Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
«Армянский «Титаник» отправился в неизвестность
Армения решила сыграть в старый спектакль, разрываясь между Востоком и Западом, между недавними союзниками и миражами европейской мечты.
Накануне парламент Армении принял в первом чтении законопроект о начале процесса присоединения страны к Европейскому Союзу. Казалось бы, очередной бюрократический жест, однако он разбудил лавину противоречий, отголоски которых прокатились от Кремля до Брюсселя. «За» проголосовали 63 человека, «против» - всего 7, остальные предпочли не мараться. Оппозиция же и вовсе назвала этот процесс «фарсом» и отказалась участвовать в голосовании. Можно ли их понять? Несомненно.
Инициатором идеи стал бывший министр юстиции Артак Зейналян - представитель прозападной партии «Республика».
Но не он один - за проектом стоят общественные и политические организации, собравшие 60 тыс. подписей. Казалось бы, народ выразил свою волю. Но нет ли здесь подмены понятий? Под флагом демократии в политическое поле вводится хорошо разыгранный сценарий: сначала общественная инициатива, затем парламентское одобрение, после чего неизбежное политическое «внезапное» согласие на радикальные изменения. Так под прикрытием народного волеизъявления страны продавали и раньше - на словах «ради лучшей жизни», а на деле - ради чужих геополитических интересов.
Премьер-министр Никол Пашинян пытается усидеть на трех стульях. Он говорит, что этот шаг не означает автоматического вступления в ЕС - мол, будет еще референдум. Но референдум в Армении - это отдельная тема. История знает, как Пашинян организовывал голосования, превращая волеизъявление в удобный механизм узаконивания своих решений. Он отмечает, что страна «неплохо себя чувствует» в Евразийском экономическом союзе, заинтересована в углублении отношений с Ираном, но одновременно хочет европейского выбора. Двуличие, или классическая игра «и вашим, и нашим», разыгранная с драматическим армянским акцентом?
В Кремле, естественно, сразу же отреагировали, напомнив, что быть одновременно в ЕАЭС и ЕС невозможно. Россия интерпретировала обсуждение законопроекта как первую страницу выхода Иревана из Евразийского Союза. Вице-премьер РФ Алексей Оверчук, человек с язвительным умом, сравнил решение Армении с покупкой билета на «Титаник». Но Армения и без билета давно дрейфует по ледяным водам международной политики, лишь время от времени встречая айсберги, один из которых в 2020 году разрезал ее геополитические амбиции надвое. На самом деле, этот «Титаник» давно отправился в неизвестность.
Армения уже не первый раз делает ставку на недостижимые горизонты, забывая, что корни ее проблем лежат не в интеграциях, а в стратегическом банкротстве. Ее политическая элита смотрит на Европу, как некогда смотрели на романтические картины неизвестных художников: с трепетом, восторгом и полной слепотой к деталям. Однако европейская дверь не распахнется перед Арменией как в политическом романе. Там давно научились отличать амбициозных искателей выгоды от реальных стратегических союзников.
Чем же все это кончится? Вероятно тем же, что и все армянские геополитические эксперименты. История уже показывала, как Армения теряет то, что у нее есть, погнавшись за иллюзиями. Полагая, что Европа ждет ее с распростертыми объятиями, Армения рискует оказаться между двух миров, не принадлежа ни одному из них - Восток отворачивается, Запад тянет время, а внутри страны нарастает хаос.
Когда корабль идет ко дну, капитаны не пытаются усесться сразу в две шлюпки. Но в Иреване, похоже, считают иначе. Это и есть та самая «национальная особенность» - стремление обрести новый берег, не имея ни компаса, ни карт, ни даже внятного представления, где этот берег находится. Армения идет по проторенному пути - пути геополитического самообмана. Только вот финал этого спектакля будет совсем не театральным, а реальным, с последствиями, которые нельзя будет переписать или проигнорировать.