время известные западные организации предложили несколько вариантов развития ситуации между Баку и Иреваном. В частности, Stratford предрекает в скором будущем вооруженный конфликт, когда Азербайджан попытается силой пробить Зангезурский коридор. С другой стороны, Fitch Solutions прогнозирует подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией уже в первой половине текущего года. Какой прогноз боле близок к истине с вашей точки зрения?
- Полагаю, что никакой войны не будет. Опять же прогноз о войне является частью армянской пиар-акции по своей виктимизации, о чем я уже говорил. Иреван старается представить Баку стороной, желающей решить вопрос военным путем. Однако мы своей цели уже добились, территориальная целостность и суверенитет Азербайджана вос­становлены. Соответственно ни к какой войне мы не готовимся. 
В целом сложно прогнозировать, когда, как скоро будет подписан мирный договор, учитывая текущую неопределенную динамику в Армении.

Экономика
Новости