Тофик АББАСОВ

Тофик АББАСОВ

Конструктивность доказывается не словами

Политика
06 Сентябрь 2024
01:51
2725
Конструктивность доказывается не словами

Сизифов метод как спасительная методология для Армении 

Если суммировать потенциал многолетнего конструктивизма армянской дипломатии, которой-де Иреван пользуется для нормализации отношений с Баку, получится громаднейший массив, способный снести на своем пути любые преграды. 

Внешнеполитическое ведомство Армении всегда, большей частью в штатно-дежурном режиме, ссылается на то, что для него конструктивный подход является точкой отсчета, и с дефицитом этого качества у него проблем нет.
По их логике получается, что при абсолютных проявлениях армянской стороны азербайджанская дипломатия заметно уступает, потому вынуждена выступать в роли догоняющей стороны. Как следствие, Баку-де в условиях дефицита собственного конструктивизма поневоле замедляет ход примиренческого процесса. Значит, фаворитом гонки за мир является Армения, а Азербайджан - всего лишь аутсайдер. 
В чем не откажешь армянской стороне, так это в том, что она всегда довольна собой, но не довольна своим положением. 

И как же ей довольствоваться собственным положением, если она подспудно делает все, чтобы преградить дорогу к миру, рушит все полезное и даже обсужденное на корню, чтобы не сдвигаться с места? 
Если каким-то случайным образом сторонам удается добиваться чего-то полезного, делать шаг в сторону ясности, то обязательно за этим следуют деструктивные действия Иревана, накрывающие черной тенью то мизерное, что вызвало осторожный оптимизм. Вот и получается, что за каждым мало-мальски полезным шагом Иревана сразу же следуют два шага назад. Сизифов метод потому и является для Армении спасительной методологией, позволяющей выигрывать время, создавать только видимость заинтересованности в долгожданном результате.   
Снова МИД Армении доводит до внимания, нет, не Азербайджана, а сообщества, будто бы «конструктивно участвует в процессе, связанном с разблокированием коммуникаций в регионе, опираясь на принципы уважения суверенитета, национальной юрисдикции, равенства и взаимности». Ладно бы, если бы такой словесный пассаж звучал в первый раз. Из раза в раз Иреван повторяет набившие оскомину пируэты словесности, за которыми не следуют сообразные действия. 
Впрочем, действия следуют, но никак не подтверждают верность армянской стороны упомянутым принципам «уважения суверенитета, национальной юрисдикции, равенства и взаимности». Если, конечно, под этим не подразумевать накачивание Иреваном военных мускулов, интенсивные закупки наступательных вооружений, строительство бетонных фортификационных сооружений вдоль пограничной с Азербайджаном линии, наконец, активную политику по укоренению в стране духа милитаризма.
На последней пресс-конференции премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что его страна готова к предоставлению дороги для связи основной части Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой при соблюдении ее суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. До того просочилась информация, согласно которой на уровне глав МИД двух стран обсуждалась возможность передачи контроля над будущими коммуникациями международной частной компании по вопросам управления и безопасности.
Это были фрагментарные вбросы, и за ними не последовали конкретные пояснения представителей сторон. Теперь внешнеполитическое ведомство Армении не комментирует тему и не подтверждает, обсуждается ли с Азербайджаном вопрос передачи частной компании контроля над возможной коммуникацией Нахчыван-Сюник-Азербайджан или нет. В принципе это не столь важно, гораздо актуальным видится другое. Если есть готовность и политическая воля сторон, любой вопрос, даже самый запутанный, можно разобрать и прийти к консенсусу. 
Баку в этом плане всегда проявляет готовность продолжать диалог до победного конца. Беда же в том, что этой готовности нет у армянской стороны. Она лишь умеет чесать языком, проявляя медлительность в плоскости имплементации обсуждаемых тем и вопросов. Пока что у армянской дипломатии выделяются словесная готовность и полное отсутствие практической подготовки. Такое впечатление, что Иреван является победителем второй Карабахской войны, поэтому и не торопится делать что-либо в физической плоскости. 
Собственно, в предыдущие десятилетия, пока продолжалась оккупация азербайджанских территорий, именно так и поступали армянские президенты и мидовские чиновники. Впрочем, невозможно было не заметить, как они издевались над спаррингом, ударялись в махровую обструкцию только ради того, чтобы ничего не менялось. 
Методом хорошо обставленного саботажа Армения, как казалось армянским верхам, изводила Баку, пытаясь заставить его смириться с потерей земель. Чем тот кордебалет завершился, известно. Но если тогда руководители страны-агрессора видели себя в ореоле победителей, предполагали, что имеют стратегический военный перевес над соперником, то сейчас-то их преемники побежденные. Им-то чего выделываться и бросать пыль в глаза?! Зачем повторять пагубную практику лузеров, зная, что Баку не даст помыкать собой и в случае надобности сделает такой ход, после которого Иреван окажется в цугцванге. Уж лучше оглянуться вокруг, трезво посмотреть на положение вещей и перестать играть в спойлерство. Это никакого результата армянам не принесет, как пить дать.
Все, что касается конструктивного настроя, связано с азербайджанской дипломатией. Почему в Армении забывают хронику 44-дневной войны, в которой Баку наголову разбил противника?! Ведь потери Армении оказались бы во много крат большими, не согласись Президент, Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Азербайджана Ильхам Алиев с просьбой Иревана приостановить огонь в ночь на 10 ноября 2020 года. 
Агдамский, Кяльбаджарский и Лачынский районы Баку освободил без единого выстрела, пощадив врага и оставив ему шанс на мирный уход с чужой территории. Не успели замолкнуть орудия, как азербайджанский лидер распорядился приступить к строительству новых коммуникаций, дав понять, что контр­наступательная операция стала вынужденной мерой Азербайджана, потому что Армения обрушила мирный процесс, а Никол Пашинян под воздействием карабахской тутовки изрек в городе Шуша: «Карабах - это Армения, и точка».
Последовавший следом восклицательный знак Президента Ильхама Алиева расставил все по местам. В результате победоносного спурта доблестной Азербайджанской армии в регионе установился новый статус-кво, который заметно оздоровил общую обстановку. Баку сразу же предложил проигравшему сопернику перевернуть страницу военного противостояния с последующим подключением Армении к работающим в регионе коммуникациям и интеграционным проектам. 
Следом Азербайджан представил Армении мирный пакет из пяти принципов, снова сделав реальную заявку на восстановление атмосферы доверия. Пока Иреван не был под прессингом внешних центров, какая-никакая живинка в контактном процессе наблюдалась. Но как только в процессы стали вмешиваться Париж, следом Брюссель и Вашингтон, ситуация изменилась, а Иреван, недолго думая, лег под внешних покровителей, хотя у последних очень мутные намерения и сомнительные цели. Но это тема другого разговора, а суть в том, что первый саммит Европейского политического сообщества обнажил зловещий оскал коллективной силы, которая не смирилась с убедительной Победой Азербайджана и его намерениями превратить Южный Кавказ в пространство мира и стабильности. 
Инициатива Президента Ильхама Алиева по созданию нового формата сотрудничества в регионе «3+3» и вовсе попутала западных стратегов, которые задались целью помешать азербайджанской дипломатии в реализации востребованных идей и замыслов. Иреван с охотой присоединился не к тем, кто указал ему на короткий путь в направлении возрождения Армении, а к тем, кто поставил на долгий и извилистый путь неопределенности, пообещав мифические выгоды. 
Так за кем больший потенциал конструктивности: за Баку или Иреваном? И вообще, кто настроен на волну решительности в деле мира, неужели Армения?!
Внешние силы, бросившись в объятия злой воли, не желают дать региону остыть и перестроиться на рекреацию спокойствия. США, Франция, Евросоюз, Индия и другие целенаправленно работают над новым форматом конфликта на Южном Кавказе, потому и подогревают реваншизм бесноватых армянских сил. 
Странно то, что сам Никол Пашинян понимает суть происходящих процессов, видя, как укореняются чреватые тренды. Он пока ничего не делает для спасения, нет, не региона, а своей страны от потенциальной катастрофы. Видно, внешние модераторы нарисовали для него настолько привлекательную картину предстоящего будущего, что он поверил в счастливый поворот. 
На самом же деле Запад тянет его в омут новой бойни, потому и пичкает оружием, заставляя наращивать долю военных расходов в бюджете страны. И на этом фоне Иреван предлагает доверить охрану транспортных коммуникаций частным иностранным охранным структурам, что означает делегировать безопасность будущих транспортных коммуникаций внешним акторам. В случае достижения консенсуса охранное предприятие должно будет взять на себя защиту той части коммуникации, которая проходит через территорию Азербайджана, и это при том, что на границе будут присутствовать еще и армянские пограничники, сотрудники таможни.
Не является ли этот компонент отвлекающим маневром, дабы заставить Баку поверить в серьезность намерений армянской стороны и отвлечь его от остального комплекса вопросов урегулирования? Вполне возможно, однако ни при каких обстоятельствах Азербайджан не пос­тупится интересами и не даст Армении повода почувствовать себя хозяином положения. 
В любом случае главным для Баку останется степень конструктивности вопроса, его последствий и условий имплементации. Если он в состоянии привнести рациональное зерно в общую схему, наконец, заставить Иреван отказаться от назойливых приставаний западных сил, которые одолевают хаев навязыванием опасных планов милитаризации, тогда, может, игра и будет стоить свеч. 
При всех разворотах Азербайджан чувствует обстановку и не ведется на всевозможные скользкие маневры Армении и ее приспешников. Решение будет приниматься в Баку с учетом стратегических параметров рассматриваемых задач и возможных решений.

Экономика
Новости