Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Проблема Тайваня и объединение Китая

Политика
21 Май 2024
10:32
604
Проблема Тайваня и объединение Китая

Вопрос требует незамедлительного решения

Решительная позиция правительства Китая в вопросе «одного Китая» и его разумные требования встречают все большее понимание и поддержку со стороны различных стран и международных организаций.

В конце минувшей недели в Азербайджанском университете языков при организации Посольства Китайской Народной Республики в Азербайджане прошел научно-практический семинар на тему «Проблема Тайваня и объединение Китая». На семинаре, модератором которого выступил директор Института Конфуция Азербайджанского университета языков Рафик Аббасов, с приветственной речью к присутствующим обратился Временный поверенный в делах Китая в Азербайджане Дин Тао. 
Выступившие депутат Милли Меджлиса Эльман Насиров, директор Центра политических исследований Азербайджанского университета языков Али Мамедов и педагог кафедры международных отношений, доктор философии по политическим наукам Айтен Рамазанова с разных ракурсов осветили проблему Тайваня и его воссоединения с Китаем. В завершение мероприятия было однозначно заявлено, что проблема требует незамедлительного решения.
Тема исторической справедливости для народов и стран, страдающих от сепаратизма, является одной из злободневных. В течение последних пятидесяти лет правительство КНР ведет неустанную борьбу за свой суверенитет в рамках международного права, стремясь к мирному объединению на основе политики «одна страна - две системы». 
С конца 1987 года экономические и культурные обмены и личные контакты между двумя берегами пролива начали активно развиваться. Однако с 90-х годов лидеры тайваньской администрации постепенно стали отвергать политику «одного Китая» и активно проводить политику разделения, направленную на создание «двух Китаев», открыто заявляя, что отношения между двумя берегами пролива являются «отношениями между государствами», что серьезно подорвало основы мирного объединения и угрожает коренным интересам китайской нации, включая тайваньских со­отечественников, а также миру и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 
В августе 1993 года была издана «Белая книга по тайваньскому вопросу и объединению Китая», в которой сформулированы положения о том, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая и история вопроса.
Политика «одного Китая» сформировалась в ходе справедливой борьбы китайского народа за свой суверенитет и территориальную целостность и основывается на неоспоримую фактическую и юридическую базу. Более того, в течение последних десятилетий, особенно после 1949 года, тайваньские власти, хотя и не признавали законность правительства КНР как представителя всего Китая, но утверждали, что Тайвань является частью Китая, выступали против создания «двух Китаев». Т.е. на протяжении длительного времени среди китайцев по обе стороны пролива существовал консенсус по вопросу единого Китая и что Тайвань является частью китайской территории. 
В октябре 1971 года 26-я сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию №2758, изгнав представителей тайваньских властей и восстановив все законные права правительства КНР в ООН. Год спустя Китай и Япония подписали совместное заявление об установлении дипломатических отношений, в котором Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, полностью приняв позицию Китая о том, что Тайвань является неотъемлемой частью китайской территории, и согласилась соблюдать статью 8 Потс­дамской декларации 1945 года. 
В декабре 1978 года США и Китай опубликовали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений, в котором Вашингтон «признал правительство КНР единственным законным правительством Китая», а Тайвань - частью Китая. В настоящее время 161 страна установила дипломатические отношения с КНР, признав политику одного Китая и обязуясь решать вопросы, касающиеся Тайваня, в рамках этой политики.
Признание США политики «одного Китая» должно основываться на всех обещаниях, зафиксированных в трех совместных коммюнике между Вашингтоном и Пекином, а также отказе от установления официальных отношений с Тайванем, признании его независимости, создании «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня», вмешательства в процесс объединения Китая. В противном случае это нарушает принятые Вашингтоном обязательства по вопросу «оного Китая».
Правительство КНР активно стремится к достижению мирного объединения, для чего неоднократно призывало к проведению равноправных переговоров между двумя берегами пролива на основе политики «одного Китая». Учитывая политическую реальность на Тайване, чтобы удовлетворить требования местных властей о равноправном статусе на переговорах, китайская сторона предложила проведение равноправных переговоров между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом с участием представителей различных партий и групп Тайваня, не используя термин «переговоры между центральным и местным правительствами». Пекин также предложил начать с политического диалога, включающего обсуждение процедурных вопросов, таких как цель переговоров, темы и методы с постепенным переходом к политическим переговорам. Для достижения мирного объединения правительство Китая предприняло ряд активных политических и экономических мер, направленных на всестороннее развитие отношений между двумя берегами пролива. С конца 1987 года, когда завершилась изоляция между двумя берегами, и до конца 1999 года на материковой части Китая побывали 16 млн тайваньских соотечественников для встреч с родственниками, туристических поездок и обменов; общий объем прямой торговли между двумя берегами превысил $160 млрд, а согласованные и фактические суммы инвестиций тайваньских предпринимателей на материке составили соответственно более $44 млрд и $24 млрд; достигнут значительный прогресс в области почтовых, телекоммуникационных и частично морских и воздушных перевозок между двумя берегами. Национальное собрание народных представителей и его постоянный комитет, Госсовет и местные органы власти приняли ряд законов и нормативных актов для защиты законных прав тайваньских соотечественников. 
На этой волне в апреле 1993 года состоялись успешные переговоры между представителями обеих организаций, в ходе которых было подписано несколько соглашений, касающихся защиты законных прав соотечественников с обоих берегов. В октябре 1998-го руководители обеих организаций встретились в Шанхае, что открыло путь к политическому диалогу между двумя берегами. Эти переговоры проводились на равноправной основе. Жизнь показала, что всегда можно найти подходящий способ для равноправных переговоров. После возвращения Гонконга и Макао в состав Китая контакты и обмены между Тайванем и Гонконгом, а также Тайванем и Макао продолжаются и развиваются на основе политики «одного Китая».
Тем временем на протяжении последних двух десятков лет при подстрекательстве США сепаратистские силы на Тайване намеренно подрывают политику «одного Китая». В июне 1995 года после «личного» визита президента Тайваня Ли Дэнхуэя в США официальный Пекин решительно выступил против сепаратизма и «тайваньской независимости», выразив протест против действий Вашингтона, нарушившего свои обещания и серьезно подрывающие суверенитет Китая.  
Так называемый «спор о демократии и системе», навязываемый США, является всего лишь предлогом для препятствования объединению Китая. В последние годы тайваньская администрация неоднократно заявляла, что «демократизация материкового Китая является ключом к повторному объединению Китая, и что основная суть проблемы между двумя берегами заключается в конкуренции систем. Это предлог для затягивания и сопротивления объединению, обман тайваньских соотечественников и международного общественного мнения. Компартия Китая и правительство страны постоянно стремятся к реализации идеалов социалистической демократии. Концепция «Одна страна - две системы», позволяя сосуществовать двум различным социальным системам на двух берегах пролива, не навязывая их друг другу, является наилучшим отражением воли соотечественников с обоих берегов, что само по себе является демократическим подходом. Суть разногласий между двумя берегами заключается не в вопросе демократии или выбора системы, а в вопросе объединения или разделения.
Китай имеет пятитысячелетнюю историю. Китайская нация, населяющая эту землю, на протяжении веков объединялась, формируя сильное чувство национальной сплоченности и приверженности единству. В ходе долгой истории, несмотря на смену династий и правительств, появление местных автономий и иностранные вторжения, особенно в новейшей истории, когда Китай подвергался нападениям и разделению со стороны иностранных держав, стремление к единству всегда оставалось главной тенденцией в развитии страны. Каждый раз после разделения Китай вновь объединялся, что приводило к быстрому развитию политической, экономической, культурной и научной сфер. 
Азербайджан в свою очередь также поддерживает официальную позицию руководства Китайской Народной Республики. Президент Ильхам Алиев, принимая на минувшей неделе делегацию во главе с заместителем председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета КНР, председателем Китайского комитета Шанхайской организации сотрудничества по добрососедству, дружбе и сотрудничеству Шэнь Юэюэ, заявил, что «Азербайджан всегда поддерживал территориальную целостность Китая и политику «Одного Китая». 

Экономика
Новости