Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Нет смысла в существовании структур, консервирующих конфликт вместо его разрешения
В Мюнхене по инициативе немецкой стороны состоялась совместная встреча Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с канцлером Федеративной Республики Германия Олафом Шольцем и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном.
На встрече канцлер ФРГ подчеркнул, что Берлин поддерживает мирную повестку дня между Иреваном и Баку, а также миссию, проводимую президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем.
Затем состоялась двусторонняя встреча Ильхама Алиева с Николом Пашиняном. В ходе встречи были обсуждены вопросы заключения мирного договора между двумя странами, нормализации отношений и делимитации границ. Министерствам иностранных дел поручено в ближайшее время провести встречу по мирному договору и заседание комиссии по делимитации границ. Положительно были оценены взаимные компромиссы в связи с COP29 и продвижение, которого достигли две страны.
Свою оценку встрече и текущим процессам в регионе в интервью газете «Бакинский рабочий» дал аналитик, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
- В рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялась очередная встреча нашего Президента с премьером Армении. Какова ваша оценка данной встречи?
- Безусловно, это важная встреча, тем более что уже давно встреч такого уровня не было. Тем не менее она показывает, что формат их никуда не делся, продолжает действовать и оставаться актуальным. Но сейчас уже речь идет о встречах лидеров Азербайджана и Армении без посредников, так как федеральный канцлер Германии Олаф Шольц лишь организовал это мероприятие, но не был посредником в классическом понимании. Немецкая сторона повестку встречи не готовила и в переговорах участия не принимала, они прошли на двусторонней основе.
Что касается самой встречи, то на ней были подняты принципиальные вопросы: стороны посчитали важным продолжить работу в направлении подготовки мирного договора, а также делимитации и демаркации границы. Важно, что в Иреване стали понимать значение этих договоренностей, а также тот факт, что подписание мирного соглашения ослабит напряжение на линии условной границы, а отношения между Баку и Иреваном будут наконец-то формализованы.
- Буквально накануне мюнхенской встречи, после 5-месячного затишья на линии условной армяно-азербайджанской границы имела место очередная вооруженная провокация со стороны Армении, в результате которой один наш военнослужащий получил ранение. Почему провокация произошла именно сейчас?
- Разумеется, это не было спонтанное действие отдельных армянских военнослужащих. Это была спланированная акция, направленная на торпедирование переговорного процесса по делимитации и демаркации границы. Потому как несложно заметить, что, несмотря на отсутствие в последнее время встреч на высшем уровне, переговоры по делимитации и демаркации границы регулярно проводились, в частности, в последний раз - в конце января текущего года.
Тем не менее пока отсутствуют принципиальные договоренности по целому ряду ключевых вопросов, некоторые внешние интересанты пытаются вклиниться в переговорную повестку со своими предложениями с целью осложнить переговорный процесс, внести искусственную напряженность. То есть вышеуказанная провокация также может быть связана с интересами третьих сторон.
К сожалению, то, что происходит по ту сторону условной границы с армянской стороны, ничего хорошего не сулит. Время от времени там появляются представители различных западных стран, которые провоцируют напряженность, выступают с различными заявлениями провокационного характера, а также выставляют в социальных сетях провокационные фотографии. К примеру, накануне провокации прошла информация в СМИ, что с той стороны условной границы появились представители военизированной организации «Еркрапа», и среди погибших в результате операции «Возмездие» были представители этой организации. Таким образом, с армянской стороны имеются определенные силы, стремящиеся ухудшить и без того непростую ситуацию на линии условной армяно-азербайджанской границы.
Но в то же время Пашинян издал указ об усилении мер по обеспечению безопасности на линии условной армяно-азербайджанской границы, чтобы не допустить в дальнейшем провоцирования Баку на ответные действия. Это лишний раз свидетельствует о том, что политическое и военное руководство Армении не обладает полным контролем над границей со своей стороны.
- Какую роль в происходящем играет наблюдательная миссия ЕС в Армении, давно уже занимающаяся «бинокльной дипломатией»?
- Красноречивым свидетельством неэффективности деятельности миссии являются периодически возникающие вооруженные инциденты на линии условной границы. Хотя, как заявляют сами представители наблюдательной миссии ЕС и представители Иревана, цель данной миссии как раз заключается в снижении напряженности на линии условной границы. Однако все свидетельствует о том, что напряженность никак не снижается. Тем более что все инциденты и провокации происходят с армянской стороны, где как раз и расположена данная миссия. Спрашивается, а чем тогда занимается наблюдательная миссия ЕС? Даже Боррель, неоднократно отличавшийся своими антиазербайджанскими заявлениями, в беседе с главой МИД Армении дал понять, что последний вооруженный инцидент произошел по вине армянской стороны. Конечно, он выразился в довольно своеобразной форме, заявив, в частности, что «ответ азербайджанской стороны был непропорциональным». Но для нас тут ключевым является слово «ответ», что подчеркивает вторичность действий Баку, лишь ответившего на действия Иревана, который был инициатором вооруженного инцидента. Но даже здесь Боррель не смог до конца придерживаться справедливой позиции. Видно было, что, признав сквозь зубы зачинщиком инцидента армянскую сторону, он тем не менее не осудил Иреван за эту провокацию, уделив основное внимание непропорциональному ответу азербайджанской стороны, что, по его словам, «настораживает». Все это лишний раз доказывает, что некоторые лидеры ЕС покрывают армянскую сторону, не реагируют должным образом на провокации Иревана.
Что же касается наблюдательной миссии ЕС, то она выполняет совсем иную функцию - занимается не обеспечением безопасности, а добычей разведданных для своего руководства. Другого объяснения деятельности этой миссии просто нет.
- Президент Ильхам Алиев в своей инаугурационной речи заявил, что процесс нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией должен сойти с международной повестки дня…
- По всей видимости, глава государства имел в виду классическую схему, принятую в международных отношениях, когда имеется некий переговорный процесс, есть посредники, формирующие повестку этих переговоров и предлагающие ее сторонам, а стороны уже действуют в рамках данной повестки. Однако такой подход утрачивает свою актуальность, ведь если Армения реально настроена на заключение мирного договора, то должна искать путь к достижению мира, обращаясь непосредственно к Азербайджану. То есть переговоры должны идти в двустороннем формате как наиболее эффективном, за что и выступает Баку. События последнего времени это доказывают. В частности, в декабре прошлого года между администрацией Президента Азербайджана и аппаратом премьер-министра Армении без участия посредников было достигнуто важное соглашение по вопросу обмена военнопленными и согласования кандидатуры Азербайджана на проведение СОР29. Также без посредников проходят встречи комиссии по делимитации и демаркации границы. Этот тренд на сегодня самый востребованный и может стать прочной основой для достижения мира в регионе. Иначе переговорный процесс затянется.
- В ходе встреч в Мюнхене с руководством ОБСЕ глава нашего государства отметил важность уже официального упразднения ряда механизмов в рамках ОБСЕ, являющихся пережитками прошлого: это Минская группа (МГ) ОБСЕ, Комитет планирования высокого уровня и институт личного представителя действующего председателя ОБСЕ. С какой целью Президент Ильхам Алиев поднял эту тему?
- Вначале надо обратить внимание на то, а что представляют собой перечисленные вами институты ОБСЕ на практике. В частности, институт личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Занимающий этот пост Анджей Каспршик - достаточно известная личность как в Азербайджане, так и в Армении. Но его деятельность всегда вызывала много вопросов: чем он реально занимается, с чем связана его миссия, какие практические шаги он предпринимает и самое главное - каковы результаты его деятельности? Как мы видим, на протяжении последних десятилетий никаких результатов достигнуто не было. Возможно, были какие-то результаты лично для Каспршика, связанные с его карьерой и денежным довольствием, но не для региона.
Свою полную неэффективность показала и МГ ОБСЕ. Сопредседатели этой группы совершали многочисленные поездки в регион, давали какие-то советы, подготавливали неработающие предложения. Каков тогда смысл содержать штат этих сопредседателей, когда он неэффективен и не приносит никакой пользы?! Единственная «заслуга» Каспршика и МГ ОБСЕ - в заморозке армяно-азербайджанского конфликта и затягивании его решения по времени. Однако конфликт мог бы затянуться и по объективным причинам без участия МГ ОБСЕ. И вообще, я не вижу смысла в существовании таких структур, которые консервируют конфликт нежели его решают.
В равной степени данная критика касается и Комитета планирования высокого уровня ОБСЕ. Это сплошная говорильня без конкретного наполнения. В целом же хочу отметить, что лучшим свидетельством ненужности вышеперечисленных структур ОБСЕ является тот факт, что за долгие годы своего существования они себя никак не проявили с позитивной точки зрения.