Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

В борьбе за влияние

Политика
28 Май 2024
09:49
773
В борьбе за влияние

Франция стала предвзятой с тех пор, как Макрон пришел к власти

Еще в 2018 году, спустя год после того, как Эмманюэль Макрон стал президентом Франции, он посетил Новую Каледонию, чтобы представить островитянам свою новую внешнеполитическую доктрину.

Уже тогда Макрон заявил, что в связи с растущими региональными амбициями Китая необходима новая стратегия в регионе Индо-Тихоокеанского региона, чтобы предотвратить его доминирование: «Новая Каледония должна стать ключевым французским опорным пунктом в этом плане. Я верю в будущее этой территории и в место, которое она занимает в более широкой стратегии. Индо-Тихоокеанский регион находится в самом центре французского проекта».
По прошествии шести лет амбиции Макрона в Индо-Тихоокеанском регионе столкнулись с самыми серьезными испытаниями в результате смертоносных беспорядков в Новой Каледонии. Как минимум семь человек погибли в ходе протестов против конституционной поправки, которая расширила бы избирательное право, включив в него новых приезжих из Франции. Некоторые коренные канаки считают, что такое изменение вообще лишит их права голоса.
Макрон среагировал на это решительно, отправив 3000 силовиков для подавления беспорядков, которые он назвал «беспрецедентным восстанием».
Хотя он и отложил утверждение реформы избирательного права для достижения компромисса, но заявил, что мера имеет «демократическую легитимность». Похоже, Макрон разрушил надежды некоторых жителей островов на независимость, сказав, что результаты оспариваемого референдума 2021 года, на котором подавляющее большинство населения Новой Каледонии проголосовало за то, чтобы остаться в составе Франции, являются действительными.
Эксперты считают, что жесткая позиция Макрона подчеркивает его приверженность доктрине, которая обеспечивает Франции опору в гео­политически важном регионе, где Соединенные Штаты и Китай соперничают за власть.
Новая Каледония «поддерживает роль Франции как великой державы в мире», сказала Денис Фишер, бывший генеральный консул Австралии на острове. Это одна из пяти французских островных территорий в Индо-Тихоокеанском регионе, «жемчужная нить», которая укрепляет претензии Парижа на владение второй по величине исключительной экономической зоной в мире, в основном благодаря его морскому контролю над водами вокруг этих островов, сказала Фишер.
Напряженность между коренными канаками и Парижем привела к насильственным конфликтам в 1970-х годах и продолжалась до тех пор, пока окончательно не была урегулирована в 1998 году Нумейским соглашением, которое очертило путь к постепенной автономии через три референдума. На всех трех референдумах независимость была отклонена. Многие канаки отказались участвовать в голосовании 2021 года во время пандемии COVID-19, что оставило остаточное недовольство результатами.
Нынешние протесты, начавшиеся после того, как депутаты в Париже приняли реформу избирательного права, оставили след из сожженных зданий, заблокированных дорог и разграбленных магазинов.
Бренда Ванабо, представительница Координационного центра полевых действий, которая помогала организовать протесты, заявила, что Париж особенно заинтересован в никеле Новой Каледонии.
Остров является третьим по величине в мире добытчиком металла, используемого в батареях электрических автомобилей, но сектор многие годы испытывает трудности и требует финансовой поддержки от французского правительства.
Она обвинила Макрона в том, что он насильно провел референдум 2021 года, и критиковала планируемое изменение в избирательной квалификации как сговор между Парижем и местными депутатами: «Мы видим, что государство стало предвзятым с тех пор, как Макрон пришел к власти».
Офис Макрона не ответил на запрос о комментарии.
Территории Франции в регионе Индо-Тихоокеанского региона дают ей преимущества перед ее партнерами по Европейскому Союзу. Это единственная страна ЕС, имеющая территории в этом регионе, на которых проживает более 1,6 млн французских граждан и 7000 солдат. «Это то, чего нет у других», - сказал помощник Макрона.
Значение этих территорий возросло после провала многомиллиардной сделки по подводным лодкам между Францией и Австралией в 2021 году. 
Австралия отменила заказ на французские подводные лодки в пользу сделки с США и Великобританией, что вызвало гнев Парижа и спровоцировало беспрецедентный дипломатический кризис. Сделка по подводным лодкам, один из крае­угольных камней стратегии Макрона 2018 года в Индо-Тихоокеанском регионе, углубила бы военное влияние Франции в регионе.
После ее провала Париж стремился укрепить связи с тихоокеанскими государствами. В этом месяце Франция и Япония договорились начать официальные переговоры о соглашении о взаимном доступе 
войск, которое создаст рамки для военного сотрудничества.
Рене Дозьер, бывший социалистический депутат, один из архитекторов Нумейского соглашения 1998 года, сказал, что, несмотря на геополитический интерес, Париж проявляет мало повседневной заботы об острове: «Я не вижу интереса, кроме как факта, что это бывшая колония. Интерес Макрона к Новой Каледонии обусловлен желанием иметь территорию, которая позволяет сказать «Солнце никогда не заходит над французской империей».
Лидер партии сторонников независимости в Новой Каледонии призвал своих последователей оставаться мобилизованными по всему французскому тихоокеанскому архипелагу и поддерживать сопротивление усилиям правительства Парижа по введению электоральных реформ.
Коренные народы канаки опасаются, что реформы еще больше маргинализируют их.
Кристиан Тейн, лидер партии сторонников независимости, известной как ССАТ, обратился к сторонникам и протестующим с видеообращением. Оно было опубликовано в социальных сетях через два дня после того, как он и другие лидеры сторонников независимости встретились с французским президентом Эмманюэлем Макроном во время его визита на территорию после беспорядков.
Чрезвычайное положение, введенное властями Франции в Новой Каледонии 15 мая 2024 года, будет официально отменено сегодня 28 мая. Это решение было принято в связи с наблюдаемой стабилизацией ситуации за последние 24 часа, как отмечается в коммюнике офиса Верховного комиссара этой заморской территории Франции в Тихом океане. 
Этому предшествовало заявление в видеообращении, где Тейн призвал протестующих немного ослабить хватку на их баррикадах в Нумеа, ее пригородах и вдоль основных дорог архипелага, чтобы обеспечить транспортировку топлива, продуктов, медикаментов и доступ к медицинскому обслуживанию для жителей островов на севере и юге.
Но Тейн уверен, что баррикады останутся на месте до тех пор, пока французские власти не отменят ордера на домашний арест для нескольких его партийных членов и правительство Макрона не отменит электоральную реформу: «Мы остаемся мобилизованными и поддерживаем все формы сопротивления. Было слишком много страданий, слишком много на кону, и мы должны довести это до конца и достичь наших целей скоординированным, структурированным и организованным способом. Наша основная цель - чтобы наша страна получила полный суверенитет».
События в Новой Каледонии являются показательными в контексте глобальных и региональных геополитических напряженностей. Сложности, с которыми столкнулся Эмманюэль Макрон, отражают давние вызовы в управлении колониальными территориями и интеграции различных этнических групп в одно государство. Протесты и ответные меры в Новой Каледонии также подчеркивают важность диалога и поиска компромиссов между местным населением и центральным правительством.
В более широком контексте события в Новой Каледонии иллюстрируют значимость острова как стратегического и символического актива для Франции в Индо-Тихоокеанском регионе. Такие события подчеркивают необходимость для Парижа учитывать как внутреннюю динамику, так и внешние геополитические реальности, особенно учитывая нарастающее влияние других глобальных игроков в регионе.
 

Экономика
Новости