Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Евросоюз рвется на роль арбитра на Южном Кавказе
Европа вновь выступила с мнимой проповедью о мире. На этот раз сценой для ее постановки стал Южный Кавказ - регион, где реальность не укладывается в простые брюссельские лекала.
В Иреване под яркими софитами европейских лозунгов был разыгран новый акт политического представления. Сопредседатель Комитета парламентского партнерства Армения-ЕС латышский политик Нильс Ушаковс объявил, что гражданская миссия ЕС в Армении «стабилизировала ситуацию» на границе с Азербайджаном. Его заявление, скорее всего, является нелепостью европейской стратегии на Южном Кавказе. Ушаковс недоумевает: почему Баку и Москва критикуют невооруженную миссию? Казалось бы, наивный вопрос, но его риторический характер не скрывает подоплеку - Европа хочет остаться арбитром там, где ее не ждали, куда ее не приглашали.
Брюссельская бюрократия, опутанная паутиной собственного высокомерия, никак не может понять, что миссия, с точки зрения реализма, является не инструментом стабилизации, а политикой оккупации. Это маркер присутствия, попытка застолбить позиции, навязать повестку, которая служит интересам не мира, а контроля. Кто, как не Европа, с ее многовековой историей разделов, конфликтов и колонизации, должен понимать, что вмешательство в ситуацию, где уже существует четкая «дорожная карта» мирного урегулирования, - это не помощь, а провокация?
Армения, по словам Ушаковса, предложила механизм «взаимного контроля над вооружением». Складывается впечателение, что это говорит представитель страны, участвующей в демилитаризации. Но мы-то знаем, что на практике за этими словами кроется чистой воды милитаризм. Иначе как понять то, что Армения всячески пытается препятствовать подписанию мирного соглашения.
Когда речь заходит об инициированной Арменией программе «Перекресток мира», европейские чиновники жонглируют заученными формулами: «важно», «связи», «коммуникации», «свобода выбора». Проблема в том, что этот самый «перекресток» странным образом ведет только в одну сторону - в сторону Европы, но никак к реальной экономической диверсификации. За этим проектом просматривается тонкий шлейф попытки вырвать Армению из региональной логики, искусственно внедрить ее в зону влияния ЕС, оторвав от естественного окружения, где она должна выступать не в качестве разменной монеты, а полноценного участника региональных процессов.
Европейская риторика на Южном Кавказе давно лишилась логики. В Брюсселе страдают хронической амнезией, когда речь заходит о собственных обязательствах. Они предпочитают не вспоминать, как способствовали армянской оккупации азербайджанских земель, закрывали глаза на разрушение культурного наследия в Карабахе, поддерживали Минскую группу ОБСЕ, которая за тридцать лет не смогла добиться ничего, кроме затягивания конфликта. И вот теперь ЕС снова примеряет маску миротворца, надеясь выступить в роли главного дирижера регионального урегулирования. Однако Азербайджан и Турция, опираясь на реальный баланс сил, не раз доказывали, что мир в регионе должен основываться не на эфемерных механизмах контроля, а на четком соблюдении договоренностей, уважении границ и отказе от внешнего диктата.
ЕС пытается вынести Анкаре предупреждение, призывая ее «отделить пограничные вопросы от армяно-азербайджанских отношений». Но это звучит абсурдно, ибо граница - это не абстрактная линия, а основа государственного суверенитета. Европейские политики упорно продолжают рассматривать Южный Кавказ как экспериментальную площадку, где можно тестировать сценарии управления, апробированные в других частях мира. Однако Азербайджан и Турция предлагают иную модель мироустройства, где интересы региона превыше навязанных схем, где прагматизм важнее геополитических игр, а истинный мир достигается не декларативными заявлениями, а политически выверенными решениями.
Пока Европа пытается снова затянуть регион в болото неопределенности, Баку и Анкара формируют новый миропорядок на Южном Кавказе, где за словами следуют конкретные дела и проекты. В Париже, в том же Страсбурге и других городах Европы, где вынашиваются разрушительные стратегии и планы, должны понять, что Южный Кавказ - далеко не арена для брюссельских политических баталий, а территория, где хозяевами являются те, кто действительно хочет мира, а не его имитации.