Галия АЛИЕВА

Галия АЛИЕВА

Избежать наихудшего сценария

Политика
13 Сентябрь 2024
06:14
720
Избежать наихудшего сценария

Каждая страна, развивающая ядерную энергетику,  должна дать гарантии безопасности

Как известно, Курская АЭС находится недалеко от города Суджа, в окрестностях которого идут российско-украинские боестолкновения. Именно это обстоятельство вызывает обеспокоенность у международных экспертов: один из мощных ядерных объектов, входящих в тройку крупнейших в России, становится мишенью для ракетных ударов.

Изначально на станции были преду­смотрены четыре энергоблока чернобыльского типа - РБМК-1000, но в режиме генерации в настоящее время работают только два общей мощностью 2 тыс. МВт. По сообщениям официальных источников, Росгвардия усилила меры безопасности на электростанции. В Международном агентстве по атомной энергии 
(МАГАТЭ) заявили, что следят за ситуацией вокруг Курской АЭС, но считают, что причин для беспокойства в отношении ядерной безопасности нет. Хотя еще совсем недавно глава агентства Рафаэль Гросси, по приглашению президента РФ Владимира Путина посетивший станцию, заявлял, что на территории России возникла опасность ядерного инцидента.
Об этой непростой ситуации, сложившейся вокруг крупнейшего ядерного объекта соседней страны, наш корреспондент побеседовал с международным экспертом по вопросам ядерной безопасности, членом Президиума Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) академиком Адилем Гарибовым.

- Каковы риски для Курской АЭС, учитывая активные боестолкновения в непосредственной близости от нее? 
- Сегодня вопрос ядерной и радиационной безопасности вокруг Курской и Запорожской АЭС стоит наиболее остро именно потому, что они находятся очень близко от зоны боев и являются объектами для военных маневров и нанесения ракетных ударов. Естественно, это не может не беспокоить весь мир, все международное научное сообщество, каждого гражданина, потому что многократно возрастает опасность аварии с очень серьезными последствиями.
- Главным образом беспокойство вызывает тот факт, что в настоящее время там якобы осуществляется неправильная эксплуатация АЭС.  А что конкретно у вас вызывает беспокойство?
- Озабоченность у меня вызывает только угроза нанесения ракетного удара. Потому что реакторы типа РБМК по своей конструкции не имеют защитной оболочки, способной выдержать, например, удар самолетом. То есть активная зона, радиоактивный материал отделены от окружающей среды обычным зданием, крышей, и это делает их очень уязвимыми. Об этом, кстати, и Гросси говорил в одном из своих первых интервью.
А что касается эксплуатации, то никаких оснований для беспокойства я не вижу. Курская АЭС входит в первую тройку равных по мощности атомных станций России, а по объему вырабатываемой электроэнергии - в первую четверку электростанций страны всех типов, включающую помимо Балаковской и Ленинградской атомных станций Саяно-Шушенскую ГЭС. Она обеспечивает электроэнергией 90% промышленных предприятий Курской области. 
- Отвечает ли Курская АЭС международным принципам безопасности?
- Абсолютно. Все эти принципы (физическая полнота узлов и системы охлаждения, высокопрофессиональный персонал, оборудование, внешние источники энергии, постоянное наблюдение за радиационным контролем, логистика и т.д.) 
соблюдаются на станции очень четко. 
Российская Федерация - одна из передовых стран мира по использованию и эксплуатации атомных станций, поэтому ее специалисты делают все возможное, чтобы реакторы Курской АЭС, находясь в рабочем режиме, не представляли опасности для окружающей среды. Россия к этому вопросу относится очень серьезно, Владимир Путин несколько раз проводил совещания, и главу МАГАТЭ россияне приняли очень доброжелательно. РФ в принципе открыта всем международным экспертам. Просто обе воюющие стороны должны понимать свою ответственность. А мир, беспокоящийся о гипотетической возможности худшего сценария, должен понимать, что у этой страны есть все возможности любую аварию предотвратить.
- Можете ли вы утверждать, что даже в случае наихудшего сценария на Курской АЭС нашей стране ничего не угрожает?
- Нет, конечно, я такое сказать не могу - это было бы безответственным заявлением. Наша планета очень маленькая, и даже если в одной ее части происходят природные катаклизмы (вулканы, пожары, землетрясения и т.д.), это аукается в другой части. Вспомните пыльные бури в Баку несколько дней назад, когда концентрация пыли превышала допустимую норму. То есть наша планета движется в направлении, никак от нас не зависящем, и в случае ядерной катастрофы в РФ у нас, конечно, повысится радиационный фон, будет повышение уровня стронция, но фатальной опасности быть не должно.
- У нас под боком находится Мецаморская АЭС, и скорее всего мы в большей степени должны опасаться именно ее?
- В большей степени Мецаморская АЭС представляет угрозу для самих армян. Да, это очень старый объект, но пока его обслуживают российские специалисты, все же есть надежда, что опасность, исходящая от него, минимальная. Могу предположить, что Запад, с которым Иреван сблизился в последнее время, сам ее прикроет, как это было сделано с Игналинской АЭС (Литва) -  Европейская комиссия признала ее слишком опасной.
- Адиль муаллим, вы посещали многие советские атомные электростанции, о чем рассказывали в своих интервью и книгах. Приходилось ли вам бывать на Курской АЭС? 
- Естественно, как человек, имевший в свое время допуск практически ко всем советским реакторам, я посещал также и город Курчатов, где находится Курская АЭС. Правда, было это давно, в 80-е годы прошлого века, сразу после чернобыльской аварии. За прошедшие десятилетия, безусловно, многое изменилось, там произошла большая реконструкция, но, тем не менее я ситуацию отслеживаю и достаточно хорошо информирован о том, что происходит на всех АЭС, построенных в советское время. В эпоху Интернета сделать это совсем несложно.
Кроме того, примерно в эти же годы я, тогда еще молодой кандидат наук, участвовал в международной (закрытой) научной конференции, посвященной последствиям аварии на Чернобыльской АЭС, выступил с докладом о безопасности ядерных реакторов, работал по этой тематике с Курчатовским институтом. Результаты моих исследований были учтены при составлении сценариев аварий ядерных реакторов. Я с благодарностью вспоминаю свою работу с советскими учеными, с моим научным руководителем академиком Валерием Легасовым.
- С учетом нарастания глобального энергодефицита мир остро нуждается в надежных и экологически чистых источниках энергии. Вероятно, поэтому в Казахстане назначен референдум по вопросу строительства АЭС? Считаете ли вы, что как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию, тогда как некоторые специалисты высказываются за строительство станций с малыми реакторами. С другой стороны, у многих граждан и ряда экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций, учитывая трагическое наследие Семипалатинского ядерного полигона.  Что вы можете сказать по этому поводу?
- Наследие Семипалатинского ядерного полигона действительно трагично. Окружающей среде и здоровью населения нанесен непоправимый урон. Но Казахстан имеет большой опыт исследований ядерных реакторов и солидную базу специалистов для токамак-реакторов (экспериментальных установок для получения и исследования управляемого термоядерного синтеза, а также отработки узлов и технологий будущих термоядерных реакторов).
Считаю, что правительство страны, населенные пункты которой разбросаны на огромной территории, очень вовремя подняло вопрос об использовании ядерной энергетики. Казахстан может использовать АЭС как с маломощными ядерными реакторами, так и альтернативные источники энергии. Думаю, что согласно опросам общественного мнения, РК в скором времени будет иметь возможность использования и ядерной энергетики.

Экономика
Новости