Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

На стыке интересов

Политика
17 Май 2024
10:39
890
На стыке интересов

Самостоятельная позиция Баку сильно злит «западных партнеров»

В эпоху глобализации международные отношения оказывают значительное влияние на целые регионы и страны. И Южный Кавказ в этом смысле - не исключение. 

Расположенный на перекрестке важных транспортных и экономических артерий, Южный Кавказ сегодня имеет уникальную возможность укрепить свое положение как ключевого экономического и стратегического звена мирового порядка. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.  
От того, что Южный Кавказ находится на стыке интересов глобальных акторов, он остается самым неспокойным регионом, где Армения выступает в качестве капризного ребенка, которого периодически нужно перевоспитывать, ставя в угол или двойку в дневнике. 
Об этом и многом другом мы беседуем с экспертом, израильским общественным деятелем и политическим обозревателем, редактором газеты News Wall Israel Юрием Лагуниным.

- Какие, на ваш взгляд, вызовы стоят перед армянской властью в это непростое время в мире?
- Скажем так, сложилась некая «традиция» - как только появляется надежда, что долгожданный мир на Южном Кавказе наконец-то восторжествует, так сразу возникают новые противоречия и трудности, и, в частности, в осмыслении самого окончательного мира и его условий. Своего рода замкнутый круг. А сейчас, на фоне активных и плодотворных переговоров с Азербайджаном, Армению вдруг всколыхнули массовые протесты, помнится, на волне именно таких протестных акций к власти пришел действующий премьер-министр страны Никол Пашинян. Так сказать, бумеранг, сделав круг, вернулся обратно. Теперь уже Пашинян стоит перед выбором, куда идти и что делать. С историей шутки плохи, а Пашинян, видно, знает ее плохо. Кто посеет ветер, пожнет бурю. 
- Какова роль армянской апостольской церкви в поддержке текущих протестов в Армении, если учесть, что согласно Конституции религия отделена от государства?
- Если бы не наличие более девяти тысяч НКО и НПО на территории Армении, можно было бы поверить, что митинги и протесты - это и есть волеизъявление народа, но зная, как все эти «некоммерческие организации» мутят воду в стране, создается четкое дежавю времен «майдана» в Украине и сегодняшних протестов в Грузии. Данные протесты - не просто попытка выразить свое несогласие действиями Никола Пашиняна, это выглядит как черная метка «западных партнеров» Иревану. Мол, «спишем тебя», если не будешь делать то, что скажем. Поддержка протестов армянской апостольской церковью говорит о том, что простые граждане решили припомнить премьер-министру приход его самого к власти. Удивительно, как человек может настроить против себя целую страну, граждан из самых разных слоев общества?! Личная неприязнь в данных протестах играет немалую роль. И если данная динамика сохранится, существует большая вероятность того, что, как это часто бывает, власть сметут самые отъявленные националисты, для которых мифический лозунг «Армения от моря до моря» - смысл жизни. 
- Чем чревато для региона вовлечение западных сил во внутренние дела Армении?
- В случае худшего сценария развития событий можно предположить, что «западные партнеры» все же сделали ставку на войну. Значит, наверняка будет разыграна стандартная геополитическая партия при помощи самых отъявленных националистов. А поскольку армянские националисты всегда делали ставку на лоббистов и диаспору за рубежом, стоит ожидать их выхода на политическую сцену в угоду внешним силам. Недаром шпионские сети Франции так долго и плодотворно трудились в Армении и на всем постсоветском пространстве. 
Сегодня в Армении происходит нечто похожее на события, приведшие никому не известного Никола Пашиняна к власти. На волне протестов, русофобских настроений была куча несбыточных обещаний. Толпа старалась особо не афишировать тему антиазербайджанских настроений. Пашиняну аплодировала улица. Он чувствовал себя принцем на белом коне. Поддержка Запада, похлопывание Европы по плечу. Однако ничто не вечно под луной. Сейчас русофобия дополнилась анти­азербайджанской риторикой и этим подогреваются призывы на массовые протесты. Хотя от перемены мест слагаемых сумма не меняется. 
- В эти дни в соседней Грузии также проходят массовые протесты против принятого накануне парламентом страны в третьем чтении законопроекта «об иноагентах». Как вы считаете, эти протесты организованы или являются спонтанными? И еще, существует ли какая­-то взаимосвязь между событиями в Грузии и Армении?
- Отнюдь, протесты в Армении вовсе не спонтанны, иначе как объяснить тот факт, что начались они именно сейчас. Неужели тема четырех деревень более значимый повод для протестов, чем полный провал в 44-дневной войне? Да еще, все это происходит именно тогда, когда Россия покидает Армению. Без эмоций, без политических дрязг. Россия, которую Армения предала и теперь пытается шантажировать, надеясь, что из этого что-то получится. Хотя, я считаю, что если российские пограничники уйдут окончательно, то Армению как государство просто спишут из истории. 
А может, все дело в крепнущих отношениях России и Азербайджана, на фоне чего армянских граждан замучила ревность и их потянуло на площади? И еще, почему протесты в Армении начались почти синхронно с протестами в Грузии? Там, кстати, премьер-министр заявил, что «Грузия - это не Украина. Майдана не будет, точка». Да и, кроме того, на фоне наступления российской армии в Украине массовые протесты в Армении тем более не кажутся спонтанными. 
Что касается взаимосвязи между событиями в Грузии и Армении, то складывается впечатление, что кто-то пытается через нестабильность в регионе оттянуть неизбежный провал своей политики на Кавказе.
- Как, по-вашему, какова роль Запада в армяно-азербайджанском противостоянии?
- То, что сегодня происходит на Южном Кавказе, - все это звенья одной цепи. Как, впрочем, и бессмысленная милитаризация Армении Западом. Сама по себе формулировка, что Армения готова дружить с Азербайджаном и Россией, а на деле стремится в распростертые объятия НАТО и ждет «дружеские войска» для «укрепления мира», настораживает каждого здравомыслящего человека. Но и это еще не все. После президентских выборов в Азербайджане и заявления Президента Ильхама Алиева о продолжении курса на независимость страны события, происходящие в Армении, можно расценивать как угрозу. Запад не может смириться с независимой политикой Азербайджана. Европа и США привыкли вести себя с другими странами как с вассалами, и самостоятельная позиция Баку сильно злит «западных партнеров». Кстати, Грузия - наглядный пример последствий неподчинения Вашингтону, Лондону и Брюсселю. Разница лишь в том, что Западу не удалось расколоть общество в Азербайджане, как это произошло в Грузии. И если на Грузию давить хоть как-то возможно, так как там во многом схожая ситуация с Арменией по части развитой сетки НКО и НПО, то в случае с Баку это не получится. Особенно после президентских выборов, когда граждане страны сделали свой выбор. Да и надежды раскачать Азербайджан через религиозные структуры тоже потерпели фиаско, поэтому последний аргумент Запада против Азербайджана - это шантаж и создание угрозы войны на территории всего Кавказа. Других вариантов у Запада не осталось. Попытки затянуть и саботировать мирные переговоры, напрямую раскачивая ситуацию в Армении, можно расценивать как дополнительное подтверждение сказанному.
- Что нужно для того, чтобы минимизировать риск использования Армении как «троянского коня» в региональных проектах?
- Есть старая поговорка «Не мытьем, так катаньем». Это именно то, что происходит в настоящее время с Арменией. Для того чтобы минимизировать риск использования Армении как «троянского коня» в региональных проектах, на мой взгляд, есть несколько вариантов. К примеру, установить четкие и прозрачные правила для всех участников региональных проектов, что может минимизировать политическое вмешательство. Это включает в себя открытый доступ к информации о финансировании и управлении проектами. Экономическое партнерство с различными государствами и международными организациями может снизить зависимость Армении от одной страны или блока стран и уменьшить риски для оказания на нее политического давления. Участие в многосторонних соглашениях и инициативах, таких как проекты, поддерживаемые Евразийским экономическим союзом или Европейским Союзом, также может обеспечить дополнительные гарантии выполнения обязательств каждой из сторон. Включение строгих юридических обязательств в договоры и соглашения, которые обеспечивают защиту инвестиций и проектов от политически мотивированных решений, может стать сдерживающим фактором для необоснованных действий. И, наконец, усиление внутренних реформ в Армении, направленных на укрепление правовой системы, борьбу с коррупцией и улучшение инвестиционного климата, также способствует повышению доверия международных партнеров. В целом, эти стратегии могут помочь Армении стать надежным и стабильным экономическим партнером в регионе, что в свою очередь способствует устойчивому развитию и миру на Южном Кавказе.
Думаю, что без этих факторов в будущем, если все же мир наступит, а Армения захочет стать равным экономическим партнером, особенно в отношении логистического коридора на Кавказе, Иревану надо тысячу раз подумать, соглашаться на такое участие или нет. Других гарантий не будет. Ведь в любой момент Иреван по команде своих западных кураторов любые проекты с радостью уничтожит ради чужих целей. А «троянский конь» в лице Иревана вряд ли кому-то нужен. Во всяком случае, пока у власти находится Никол Пашинян.

Экономика
Новости