Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Армении пора отказаться вооружаться смертоносным оружием
В растянувшемся на годы армяно-азербайджанском противостоянии Баку никогда не стремился к антагонизму, понимая, что рано или поздно придется вести диалог. Формат взаимодействия по принципу с глазу на глаз уже не раз давал результат, смягчив атмосферу.
Армянская сторона, напротив, всегда шла напролом, используя жесткие методы давления. Это особенно рельефно проявлялось в годы оккупации азербайджанских территорий, когда Иреван мнил из себя непоколебимого борца и победителя, способного нанести Баку сокрушительный удар.
Перед осенью 2020 года, когда ситуация вокруг территориального спора накалилась до предела и Армения вела себя разнузданно, Президент Ильхам Алиев сделал тонкий ход, поставив на мягкую силу и предложив Иревану обмен военными, пленными и пропавшими без вести по принципу «всех на всех». Однако после недолгих раздумий последовал отрицательный ответ.
Если бы армяне тогда по достоинству смогли оценить смысл и значение инициативы азербайджанского лидера, может, и войны можно было бы избежать.
Как минимум положение взяло бы крен в сторону консенсуса. Но этого не произошло, и, надо полагать, Никол Пашинян воспринял неожиданный шаг Азербайджана в качестве проявления слабости. Как бы ни было, был упущен исторический шанс, и вторая Карабахская война стала неизбежностью.
С тех пор произошли большие изменения не только в регионе, но и в мире. Но неизменной осталась упертость армянской стороны, ее решительный настрой на конфронтацию. Мало того что Иреван утратил способность выстраивания добрых отношений с партнерами, он же еще и поднаторел в разрушении связей с теми государствами, которые, по сути, являются его союзниками по военно-политическому блоку ОДКБ и на других платформах.
Никол Пашинян убежденно оформляет заявку на интеграцию с Западом. Оглашены приоритеты о вступлении в Европейский Союз и НАТО, хотя со старыми друзьями еще не решил, как он поступит. На фоне объявленного геополитического трансфера в армянском обществе идет ожесточенная борьба между сторонниками прозападного и провосточного курса. В принципе, это неплохой показатель, так как свидетельствует о наличии запросов со стороны общественных сил. На этом фоне формируется атмосфера общенационального диалога, направленного на реализацию судьбоносного выбора.
В Москве особенности общественно-политической жизни Армении и решения об отдалении от Восточного полюса особых эмоций не вызывают, хотя вопрос серьезный, и позиция северного соседа, заметим, пока еще союзника, будет объявлена. Но до того, как российский истеблишмент объявит о своих выводах и решениях, в Иреване, похоже, уже заерзали. Поговаривают, мол, Россия и Беларусь отчаянно пытаются удержать Армению в ЕАЭС и ОДКБ. Можно подумать, блуждающая страна имеет растущую экономику, является законодательницей новых реформенных тенденций или предопределяет ход хозяйственных и геополитических трендов. В Армении многие слишком переоценивают роль своей страны, не понимая, что постепенно, по мере утраты субъектности, она превращается в обузу сообщества. Страны, которые обещают ей мифические преимущества, вооружая ее и готовя ей роль триггера региональной катастрофы, толкают ее в пропасть.
В стране на почве топорных маневров Пашиняна между Востоком и Западом все больше высказываются далеко не оптимистичные прогнозы и ожидания. Первые предварительные реакции Москвы интерпретируются в мрачных тонах. По некоторым оценкам, совсем скоро возможны ограничительные меры. Многие находятся в тревожном ожидании экономического давления со стороны северного соседа, который по-прежнему играет определяющую роль в решении Арменией экономических задач.
Основания для рокового поворота дают сами армяне. Выход Армении из ЕАЭС выльется в потерю большой доли экспорта, которая выстроена на беспошлинной основе и, главным образом, держится на вывозе сельскохозяйственной продукции. России и другим странам ЕАЭС не составит большого труда найти замену Иревану, благо профильные рынки, хоть и заполнены, предлагают значительно больше вариантов для экспортеров, чем для импортеров. Так что шантажировать государства ЕАЭС своей незаменимой ролью не получится. Уж лучше остепениться и вести разговоры с партнерами по существу важных задач, пока не поздно.
Сторонники прозападного курса пугают общество активизацией пресловутой «пятой колонны» России, представленной в парламенте и большей частью состоящей из карабахских армян, которые с треском провалились, поставив на жесткое противостояние с Азербайджаном и Турцией. Беда армянского политического кластера в том, что он все время бредит, ища непонятные ориентиры всюду, но только не в регионе, в котором находится страна. Наблюдая за журавлем в небе, все правительства Армении с начала 90-х годов не могут удержать синицу в руках.
Для начала необходимо выработать такую линию, которая поможет обеспечить равновесие в хрупких условиях. Неудачно и неуверенно балансируя между Востоком и Западом, Иреван предстает в образе неадекватного актора, который сам не знает, чего желает. С древних времен мореплаватели говорили, что надо знать, куда и в какую гавань необходимо вести корабль. Незнание приводит к тому, что команда упускает попутный ветер. Аналогия в точности подходит к нынешней ситуации Армении, которая, в самом деле, напоминает судно, потерявшее курс в открытом море. Это факт, что народ, желающий большего, чем заслуживает, не может высвободиться из кабального положения. Иреван не может адаптироваться к меняющимся условиям, и главная причина - в нерадостной обстановке, в том, что политические верхи связывают свои планы с внешними силами, не осознавая, что необходимо полагаться исключительно на себя. Даже зарубежная диаспора подставляет Армению, понимая ее слабость и неумение вывернуться из неудобного положения.
Нынешняя ставка на милитаризацию лишь подтверждает, что страна встала на ошибочный путь, и он однозначно чреват. Непомерно высокие амбиции мешают Пашиняну и его команде опуститься с небес на землю и взяться за дело. Если в Армении политики страны идут на поводу кровожадных реваншистских стандартов, отвергая возможности договариваться с соседями, никто за них не сможет выправить положение и определить курс на мирное сосуществование.
На сегодня субъектная значимость Армении ничтожна и не внушает оптимизма никому, даже местным политикам. Они вынуждены изображать уверенность, потому что бразды правления - за внешним сектором. Людям, всем, в том числе тем, кто во власти, свойственно мечтать. Они умеют это делать лучше всех. А в Армении с ее традициями радикального символизма и вовсе принято сильно мечтать, фантазировать и создавать мифические цитадели. Но они никогда не превратятся в реальность, так и останутся жить в воображении. Пока персоналии, наделенные полномочиями, не возьмутся за дело, откат назад не остановится. Параллельно будет расти зависимость от политических шулеров, которые тонко разыгрывают блеф с Арменией. Благодаря изощренной пропаганде, они внушают местной общественности, будто какие-то таинственные силы подрывают внутриполитическую стабильность в стране, реализуя план провокаций. В качестве доказательства ссылаются на протест рабочих Зангезурского медно-молибденового комбината, который-де носил не столько экономический, сколько политический характер.
Положим, все так и есть. Ну тогда что, подорожание цены проезда в общественном городском транспорте, прибавившее нестабильность, это тоже провокация внешних врагов? Легко валить с больной головы на здоровую, с убежденностью утверждая, будто все эти эксцессы и коллизии - дело рук внешних недоброжелателей, мстящих Армении за намерение изменить внешнеполитический вектор.
Не надо копить обиду на других, видеть в союзниках нечестивцев, обвинять их в том, к чему они непричастны. Армянское общество должно научиться жить в мире с соседями, отказаться от политики ненависти и неприятия тех, кто жил на Кавказе задолго до переселения хайских племен после окончания Русско-иранской войны 1826-1828 годов.
Фактор союзников важен для каждой страны, вне зависимости от геополитического веса, параметров развития и успешности. Чтобы достойно предстать перед сообществом, необходимо поверить в себя, воспользоваться правами суверенного развития, а заодно и избавиться от ненужной опеки фальшивых партнеров.
Без внутреннего роста ни одна страна еще не добивалась успеха во внешних контурах. Если армянским политикам и общественным силам кажется, что они какие-то особенные и что мир обязан им помогать в решении базовых вопросов, они допускают роковую опрометчивость. Уважительное отношение к соседям, настрой на добрососедство может коренным образом изменить политику внешних сил к армянской стороне. Это непременное условие для преодоления отсталости и достижения прорыва. Иревану пора вооружиться не смертоносными средствами, а мягкой силой.