Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Президент Франции сдает свои позиции
Выборы в Европейский парламент, которые пройдут в следующем месяце, являются не просто политической процедурой, но и важным механизмом, через который граждане ЕС могут влиять на свое будущее.
В условиях современных вызовов и возможностей, стоящих перед Европой, активное участие в выборах становится критически важным. Ибо будущее ЕС зависит от того, как европейцы воспользуются своим правом голоса и какие приоритеты они выберут для развития Союза.
Между тем во Франции на фоне подготовки к выборам все больше накаляется политическая ситуация и президент Эмманюэль Макрон практически сдает свои позиции.
Так, социалист Рафаэль Глюксман потрясает политический ландшафт Франции, бросая вызов кандидату Макрона на выборах в Европарламент.
Рафаэль Глюксман является большим сюрпризом в избирательной кампании во Франции на выборах в Европарламент. Аутсайдер некогда могущественной Социалистической партии (PS), которая была жестоко отброшена в забвение при Франсуа Олланде в 2017 году, дает основание смотреть в будущее с оптимизмом.
Так что же произошло? Над этим вопросом ломают головы также члены лагеря французского президента Эмманюэля Макрона. Неделю за неделей Глюксман сокращает в опросах разрыв с кандидатом от лагеря президента, депутатом Европарламента Валери Хайер. Итого: выигрыш одного означает потерю другого.
В то время как социологи оценивали Глюксмана на уровне 9-10% еще в феврале, Хайер, по их мнению, уверенно набирала более 20%. В конце февраля Валери Хайер опустилась до чуть ниже 17%, а в начале мая интерактивный опрос Harris показал, что ее поддержка упала до 15%. Одновременно популярность Глюксмана среди избирателей неуклонно растет - с 14,5% он теперь почти на одном уровне с Хайер.
Выборы в Европарламент действительно могут задать курс для разобщенной французской левой. Заместитель генерального директора института маркетинговых исследований Ipsos Брис Тентурье уверен, что «в левой части политического спектра происходят изменения». Хорошие результаты опросов для списка PS-PP, который объединяет Социалистическую партию и собственное движение Глюксмана Place Publique (PP), показали, что «осознание социал-демократии не исчезло», считает социолог.
В PS считают, что возвращение утраченных избирателей - это почти невероятная удача. С одной стороны, это избиратели, отчужденные левым трибуном Жаном-Люком Меланшоном и его ультрарадикализацией. С другой стороны, это те, кого возмутила правонаправленная политика Макрона. Эффективная кампания Глюксмана, который, кстати, не является членом PS, в настоящее время подрывает претензии Меланшона на лидерство в краткосрочном левом альянсе «Новая народная экологическая и социальная уния» (NUPES). В этом альянсе PS была даже отодвинута на третье место после левого движения Меланшона «Непокорившаяся Франция» (LFI) и «Зеленых». И вот поворот: LFI, первоначально оцененная на уровне около 10%, с тех пор упала и сейчас составляет чуть выше 7%. «Зеленые», Europe Ecologie-Les Verts (EELV), застопорились на уровне менее 6%.
Многие партии, включая левое популистское движение LFI, неустанно утверждают, что выборы в Европарламент являются национальным референдумом. Поскольку для левых буквально на следующий день после выборов начнется борьба за интерпретацию результатов. Критики лидера PS Оливье Фора, вероятно, будут праздновать возрождение социал-демократических левых и увидят в этом подтверждение токсичности NUPES для PS. Другие попытаются создать новый вариант NUPES под руководством PS. LFI вызывающе утверждает, что выборы в Европарламент не повлияют на реорганизацию левых и что Меланшон снова займет лидирующие позиции в опросах к 2027 году и следующим президентским выборам.
Для французов выборы в Европарламент - это первые национальные выборы с 2022 года, когда Макрон был переизбран, и последние перед 2027 годом. Поэтому неудивительно, что кампания по выборам в Европарламент, в отличие от других стран, таких как соседняя Германия, уже набрала обороты с момента перестановок в правительстве Макрона в середине января.
Все указывает на то, что Макрон в беде. Ведь усиливающаяся гонка за центристскую позицию в Париже почти заставляет забыть, что настоящая драма происходит в другом месте: неоспоримое лидерство крайне правого «Национального объединения» (RN) над двумя центристскими партиями. Cписок, возглавляемый 28-летним лидером Жорданом Барделлой, может набрать до 33%. RN рассматривает по крайней мере 30% как гарантированные.
Это значительно увеличивает давление на малоизвестную Валери Хайер.
Ясно одно - степень авторитета, которым Макрон сможет пользоваться в будущем, зависит от результатов выборов. Если Хайер покажет лучший, чем ожидалось, результат, Макрон сможет надеяться оставаться у власти еще некоторое время. Особенно в своей партии. Однако если Глюксман догонит или даже опередит Хайер, все поймут, что это конец Макрона. В соответствии с Конституцией Макрон больше не имеет права баллотироваться на пост президента в 2027 году после двух сроков.
Очевидно, что никто в избирательной кампании Макрона не рассчитывал на аутсайдера Глюксмана. Теперь, когда Макрону на выборах в Европарламент угрожает фиаско, начинаются истерика и паника. И Макрон активно участвует в избирательной кампании.
В новой версии своих «великих» выступлений в Сорбонне о Европе он говорил об общей обороне, усилении ЕС против Китая или США и Украине. Он дает интервью и выступает с заявлениями. Но уровень одобрения стремительно падает. По данным опросов общественного мнения, французские избиратели больше беспокоятся о миграции в Европу (42%), изменении климата (36%) и будущем сельского хозяйства (35%).
Судя по всему, Макрон, видя усиление оппонентов, уже отказывается и от своей ведущей кандидатуры Хайер. Теперь его молодой премьер-министр Габриэль Атталь должен провести гонку. За несколько дней до выборов, 23 мая, в обсуждаемом теледебате между «Ренессансом» и RN Габриэль Атталь и Барделла столкнулись лицом к лицу. Между тем Марин Ле Пен с наслаждением заявляет, что с начала кампании лагерь Макрона «изо всех сил старается не превратить эти выборы в референдум за или против Эмманюэля Макрона».
Если последняя стратегия Макрона потерпит неудачу, ему также грозит сопротивление в собственной партии. Сторонники левого крыла, собравшиеся вокруг председателя комиссии по праву в Национальной ассамблее Саши Улие, скорее всего увидят в поражении наказание за правый уклон Макрона. С перестановками в правительстве и назначением Атталя на пост премьер-министра Макрон выбрал курс на правый популизм. При результате около 15% левое крыло будет иметь аргументы против возможной коалиции с республиканцами с их правыми тенденциями.
Макрон все же рассчитывает собрать максимум поддержки на финальном этапе избирательной кампании 2027 года. Мы становимся свидетелем своего рода дуэли «Прогрессистов против националистов» между «Ренессансом» и его союзниками с партией Ле Пен. Но если верить мрачным прогнозам, эта дуэль может быть уже решена ночью перед 10 июня.
Если крайние правые одержат победу вдвое большую, чем Макрон, будет запечатлен нарратив о неуклонном восхождении Ле Пен, тем самым она шаг за шагом входит в Елисейский дворец.
Уже сейчас ее присутствие в повседневной политике Франции невозможно отрицать. При 30% одобрения RN станет партией большинства - с далеко идущими последствиями.
В любом случае выборы в Европарламент встряхивают Францию и ярко освещают ее политическую архитектуру, которая претерпела фундаментальные изменения с 2017 года, с почти полным крахом крупных партий и одновременным усилением крайних, и ясно одно: Франция еще не вышла из фазы глубокой нестабильности.