Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Сильные не плачут

Политика
27 Февраль 2025
08:48
155
Сильные не плачут

Макрон вернулся из Вашингтона несолоно хлебавши

Когда Эмманюэль Макрон бодро спускался по трапу самолета в Вашингтоне, его глаза светились надеждой. Он верил, что этот визит станет ключевым для безопасности Европы и что Париж и Лондон смогут заручиться поддержкой Вашингтона в поствоенном устройстве Украины. 

Но спустя несколько часов после переговоров с Дональдом Трампом он покидал столицу США с замедленной походкой и помутневшим взглядом,  чувствуя глубокое унижение.
Макрон вылетел за океан с миссией, напоминающей попытку нерадивого просителя уговорить хозяина Белого дома списать ему хоть часть долгов. 

В руках у него была амбициозная идея: европейский военный контингент на территории Украины, который бы контролировал перемирие. В его глазах читалась уверенность, что в Белом доме он найдет союзника, который разделит его стремления. Но Белый дом нынче населен другими людьми и другими интересами.
«Нет окончательной договоренности», - признался анонимный французский чиновник Financial Times, прекрасно понимая, что за этой фразой скрывается более жесткая реальность: никакой договоренности вовсе нет. 
Трамп, обладая врожденным чутьем на силу и слабость, явно понял, что перед ним стоит не стратег, а человек, который не в состоянии повести за собой даже собственную армию без благословения из-за океана. И подтверждать что-либо, давать гарантии не имело смысла. Для чего Трампу Макрон с его проектами? Зачем ему поддерживать французские амбиции, если можно просто наблюдать, как европейцы барахтаются в своих попытках обрести хоть каплю влияния.
Но самым унизительным в этой ситуации было то, что Макрон, даже осознав провал, не мог ничего изменить. Он надеялся, что Париж станет лидером нового европейского военного курса, но ему публично и ясно дали понять, что без США это невозможно. И если бы еще Трамп прямо отказал! Но нет, он просто не стал давать никаких гарантий, оставив Макрона один на один с его иллюзиями.
Тем временем британский премьер Кир Стармер уже пакует чемоданы, в конце недели он летит на встречу с Трампом. В отличие от Макрона, который пытается дирижировать европейской безопасностью, Стармер действует осторожнее. Хотя Великобритания и так остается важным союзником США, Стармер хорошо понимает, что ему предстоит сложный разговор с хозяином Белого дома. Удастся ли британскому премьеру удержать трансатлантический союз от окончательной эрозии и предотвратить возможный разрыв отношений между США и Европой - покажет время. Стармер намерен отстаивать европейские и британские ценности, избегая при этом открытой конфронтации с Трампом, учитывая общественное мнение в Великобритании, поддерживающее тесные связи с Европой в вопросах торговли и обороны.
Впрочем, пока в Европе гадают, что же будет дальше, Вашингтон не теряет времени. Советник Трампа по национальной безопасности Майк Уолтц четко обозначил американскую стратегию: перемирие. Что это значит? Неужели это то самое «перемирие», за которым Украина получит поддержку Запада, или это сделка, за которой последует новая геополитическая перекройка, где Франции и ее амбициям отведено место на задворках.
По иронии судьбы Макрон не смог избежать повторения Минских соглашений 2015-2016 годов, в итоге улетел с тем же ощущением обреченности, которое испытывали украинские дипломаты тогда. Никаких гарантий, никаких обязательств, только неясные формулировки, скользские обещания и вероятность того, что все будет решаться не в Париже, не в Лондоне, а между Вашингтоном и Москвой.
«Не возражает против того, чтобы американцы предоставили гарантии безопасности» - осторожная формулировка, которую можно трактовать по разному. Макрон может сколько угодно называть себя лидером Европы, но из Вашингтона он вернулся несолоно хлебавши, с осознанием своей политической импотенции. Он покинул Вашингтон, думая, что добился взаимопонимания с американским лидером. Пусть думает, ведь думать никто не запрещал.
 

Экономика
Новости