Привозная безопасность

Политика
15 Июнь 2024
03:32
1021
Привозная безопасность

Бомба замедленного действия 

Государства имеют обязательства перед мировым сообществом и, выполняя их, они подтверждают верность фундаментальным принципам мироустройства. В череде первоочередных задач - проблема безопасности. Все, что с ней связано, не терпит отлагательства и является обязательным для всех.

Часто возникающие неуправляемые ситуации внутри государств оказывают негативное воздействие не только на внутриполитическую и общественную жизнь, но и провоцируют сложности и риски для соседних государств. Пример Армении представляет собой классический образ безответственности, когда страна на протяжении как минимум тридцати лет напоминает пороховую бочку, диверсифицируя риски и вызовы. 
В 2020 году, когда вспыхнула вторая Карабахская война, мало кто верил в ее судьбоносность. Многим казалось, что снова грядет краткосрочная силовая тяжба, после которой возобновятся докучливые мирные переговоры. Но все пошло по сценарию Президента, Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Азербайджана Ильхама Алиева, который принял историческое решение об освобождении оккупированных территорий своей страны собственными силами. 

Блестящая Победа в 44-дневной Отечественной войне положила конец армянскому милитаризму и вандализму, избавив регион Южного Кавказа от череды военно-политических катаклизмов. А сентябрьский день 2023 года поставил жирную точку на армянском сепаратизме, сросшемся с профессиональным хайским террором, который будоражил ситуацию в одном из привлекательных и ключевых регионов Евразийского континента. 
Южный Кавказ заметно устал от затяжной военно-политической нестабильности, у истоков которой стояли армянские радикальные группы и партии. Но парадокс в том, что даже после сентября 2023 года Армению продолжает лихорадить. И сегодня она является пространством турбулентности и рисков. По сути, в стране имеет место диверсификация тревожных трендов, когда одна волна насилия и неспокойности сменяет другую.
Кто-то может сказать, что это внутреннее дело Армении и ее населения. Если же вникнуть в суть, то нетрудно заметить, что эта страна пристрастилась к жизни в условиях непрекращающегося кризиса. От этого нелегко и соседям. Незавидное состояние не есть признак самодостаточности, коль одна и та же республика постоянно находится под напряжением и заставляет сообщество тревожиться. И если имеются риски, все равно какие, их необходимо купировать, чтобы ничто не вызывало опасений и чтобы соседние государства не тревожились и имели уверенность в способности властей неспокойного соседа утихомирить всех и вся, будоражащих уклад. 
Азербайджан является единоличным лидером региона по всем параметрам. В деле обеспечения безопасности официальный Баку сделал и продолжает делать больше, чем несколько государств, вместе взятых. Рациональные интеграционные проекты, кооперационные программы, успешно реализуемые форматы сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях воссоздали надежный запас прочности для слаженной региональной жизни. И только Армения выпадает из ряда предсказуемых соседей, для которой реализация прав и возможностей, вытекающих из объявленного суверенитета, никак не найдут реализации.  
Ширящийся внутренний хаос прямой наводкой бьет по мирному процессу, который является задачей номер один для всего региона. В том, что митингующие, а в их среде представлены все мало-мальски известные оппозиционные группы и партии, одной из своих целей определили подрыв путей, ведущих к заключению мира с Азербайджаном, сомневаться не приходится. Именно потому власть Никола Пашиняна, если она искренне заинтересована в подписании мирного договора, просто обязана торопиться с разбором завалов на улицах и площадях Иревана, предварительно нейтрализовав протестную волну. Ведь несогласные в открытую провозглашают реваншистские лозунги, призывая свергнуть действующую власть и пересмотреть положения мирного соглашения. 
Это факт, что вопрос стабильности внутри Армении имеет и региональное значение. Радикалы и непримиримые, ударившись в политический дебош, сознательно крушат все на своем пути, дабы распространить смуту на все четыре стороны и под шумок реализовать зловещий план захвата власти. Но это уже не внутреннее дело Иревана, который и так задолжал Азербайджану и продолжает падение в долговую яму.  
Послушать Пашиняна, у них там все идет своим чередом. Он не торопится с решительностью, хотя ему угрожает оппозиционно настроенная улица. И премьер прекрасно понимает, что стране с поствоенной стагнацией может помочь только Азербайджан. Да и Турция тоже заявляет о готовности включиться в процесс, чтобы облегчить участь чахнущей государственной системы.  
Побывавший днями раньше в Армении помощник государственного секретаря США по вопросам Евразии Джеймс  О'Брайен отпустил комплимент «достижениям» страны, снова назвав ее оплотом демократии в регионе и бастионом «возрождения», словно не гудят улицы и площади армянской столицы и нет никаких поводов для беспокойства. Правда в том, что страна, об экономическом чуде которого говорят все кому не лень, на глазах превращается в пространство беспорядка и неуправляемой стихии. А это уже серьезно, потому что угрожает не только самим армянам, но и их соседям, обещая одну неопределенность. 
Единственный, кому такой критический расклад на руку, - это коллективный Запад, который методично уводит внимание Пашиняна и его команды от дельных предложений и потенциальных преференций, исходящих от азербайджанского руководства. 
Никол Пашинян продолжает играть на публику, с одной стороны делая маленькие шажки в рациональном русле, опять же под патронажем Баку, а с другой - растягивая удовольствие по выдерживанию паузы, на что одобрительно реагируют западные центры. Их конек - удержание Иревана под своим контролем ради сохранения дыма заблуждений, чтобы, не приведи Господь, не открылось окно Овертона, на что прицельно делает упор Баку. 
Неудивительно, что время от времени Пашинян оптимистично высказывается о судьбе долгожданного мира. В своем последнем комментарии он сказал: «Да, мы заявили, что готовы в течение месяца подписать мирный договор. Это означает, что, по нашей оценке, нынешний текст мирного договора достаточно назревший и можно скорректировать последние штрихи, привести в окончательный вид уже на основе ранее подтвержденных двусторонних согласий и подписать».
Дежурная фишка с обуславливающим «но» при таких обнадеживающих заявлениях всегда присутствует. «Президент Азербайджана заявил, - поясняет армянский премьер, - что официальный Баку привержен Пражским договоренностям и Алма-Атинской декларации. Эти принципы мы зафиксировали заявлениями Брюсселя, Сочи, Праги», и сразу же добавляет, мол, глава Азербайджана настаивает, что «без изменений конституции Армении Баку не подпишет мирный договор». И каков же вывод? А таков, что заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном, если нынешняя конституция Армении останется неизменной, просто невозможно.
Вот и получается, что за поиском причин и загвоздок для оправдания собственного нежелания сдвинуться с мертвой точки дело не стоит. Пашиняном и другими его соратниками тщательно вуалируются контуры двойной игры, при которой Иреван перед западными кураторами предстает в образе держащего свое слово актора, которому поставлено условие не торопиться с заключением мирного соглашения.    
Прослеживается четкая корреляция между региональной безопасностью и заключением армяно-­азербайджанского мирного соглашения. Невозможно не видеть, как запущен механизм интриг, приводящий к сбою. Он играет против интересов региональных сил, зато подыг­рывает внешним центрам, которые предлагают Иревану стратегическое партнерство с доминирующим сегментом в виде военного взаимодействия и переустройства армянской армии под современные стандарты. 
Надо ли уточнять, что между двумя величинами нет и быть не может компоненты связности?! Зато есть острое осознанно конструируемое противоречие. Если с ним не покончить, оно наделает дел, опасных и очень даже чреватых.   
Если Запад вознамерился заложить основу нового регионального проекта с переменой величин по части модераторства, чтобы взять бразды правления в свои руки, это означает, что обозначится движение по направлению в никуда. Стоило больших трудов Президенту Ильхаму Алиеву убедить Иреван в рациональности выстраивания контактов по принципу «с глазу на глаз». Результат не заставил себя долго ждать, и подвижки обнадежили обе стороны. 
Не это ли стало фактором неудобного характера для внешних сил, которые заметно засуетились и теперь активно пытаются добавить свои пять копеек в дело, которое заладилось?! Неуместное и невостребованное встраивание в процесс, который пошел по заданной траектории, ничего положительного не обещает. Наоборот, это означает, что центры сил берутся за дело, не слыша основных фигурантов и игнорируя основные мотивы и детали трудного процесса, в котором главным условием является невмешательство посторонних акторов. 
Официальный Баку действует аккуратно, вынашивая каждую мелочь и учитывая интересы Иревана, который и так запоздал с реакцией и действиями. Президент Ильхам Алиев, будучи осторожным и осмотрительным во всех обещаниях, проявляет высокую точность и тактичность в исполнительности. Это обстоятельство является важным фактором, благотворно влияющим на процесс сближения сторон. 
Это тот случай, когда добра от добра не ищут. Никол Пашинян и его окружение убедились в рациональности видений Баку не раз, стало быть, их главной задачей должно стать отстаивание модели, которая оформилась собственными усилиями и обещает главный результат. И стоит ли идти на поводу внешних старателей, которые заведомо предлагают рисковые варианты?
Президент Ильхам Алиев проложил дорогу в эпоху стабильности, остается обеспечить устойчивое движение по ней, и надобности в проводниках нет. Фактор прагматизма в исполнении Баку способен довести начатые дела до вожделенной логической черты, сомнения тут ни к чему.  
Безопасность региона - это ценность и достояние, и если встает вопрос о компромиссах в судьбоносном контексте, свое слово и позицию должны высказать те, кому она нужна. И пора уже знать, что привозная безопасность - это всегда кот в мешке. Ее необходимо создавать, производить собственными силами на основе доверия и ясной модели, которой нет альтернативы.

Экономика
Новости