Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Закулисные игры

Политика
01 Июнь 2024
04:49
1287
Закулисные игры

Анастасия Лаврина своими фильмами разрушает армянские мифы

Лоббизм - один из наиболее влиятельных и часто обсуждаемых феноменов. Он охватывает разнообразные аспекты политической жизни, начиная от продвижения экономических интересов и заканчивая влиянием на международные отношения и принятие политических решений. 

Одной из самых активных и преступных групп в мире является армянское лобби. Его деятельность оказывает значительное воздействие на политику многих стран, включая Европейский Союз, другие авторитетные институты. Актуальность фактора лоббизма в Европейском парламенте и роли армянского лобби особенно возросла в свете недавних скандалов и коррупционных разоблачений. 
Учитывая нарастающую серьезность проблемы, съемочная группа азербайджанского телеканала СВС провела собственное журналистское расследование, в ходе которого бывшие и действующие европейские политики и официальные лица рассказали о методах работы проармянского лобби в Европейском парламенте.

Автор фильма - политолог, научный сотрудник Института развития и дипломатии Университета АДА, известная телеведущая Анастасия Лаврина рассказала корреспонденту  газеты «Бакинский рабочий» о своем журналистском расследовании. 

- Что вдохновило вас на создание фильма о лоббировании в Европарламенте и как вы пришли к идее исследовать армянское лобби?
- О деструктивной роли армянского лобби мы знаем давно, их активность была замечена не только по отношению к Азербайджану. Например, когда в декабре 2022 года в Европейском парламенте разразился громкий скандал «Катаргейт» и была выявлена целая коррупционная схема, в том числе и четыре политика, среди которых вице-президент Европарламента Ева Кайли, стала известна причастность ко всему армянского лобби. В период продолжающейся армянской оккупации, во время 44-дневной войны, да и после, стараниями этого самого лобби были приняты проармянские и антиазербайджанские резолюции. Несколько евродепутатов незаконно посетили Карабах во время оккупации. Если проанализировать ситуацию, проникнуть в коридоры европейской политики, то можно выявить много чего интересного. 
Я предпочитаю работать с фактами. Три года назад сняв про разрушенный за годы оккупации православный храм в Ходжавенде фильм, который был впоследствии переведен на разные языки и показан в Брюсселе и Париже, мы смогли разрушить армянский миф о том, что это была религиозная война мусульман и христиан. Мы наглядно продемонстрировали, как армяне, позиционируя себя «истинными христианами», уничтожали религиозное и культурное наследие, мечети и даже храмы. 
В этот раз родилась идея лично исследовать тему беспредельного лоббизма, который перешел грань коррупции и адекватности. Начала я с Франции. Был подготовлен фильм, моментально вызвавший реакцию в Париже, ведь в нем были представлены неопровержимые доказательства влияния армянской диаспоры на принятие политических решений и даже влияние на самого президента Эмманюэля Макрона. Там же мы показали, как армяне контролируют десятки французских СМИ, дезинформируя общественность о событиях на Южном Кавказе. 
Недавно мы выпустили фильм про армянское лобби в Брюсселе, в Европарламенте, где скоро пройдут выборы. Для некоторых политиков лоббирование остается возможностью получить финансовую выгоду и заручиться поддержкой влиятельных покровителей, таких как Каспар Карампетян, или, как его еще называют, «алмазный король», «сомнительный бизнесмен» и «крестный отец армянской мафии в Брюсселе». В то время как Азербайджан прикладывает неимоверные усилия для становления мира на Южном Кавказе, стараниями таких сомнительных бизнесменов, как Карампетян, которые лишь усматривают личную выгоду в любом конфликте, ведется деструктивная подрывная деятельность. Своими фильмами мы разрушаем армянские мифы и предоставляем реальные факты и аргументы, зрителям остается лишь сделать правильные выводы.
- Какие основные выводы и инсайты вы получили из интервью с европейскими экспертами и политиками относительно уязвимости Европарламента к лоббированию?
- Лоббирование в европейских институтах очень распространено. Об этом говорят открыто и в целом, лоббирование законно, только если оно соответствует принятым правилам. В Европейском Союзе существует «Реестр прозрачности» - набор правил, касающихся лоббирования. При этом, согласно недавнему отчету Европейской счетной палаты, реестр страдает недостатками и информационными пробелами, которые делают лоббистскую деятельность менее прозрачной, что приводит к возникновению коррупции. Но и без этого армянские лоббисты не скрывают своих связей с европолитиками. Упомянутый мною Карампетян был связан с Евой Кайли, которая занимала центральное место в скандале «Катаргейт». В октябре 2020 года она выступала с предложением отменить шенгенские визы для азербайджанцев с дипломатическими паспортами. С самого начала 44-дневной войны она заняла проармянскую позицию.
4 мая 2022 года Ева Кейли встретилась в Брюсселе с депутатом от радикальной партии «Дашнакцутюн» парламента Армении Артуром Хачатряном. Визит депутата был профинансирован Карампетяном, который в его преддверии лично встретился с Евой Кайли, видимо, дав нужные инструкции.
А вот другой пример - принятая 13 марта 2024 года в Страсбурге резолюция «О более тесных связях между ЕС и Арменией и необходимости мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией» поставила под сомнение территориальную целостность Азербайджана и нанесла серьезный удар по мирному переговорному процессу между Баку и Иреваном. Натали Луазо, французский евродепутат, незадолго до принятия резолюции посетила Армению, где получила медаль лично из рук министра иностранных дел за вклад в продвижение ключевых для Армении вопросов. Совпадение? Не думаю. 
Армянский национальный комитет Европы Каспара Карампетяна, находящийся под влиянием дашнаков, открыто заявляет, что одним из главных направлений их деятельности является расширение круга друзей Армении и сепаратистских стремлений в никем и никогда не признанном проекте под названием «арцах». 
В фильме представлено множество примеров, проанализировав которые, можно выстроить всю цепочку работы армянских лоббистов, зачастую пользующихся незаконными методами. 
- Какие, в частности, методы и стратегии армянское лобби использует для продвижения своих интересов в Европарламенте и чем они отличаются от других лоббистских групп?
- Коррупция, дорогие подарки, обещания поддержки на выборах, визиты в Армению (раньше были и незаконные визиты в оккупированный Карабах. - А.Л.), где европолитикам гарантирован прием на высшем уровне, порой даже с вручением наград за «продвижение интересов Армении». И информация об этом публикуется в открытых источниках. Были случаи, когда для европолитика даже организовали свадебную церемонию с армянкой в оккупированном Карабахе. 
Конечно, кому-то из евродепутатов Армения может просто нравится. Выступать в поддержку тех или иных инициатив или стран - это вполне нормально. Но как можно ставить под сомнение территориальную целостность другой страны, поощряя сепаратизм и игнорируя международные документы, в том числе резолюции СБ ООН? Именно это делали некоторые евродепутаты, незаконно посещая Карабах. Были и те, кто своими заявлениями оправдывали разграбление золотых приисков в Карабахе, что стало одной из причин протестной акции азербайджанских экологов на дороге Лачин-Ханкенди в 2023 году. Тогда Марина Кальюранд, руководитель делегации Европарламента по связям с Южным Кавказом, бывший глава МИД Эстонии и член «Группы дружбы с Арменией», обвинила Азербайджан, заявив, что «серьезно обеспокоена» закрытием «Лачинского коридора». То есть Кальюранд оправдывала действия Вардана Сирмакеса, этнического армянина, директора швейцарской компании Franсk Muller Group, который на протяжении долгого времени являлся одним из самых активных инвесторов сепаратистов. Разве это соответствует принципам ЕС? 
Если бы евродепутатов действительно заботила судьба Армении, то они бы указали ей верный путь, который заключается в подписании мирного соглашения с Азербайджаном. Казалось, что после того, как территориальная целостность и суверенитет Азербайджана были восстановлены, Евросоюз посодействует заключению долгожданного мирного соглашения. Для этого  нужно смело взглянуть правде в глаза и не позволить отдельным лицам, нацеленным на обострение ситуации, оказывать влияние на работу европейских институтов, в данном случае на Европейский парламент. 
- Какой была реакция интервьюируемых европейцев на ваши вопросы о лоббировании?
- В Европарламенте действует много групп лоббирования, это НПО, в том числе и фейковые, отдельные личности, бизнесмены, которые активничают в группах дружбы. Поэтому вопросы о лоббировании, в целом, воспринимаются нормально. «Катаргейт» стал для европолитиков чем-то вроде холодного душа. Сейчас любые противозаконные действия вызывают реакцию. Все, с кем я общалась, поддерживают территориальную целостность Азербайджана и важную роль нашей страны для Евросоюза. Например, бельгийский журналист, фотограф Майкл Ивор хорошо знаком с ситуацией на Южном Кавказе. Он привык называть вещи своими именами и недоумевает, как можно игнорировать результаты многолетней армянской оккупации. По его словам, после освобождения территорий мировая общественность увидела масштабы разрушений в Агдаме и Шуше. Сейчас желающие могут воочию увидеть, что там произошло за годы армянской оккупации, и понять, что армяне не жертвы, как они себя позиционировали все эти годы, а авторы преступлений. 
Среди моих визави были и те, кто предпочитал в своих ответах делать акцент на важности нашей страны для Европы, опуская тему лоббизма. В их понимании ЕС должен акцентировать внимание на предлагаемых Азербайджаном новых транспортных и энергетических проектах, а также поддерживать нашу страну в решениях, направленных на развитие мирной повестки. 
- Как, по вашему, что нужно сделать для того, чтобы Европарламент избавился от лоббирования?
- Как я уже отметила, «Реестр прозрачности» помогает снизить, но не исключить коррупцию. Один из инициаторов антиазербайджанской резолюции Пятрас Ауштрявичюс выказывал поддержку Армении даже тогда, когда страна держала под оккупацией почти 20% наших территорий, игнорируя четыре резолюции СБ ООН, требующие незамедлительного вывода ВС Армении. Согласно информации в «Реестре прозрачности», в июле 2023 года Ауштрявичюс встретился с делегацией армянских организаций гражданского общества. Нетрудно предположить, что среди них были и представители Карампетяна, если не лично сам «алмазный король». Важно установить особые правила для евродепутатов, действия которых порой противоречат политике всего ЕС. Если предположить, что каждый евродепутат руководствуется интересами своего государства, то и тут есть недочеты. Германия, Греция и даже Франция на официальном уровне признают территориальную целостность Азербайджана, но как тогда возможно, что евродепутаты от этих стран позволяли себе поддерживать сепаратистов? Ответ на поверхности - ­армянский лоббизм и коррупция.

 

Экономика
Новости