Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджан не дал войти в свое пространство чужому влиянию
Эпоха относительной стабильности зримо уходит, потому в сообществе нарастают только пессимистичные умонастроения. Невозможно не заметить, как сильные государства сознательно бездействуют, мешают дееспособным странам создавать безопасность, наращивать потенциал стабильности.
Однако по-гегемонистски настроенные вершители судеб не в силах остановить тех, кто настроен на волну нейтрализации опасных тенденций. На примере Южного Кавказа видно, как коллективный Запад целенаправленно обостряет положение, торпедирует позитивные тренды, мешает, наконец, установлению прочного мира в регионе.
Можно предположить, что носители силы и возможностей банально попутали берега, по ошибке применяют неадекватные меры в важном и судьбоносном регионе, который играет незаменимую коммуникационную функцию в системе международных сообщений. Но с каждым непонятным выпадом США и Европейского Союза в отношении Южного Кавказа становится ясно, что никаких сбитых прицелов нет, или неадекватные шаги центров силы не есть следствие случайных просчетов.
Невостребованные раскольнические действия являются результатом продуманных шагов, призванных подорвать региональную интеграцию.
Одним словом, все непонятное, что они совершают, делается сознательно, чтобы накалить обстановку в важной части Евразийского континента, а затем обострить ее ради собственных выигрышей. Такой непонятной методикой западники создают дополнительные трудности конкурентам, и в данном случае в образе таковых они рассматривают Россию, Турцию, Иран, и не только. Вашингтону и Брюсселю кажется, что закрепленный за ними гандикап дает им право диктовать условия, и никому не позволит навязать им, сильным, свою игру.
В этом их глубокое заблуждение. Полагаясь на игру без правил в чужих просторах, они только стимулируют дееспособные субъекты на продуманные действия, дают возможность прагматичным силам суверенных государств выстраивать свои правила ради создания атмосферы ясности и предсказуемости.
Политика гегемонов не дает сомневаться в том, что принцип «разделяй и властвуй» канул в Лету. Наоборот, он в ходу, и он все шире используется в плоскости утверждения, как в региональных измерениях, так и в рамках национальных границ отдельных государств, в которых идет процесс переформатирования внутриполитической конъюнктуры.
Азербайджан, много сделавший для развития региональной и евразийской интеграции, продолжает усилия на пути развития коммуникаций на Южном Кавказе, методично сужая вакуумное пространство, чтобы не дать поле свободы негативным явлениям. Деструктивный поток идет, в основном, от непонятных и безответственных действий Армении, которая все еще находится в поисках самой себя.
Обозначив разворот в сторону Запада, Иреван большей частью проявляет непонимание региональной обстановки, все глубже удаляется в стихию иллюзий, чем и осложняет ход отдельных судьбоносных процессов. Нет никаких сомнений в том, что в плоскости актуальных задач и тем Иреван говорит чужим языком, впадая в крайность не по своей воле. В попытке выстраивания сбалансированной линии ему мешают внешние акторы, те, кто вынашивает свои планы в ущерб интересам стран региона.
Официальный Париж, с позволения Вашингтона взяв на себя роль смотрящего за положением в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, все настойчивее гнет линию на обострение региональных трений. Его позиция по ключевым вопросам внешнего сектора является своеобразным увеличительным стеклом, которое в полной проекции обнажает нездоровую сущность подходов французской дипломатии к естественным запросам и ожиданиям целых народов.
На Кавказе Франция занимает откровенно провокационную позицию, мешая Баку и Иревану договориться вокруг повестки поствоенного устройства. Иначе говоря, Эмманюэль Макрон торпедирует мирный процесс, не позволяет Армении сконцентрироваться на главном сегменте регионального устройства. Фактор сильного Азербайджана, выступающего устойчивым гарантом безопасности на Южном Кавказе, не по душе не только Парижу, но и Вашингтону. Они спелись на фальшивой ноте, воспроизведя чуждый для народов региона мотив. Он прославляет эскалацию, ненависть и вражду, то есть то, что отвечает интересам армянских реваншистов.
Отсюда и буксовка мирного процесса, нестабильность в армянском обществе, сбой в налаживании поствоенной жизни. Деструктивная позиция французской дипломатии не ограничивается армянскими пределами. С недавних пор Париж грубо вмешивается во внутренние дела Тбилиси. Раскачивая грузинскую лодку, Франция пытается выстроить на Южном Кавказе такую игру, чтобы ей, а также коллективному Западу можно было бы иметь надежные рычаги вмешательства и давления на региональный расклад.
В новой истории Грузии революционный эксперимент с оранжевым оттенком уже подкосил национальную государственность, столкнув народ страны с большими потрясениями. Западу в нулевых годах удружил экс-президент Михаил Саакашвили, который безоглядно положился на внешних союзников, а в реальности, как выяснилось, они таковыми и не были, и подвел страну под монастырь. Война с Россией, потеря Абхазии и Южной Осетии, масса лишений стали логическим результатом военно-политической авантюры, на которую повелся тогда Тбилиси.
По каким законам и канонам развиваться национальному организму Грузии, должны решать национальные силы страны. Право выносить судьбоносные вердикты должны избранники грузинского нарда, а не внешние политтехнологи или же модераторы. Пресловутый закон об иностранных агентах стал не только камнем преткновения между властями страны и оппозицией, но и бикфордовым шнуром для подрыва стабильности.
Его подожгли западники, чтобы расшатать устои государственных институтов, навязать грузинскому обществу правила ведения внутриполитической и общественной жизни. Определенная часть гражданского сектора страны является оплотом западной демократии и открыто пропагандирует ценности и идеалы, которые не имеют ничего общего с чаяниями большинства.
В планах Запада один вопрос - абсолютная вестернизация самобытной Грузии с последующим ее превращением в плацдарм Вашингтона и Брюсселя.
Зачем это им, объяснять нет надобности. Южный Кавказ в качестве ключевого фактора в политике подчинения Евразии своим замыслам - это давняя мечта западного сообщества. Реализации плана Хелфорда Маккиндера по отвоеванию оси земли по-прежнему в повестке, и делается своеобразный рестарт старой модели, чтобы усилить контроль коллективного Запада за евразийским континентом. Стало быть, необходимо разобраться с суверенитетом отдельных стран, точнее, подладить его под свои расчеты.
Правительство Грузии и парламент страны действуют расторопно и не дают хода сценарию по превращению Грузии в еще одну Украину.
Ожесточенный внутриполитический конфликт является следствием провокации Запада во главе с США против грузинского народа, которому беспардонно навязывается сомнительная модель евроинтеграции. Подсовывая грузинам так называемый «безвиз», Америка с Европой желают подмять под себя целую страну, чтобы использовать ее в качестве марионеточного образования в противостоянии с Россией, Ираном и Турцией, а в перспективе и с Китаем.
С тех пор, как в Грузии произошли конструктивные изменения внутриполитического характера, политика Запада здесь захромала. Прозападный гражданский сектор заметно сдал позиции, и теперь финансирование неправительственного сектора не пущено на самотек. Сильная власть в состоянии отстаивать национальные интересы, традиции и ценности, и убежденность Тбилиси в правильности своих видений по-настоящему нервирует Запад.
Наконец, США и Запад стоически пытались разместить в Азербайджане свою сеть ради далеко идущих целей, но не смогли добиться поставленной цели. Национальные институты достаточно развиты, чтобы не допустить вмешательства в дела страны чужаков. В принципе фактор сильной власти сыграл эксклюзивную роль, надежно защитив интересы народа от внешних посягательств.
Сильный Азербайджан сегодня - это фактор явного предназначения, и он играет ключевую роль в регионе. Без учета позиции Президента Ильхама Алиева, его видений относительно роли и судьбы всего региона ни один стратегический расчет не срабатывает. Азербайджан реально вывел алгоритм региональной безопасности, и он выглядит убедительным и функциональным в плане учета интересов всех трех стран Южного Кавказа. Единственно Армения дает слабину перед лицом своих забот и ожиданий. Не потому ли Запад пытается держать Иреван на коротком поводке, чтобы не потерять рычаг воздействия на региональную систему координат? Сдается, что да.
Однако позиция Президента
Ильхама Алиева по вопросу мирного соглашения уже прибавляет оптимизма ввиду своей рациональности. Как ни пытаются внешние силы оказывать давление на Армению, чтобы лишить ее самостоятельного участия в процессах, официальный Баку добивается результатов в формате «с глазу на глаз». По сути, такой прагматичный подход и открывает глаза армянскому премьеру Николу Пашиняну на действующее положение вещей, доказывая, что путь к долгожданному миру лежит через осознание ответственности перед народами и будущими поколениями.
Азербайджан не дал войти в свое пространство чужому влиянию и этим показал высокий пример самодостаточности и полноценной суверенности. Может, для кого-то это фактор раздражения, но для азербайджанского народа это стимул для здорового позиционирования. В такой постановке кроется глубокий смысл.