Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Не провал, но компромисс

Политика
10 Июнь 2022
10:02
265
Не провал, но компромисс

Увеличение квоты в рамках ОПЕК+ необходимо, чтобы сдержать рост цен на нефть этим летом

На очередном заседании соответствующих ведомств ОПЕК было принято решение резко увеличить квоты на добычу нефти, что шло вразрез с прежними договоренностями. Означает ли такое нарушение соглашения ОПЕК+ смерть этого соглашения или, как минимум, свидетельствует о больших противоречиях и внутренней борьбе между различными странами в рамках общего соглашения?

- Тут нет никакого разрушения сделки, - уточнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом газеты «Бакинский рабочий». - Наоборот, вышеуказанные итоги стали компромиссом.  

Не секрет, что на Саудовскую Аравию и другие арабские государства оказывалось давление со стороны США и Евросоюза. Мы помним, как американские представители посещали Эр-Рияд и открыто призывали классический ОПЕК (а это в первую очередь Саудовская Аравия) увеличить производство нефти с конца 2021 года, то есть еще до начала событий в Украине. Это было связано с дефицитом нефти на мировом рынке, когда спрос растет, а предложение ему не соответствует. А саудиты как раз могут очень быстро увеличить производство нефти. Соответственно, и давление на Саудовскую Аравию идет очень большое.  

Тем более что речь все же идет не о реальном повышении добычи нефти, а росте квот на его добычу. Как мы видим на примере ОПЕК+, если какой-то из стран в рамках соглашения увеличивают квоту по добыче нефти, то, как правило, она не в состоянии полностью выбрать эту квоту. Даже Саудовская Аравия далеко не каждый месяц успевала выполнить свою квоту по добыче нефти. Что касается таких стран, как Нигерия и Ангола, то они уже продолжительное время хронически не могут выполнить свою квоту. Россия также сократила добычу нефти, что связано с введенными против нее санкциями.  

Таким образом, ничего сверхординарного в нынешнем повышении квот в рамках соглашения ОПЕК+ я не вижу. Если раньше квоты каждый месяц повышались на 430 тыс. баррелей в сутки для всех стран - участниц ОПЕК+, то сейчас они стали 648 тыс. и опять же на всех - это небольшой рост на самом деле.  

Что интересно, Ливия в последние месяцы из-за возобновившихся боевых действий на территории страны уменьшила добычу нефти до 600 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, в этой стране добыча нефти очень нестабильна, и в этом плане, чтобы как минимум компенсировать падение добычи нефти в Ливии и держаться по объему добычи в рамках ОПЕК+ на уровне начала года, наблюдается увеличение квоты. Таким образом, разницу в 200 тыс. с лишним баррелей в сутки можно записать просто в компенсацию падения добычи в Ливии, не говоря уже о ситуации в России.

- Однако есть и другая важная причина повышения квоты на добычу нефти - это риск разрушения спроса на нее, вызванный ее высокой стоимостью.  

- Согласен, в таком случае страны начинают просто экономить: водители меньше ездят, производство сокращается, торговля. Несомненно, многие потребители нефти хотели бы уменьшения ее цены, но все понимают, что, скорее всего летом, с началом автомобильного сезона в Северном полушарии, цена на нефть еще более вырастет.  

Кроме того, не надо забывать, что начался процесс восстановления экономики Китая, которая замедлила свой рост из-за пандемии и связанного с ней локдауна, когда крупнейшие его города находились в жесткой изоляции и потребление горючего в них резко упало. Теперь китайские города открываются и экономика Поднебесной оживает, растет спрос на нефть и нефтепродукты.  

Есть еще один важный момент - мы видели имплементацию программы  США и ряда других стран по распродаже части своих стратегических резервов нефти для снижения цены на нее. Но цена так и не упала, а возможности по распродаже запасов резко сократились. Соответственно, США и другие страны будут стремиться закупить как можно больше нефти для пополнения нефтяных запасов до наступления зимы. А это еще более повысит спрос на нефть и усугубит ее дефицит. В этих условиях рост квоты и добычи в рамках ОПЕК+ способен хоть как-то сдержать рост цен на нефть этим летом.          

- Как решение ЕС о введении к концу этого года эмбарго на российскую нефть может отразиться на мировом рынке нефти и ценах на нее?

- Решение ЕС ввести эмбарго на российскую нефть с 2023 года, естественно, будет иметь ряд последствий. Прежде всего это трансформация рынка, которая уже началась. Этот процесс заключается в обмене рынками сбыта нефти и нефтепродуктов России и стран Ближнего Востока, Африки. В частности, Россия вынуждена все больше уходить на азиатские рынки, и мы видим увеличение поставок в Китай, Индию и страны Юго-Восточной Азии. В то время как ближневосточные и африканские производители все больше переходят на европейский рынок. Дело в том, что европейцы готовы доплачивать за нероссийские сорта нефти, то есть, в Европе для них образовалась премия. В то время как россияне продают свою нефть со скидкой - до $30/баррель, чтобы сбить других производителей с азиатских рынков. Уже третий месяц продолжается трансформация рынков, и пока процесс идет успешно.  

Ну а с 2023 года, когда начнет (если начнет) действовать эмбарго в ЕС на российскую нефть, Россия будем стараться все распродать на азиатских рынках, так как иного пути не будет. В связи с этим скидка на российскую нефть пока будет сохраняться на весь переходный период.

Второй результат эмбарго - максимизация всевозможных серых схем, когда российская нефть и нефтепродукты будут перемешиваться с другими нефтями и нефтепродуктами и в таком виде поставляться на европейский рынок. К примеру, берете российский мазут, перемешиваете его с легкими сортами нефти, возможно, даже американской сланцевой (по сути это газовый конденсат, то есть, легкая нефть), в той пропорции, чтобы российской нефти было менее 50%, но чтобы по своему качеству эта смесь была похоже на тот же Urals (настолько же тяжелая, с тем же уровнем содержания серы). Это позволит перерабатывать такую нефтяную смесь на тех же европейских НПЗ, не тратя большие средства на их перенастройку под другие сорта нефти.  

Третий эффект эмбарго - формирование неких хабов, через которые российская нефть будет заходить на европейский рынок по сути легально. Как мы видим, эмбарго в сущности своей не совсем полноценное. К примеру, Болгарии дали возможность закупать российскую нефть по морю еще целый год, позже эта отсрочка может быть продлена. Венгрия, Чехия, Словакия смогут дальше покупать российское сырье из нефтепровода «Дружба» и пока не ясно, когда им это будет запрещено делать. Также нет никаких оговорок, касающихся того, можно ли перегружать нефть из нефтепровода и отправлять в другие страны, например железнодорожным транспортом.  

- Понятно одно, что все эти страны, на которые пока распространено исключение из общеевропейского эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, будут делать все, чтобы по максимуму загрузить свои НПЗ и себя полностью обеспечить нефтепродуктами, а если будет возможность, то и экспортировать соседям.  

- Совершенно верно. В среднесрочной перспективе российскую нефть все равно будут покупать со скидкой в отличие от нефти альтернативных поставщиков, которая будет намного дороже. Поэтому, условно говоря, венгерские нефтепродукты на европейском рынке будут более конкурентоспособными, чем любые другие, произведенные не из российской нефти, так как себестоимость сырья у них будет меньше. Как следствие, будут формироваться определенные центры переработки, хабы захода в Европу российской нефти.  

Связанное с ним последствие эмбарго - это закрытие либо серьезное сокращение производства на некоторых европейских НПЗ. Дело в том, что после введения эмбарго на российскую нефть ее будут перерабатывать лишь НПЗ в Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии и частично в Хорватии. По сути будет происходить вынос нефтепереработки за пределы ЕС. Таким образом, многие европейские НПЗ окажутся просто недозагруженными, так как часть их объема возьмут на себя азиатские НПЗ.  

Но даже если при всех вышеизложенных схемах Россия не сможет ввиду эмбарго полностью реализовывать все объемы нефти, выделенной на экспорт, то, естественно, россияне просто сократят экспорт своей нефти, что приведет к росту цен на нефть на всем мировом рынке. Недаром сейчас американцы вовсю проталкивают идею о том, что эмбарго не очень умная задумка. Буквально на следующий день после объявления о введении Евросоюзом эмбарго на российскую нефть выступил президент США Джо Байден и прямо заявил, что это плохая идея. Лучшим выходом он назвал меньшую плату за российскую нефть, а не полное  закрытие ей выхода на мировые рынки, так как это приведет к дефициту нефти во всем мире и росту цен на нее. Но самое интересное здесь заключается в том, что месяц назад те же американцы настойчиво советовали европейцам ввести эмбарго на российскую нефть по примеру США и Канады.    

- Нынешняя озабоченность американцев вполне понятна: при сокращении поставок российской нефти на мировой рынок, образуется ее общий дефицит и происходит рост цен.  

- Безусловно, экспортируя меньше нефти в абсолютных цифрах, Москва зарабатывает столько же, но в проигрыше оказываются потребители нефти и нефтепродуктов, вынужденные платить за нее больше. В итоге высокие цены разгоняют инфляцию в странах - импортерах нефти и нефтепродуктов, сокращается экономика. Чтобы предотвратить это, американцы предлагают зафиксировать потолок цены на российскую нефть. Боюсь, однако, что если эта цена окажется очень низкой, скажем по $20/баррель, то Россия просто прекратит экспорт своей нефти на мировой рынок.

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости