Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Чему быть, того не миновать

Политика
10 Июль 2024
10:05
402
Чему быть, того не миновать

 Решения, принимаемые на уровне Европарламента, напрямую влияют на Францию и наоборот

Результаты второго тура внеочередных парламентских выборов во Франции явно указывают на то, что страна не будет существенно менять курс внешней политики, включая позицию по расширению ЕС.

Пока неясно, кто возглавит новое правительство в Париже, но уже многие уверены, что президент Франции Эмманюэль Макрон продолжит оставаться ключевым лицом, принимающим решения по вопросам внешней политики. Вопрос в том, примет ли он во внимание политические процессы последних трех недель, которые основательно потрясли устои «макронизма». 
Тем временем левоцентристская коалиция «Новый народный фронт» заняла наибольшее количество мест на выборах, обойдя центристский альянс «Вместе», поддерживаемый Макроном. Вопреки ожиданиям, крайне правая партия «Национальное объединение» (RN) завершила выборы на третьем месте. Примечательно, что ни одна коалиция даже не приблизилась к абсолютному большинству.
Между первым туром выборов, выигранным RN, и вторым туром сотни левоцентристских и центристских кандидатов вышли из гонки, чтобы предотвратить победу крайне правой коалиции. Оказалось, что такая тактика дала результаты, но пока неизвестно, кто сформирует новое правительство и сколько времени займут эти переговоры.
Макрон, объявляя досрочные парламентские выборы 9 июня, после того, как стало ясно, что RN значительно опередила остальных на выборах в Европейский парламент, из-за своей недальновидности не смог предвидеть свой повторный крах. В скором времени мы станем свидетелями того, как новое французское правительство определит пространство для маневров Макрона.

Комментируя местным СМИ влияние результатов выборов, бывший директор генерального директората по вопросам расширения Европейской комиссии Пьер Мирель, заявил, что необходимо дождаться программы следующего правительства: «С сегодняшнего утра воздух, которым мы дышим, явно легче после поражения крайне правой партии. Однако поскольку в Национальной ассамблее не появилось большинства, Франция остается неуправляемой. Чтобы стать функциональной, потребуется договоренность между самыми открытыми партиями об общей программе, даже минимальной, т.к. осталось всего три года до следующих президентских выборов. Ни Конституция, ни отсутствие практики и аппетита не облегчат это задание. Но этому нет альтернативы, ибо только так можно избежать хаоса».
Он добавил, что поэтому трудно сказать, какова будет общая позиция по вопросам внешней политики, тем более по вопросу расширения. «Думаю, что общий республиканский фронт отдаст предпочтение национальным проблемам перед внешнеполитическими. Внешняя политика была «зарезервированной областью» президента со времен Шарля де Голля. Однако это не прописано в Конституции, а является результатом практики, - уточнил Пьер Мирель, отметив, что теперь, когда Макрон смог сохранить свой лагерь в новом парламенте, он должен суметь удержать контроль над внешней политикой. - Но его пространство для маневров будет зависеть от общей программы, согласованной между основными партиями».
В свою очередь, преподаватель Католического университета Лилля и Института высших исследований по вопросам национальной обороны Лоик Трегурес не ожидает серьезных изменений во французской политике в этих областях: «Расширение будет идти на автопилоте, потому что это не является приоритетом. Никто не будет спешить останавливать Монтенегро, например. Это не вопрос».
Он также считает, что Макрон останется лицом, принимающим решения в этой области: «Если бы крайне правые победили, они бы, конечно, убили процесс расширения. Это не так в данном случае, так что пока нет правительства или у правительства нет конкретного мандата в этой области, президент Макрон все еще может принимать решения», - заявил Трегурес.
Он уверен, что Макрон найдет достаточно людей из левоцентристской коалиции, чтобы поддержать решения, которые он принимает на европейском уровне. 
Тем не менее из-за беспрецедентно фрагментированного парламента позиции, которые занимает Франция, его «избранники» станут более непредсказуемыми в целом: «Я могу представить, что парламент потребует голосования по определенным вопросам. Это может поставить Францию в более трудное положение для принятия решения. Это означает, что, в основном, влияние коалиции уменьшится, и вы никогда не будете уверены, сможете ли на нее рассчитывать», - сказал Трегурес.
Мнения представителей французских левых, правых и правящей партии о приеме новых членов в ЕС также вызывает интерес.
Крупнейшая партия в левоцент­ристской коалиции, «Непокоренная Франция», возглавляемая ветераном французской политики Жан-Люком Меланшоном, известна своей резкой критикой Брюсселя. Меланшон утверждает, что ЕС стал коррумпированным из-за проводимых им неолиберальных политик.
Он также выступает против приема новых членов до принятия новых критериев «социальной гармонизации» в Союзе, хотя называет некоторые страны-кандидаты, такие как Сербия и Монтенегро, «добрыми друзьями Франции».
С другой стороны, лидер крайне правого RN Жордан Барделла открыто выступает против расширения ЕС. Барделла, среди прочего, публично обвиняет Макрона в том, что он хочет расширить 27-членный ЕС, приняв еще десять государств, включая Турцию.
Сам Макрон в последние годы значительно пересмотрел свою позицию по вопросу расширения Союза. Пять лет назад президент Франции открыто выступал против дальнейшего расширения ЕС, подчеркивая, что он отвергает любое расширение до проведения глубокой институцио­нальной реформы ЕС. Он продолжает настаивать на реформировании ЕС, но с начала войны в Украине, то есть с февраля 2022 года, утверждает, что необходимо ускорить процесс расширения и неоднократно предупреждал об опасности «усталости от расширения».
По инициативе Франции в начале 2020 года была принята новая методология расширения. В сентябре 2023 года франко-германская рабочая группа опубликовала предложения экспертов по реформе институтов ЕС, чтобы он был готов к приему новых членов. Европейский совет недавно пригласил Европейскую комиссию предложить конкретные шаги в этой области к следующему году.
Выборы в Европейский парламент и парламент Франции важные политические события, которые оказывают значительное влияние как на национальном, так и на международном уровне. Эти выборы являются индикаторами общественного мнения, настроений избирателей и направлений политических изменений. 
Заметно также, что Европейский парламент и парламент Франции действуют в рамках единого политического контекста, влияя на общую политическую ситуацию в Европе. Решения, принимаемые на уровне Европейского парламента, напрямую влияют на Францию и наоборот.
Обе выборные кампании характеризуются ростом поляризации и усилением популистских настроений. В последние годы в Европе и Франции наблюдается рост влияния крайних правых и левых партий, что отражает глубокое разочарование граждан в традиционных политических силах.
В этой связи миграция и безопасность являются ключевыми вопросами как для Европейского, так и для французского парламента. Обе кампании также теоретически акцентируют внимание на экономической политике и социальных реформах. 
Вместе с тем одной из главных угроз в этом контексте является рост национализма и евроскептицизма. Если крайние правые или левые партии получат значительное представительство, это может привести к увеличению конфликтов внутри ЕС и ослаблению единства Союза. Следовательно, увеличение политической поляризации может вызвать политическую нестабильность как во Франции, так и на уровне ЕС. Это может затруднить принятие важных решений и проведение необходимых реформ.
В то же время экономические и социальные неравенства могут усилить социальное напряжение и протестные настроения среди населения. Это может привести к росту социальных протестов и ухудшению общественного климата.
Игнорируя угрозы и не учитывая перспективы, связанные с этими выборами, французы, да и европейцы в целом лишают себя новых возможностей для мира, прогресса и устойчивого развития.

Экономика
Новости