Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Предсказуемость на годы вперед

Политика
28 Февраль 2025
10:15
132
Предсказуемость на годы вперед

Переизбрание Реджепа Тайипа Эрдогана председателем ПСР гарантирует также стабильность в регионе 

Проверенное временем братство Азербайджана и Турции является гарантом безопасности, мира, спокойствия, стабильности и предсказуемости далеко за пределами Южного Кавказа, так как обе страны поддерживают друг друга и в горе, и в радости. 

Президент Ильхам Алиев в приветственном послании турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану написал проникновенный текст с признанием колоссального продвижения вперед братской страны: «Сердечно поздравляю Вас и всех ваших соратников по партии с переизбранием Вас на пост председателя Партии справедливости и развития (ПСР) на Большом съезде ПСР, которая на протяжении уже почти 25 лет занимает исключительное место в общественно-политической жизни и государственном управлении Турецкой Республики, постоянно обновляется, развивается и покоряет новые вершины во имя благополучия, прогресса и процветания братской страны и народа, а также возвышения всего тюркского мира». 
Сказано емко, корректно и искренне, но за этой краткостью стоит многолетняя борьба за влияние на общественно-политическое сознание.
Не секрет, что ведомые спецслужбами коллективного Запада функционеры Народно-республиканской партии, основанной великим отцом-основателем Республики Мустафой Кемалем Ататюрком, давно лишь прикрываются идеями кемализма, тайно служа кому угодно, кроме своего народа. После Второй мировой войны особенно в крупных мегаполисах братской страны, ставшей ведущим членом НАТО, появился внешний лоск современного демократического государства на американский манер. Официально религия была отделена от государства, обеспечена свобода вероисповедания, женщины получили право участвовать в выборах, а затем голосовать и быть избранными - сначала в местные органы самоуправления, а затем и в парламент с дальнейшим продвижением на министерские посты. 
Впрочем, законы не запрещают женщинам занять президентское кресло, хотя этого пока и не произошло. В братской стране с 1946 года внедрена многопартийная система с политической оппозицией и со всеми сопутствующими атрибутами. Тем не менее существовавший ранее примат армии довлел над демократическими переменами, а потому в период с 1960 по 1997 годы Турция пережила четыре военных переворота, целью которых были… демократические реформы и ослабление вертикали власти. То есть именно армия, с одной стороны, дубинками обеспечивала стабильность, светскость и парламентскую сменяемость власти, но, с другой стороны, свержение того или иного премьер-министра вело к произволу генералитета, в значительной степени ограничивая свободу демократических институтов, в том числе СМИ, профсоюзов, гражданского общества. 
Кстати, Реджеп Тайип Эрдоган тоже «попал под тяжелую руку» путчистов, будучи мэром Стамбула и отсидев в тюрьме за свои религиозные взгляды. Тогда он пообещал соратникам по партии, что с приходом во власть демократия восторжествует. И спустя 20 лет турецкий народ, получивший прививку от череды неудавшихся переворотов хунты (последний был 15-16 июля 2016 года), настолько изменился, что во время муниципальных выборов в марте прошлого года еще раз доказал миру, что никто не может поставить под сомнение справедливость избирательного процесса и демократии. 
Тогда оппозиционная партия «кемалистов» получила дополнительные электоральные преимущества, одержав победу в мегаполисах, включая Стамбул, Анкару и Измир, причем в отличие от былых времен граждане открыто выражали свое мнение, хотя раньше террористическая организация PKK в ряде провинций, населенных курдами, дулом автоматов диктовала исход голосования. Были посрамлены также «эксперты» коллективного Запада, которые обычно критикуют Турцию, называя ее авторитарной, хотя это живая демократия при добровольной явке избирателей более 70% (кстати, в Европе явка на местных выборах лет 15 как не превышает 30%). Президент Реджеп Тайип Эрдоган получил бонус всенародного уважения, когда поздравил главных оппонентов (мэра Стамбула Экрема Имамоглу и нового лидера «кемалистов» Озгюра Озеля). 
Иными словами, Эрдоган и сегодня со своим видением перспектив, в том числе «века Турции» как выстраданного детища, является самым востребованным политиком братской страны, которая под его руководством «шагнула в космос» общественных и международных отношений в отличие от тех, кто по инерции поучает остальных, не видя развала собственной системы. 
Президент Ильхам Алиев, искренне поздравляя успешного коллегу, отметил еще один важный момент: «Благодаря шагам, которые за последние годы предприняла под Вашим руководством Партия справедливости и развития, оставаясь верной своим принципам и целям, государственность братской страны еще больше укрепилась, сформировалось нерушимое единство народа и власти, а Турция превратилась в глобальный центр силы - одно из ведущих и могущественных государств мира. Не случайно во всем тюркском мире Вас знают и любят как мудрого и решительного лидера, любящего свою Родину и народ. В дружественном и братском Азербайджане Ваши успехи также воспринимаются с большой гордостью и всегда приветствуются». 
За годы правления Реджепа Тайипа Эрдогана в братской стране существенно вырос уровень жизни, а местные курорты не уступают Лазурному берегу и Ривьере генуэзской Лигурии. Весьма перспективная и самобытная экономика тоже переживает период расцвета, хотя последние годы в связи с падением курса лиры все финансовые «специалисты» дружно отпевают ее. А ведь это настоящее чудо, которое началось именно с приходом ПСР к власти и с провозглашением нового «смешанного» курса, когда частный капитал, хоть и в приоритете, но имеет рычаги регулирования (не путать с контролем и управлением). Ведь начинать приходилось не с самых сильных позиций на фоне кризиса  2001-2002 годов, когда Турция ввозила почти вдвое больше товаров, чем вывозила, - иными словами, был зафиксирован огромный внешнеторговый дефицит. За первые 10 лет правительство, которое возглавил Реджеп Тайип Эрдоган, стабилизировало инфляцию (с 45% в 2003-м до 7,5% в 2013-м), в том числе благодаря проведению денежной реформы. 
Вскоре основным драйвером роста стало развитие промышленного потенциала, строительства и туризма, после чего ВВП ежегодно начал расти более чем на 5%. И опять же уместно сравнение: если в  2003 году ВВП был на уровне  $303 млрд, то всего 10 лет спустя он превысил отметку в $820 млрд при феноменальном росте почти втрое. 
Кстати, Азербайджан начал внедрение свободных экономических зон, взяв позитивный пример у братской Турции. Так, компаниям, производящим более 85% товаров на экспорт, государство предоставило солидные преференции, активно инвестировало в развитие инфраструктуры, привлекая параллельно в страну более льготный иностранный капитал. 
После того, как благодаря инициативам Реджепа Тайипа Эрдогана был укреплен контроль над национальной денежной политикой, инерционная административная система начала работать как часы, сократив инерционные ресурсы бюрократии. Сегодня турецкая продукция на мировом рынке считается привлекательной даже с учетом издержек логистики, хотя импорт все еще «нагибает» экспорт ввиду сохранившейся зависимости от энергоносителей. И тут как раз на помощь братской стране приходит ряд государств (Россия, Катар, не в последнюю очередь - Азербайджан), благодаря которым, а также меняющемуся местному законодательству становится возможным запуск международного газового хаба. То есть после того, как центр торговли «голубым топливом» начнет функционировать, снизятся цены, что важно для Европы, деятельность местных компаний значительно ускорится и упростится, а сама Турция станет одним из рынков, определяющих стоимость газа. 
За минувшие 20 лет несравненно поднялся военно-промышленный комплекс Турции, а совокупный бюджет предприятий оборонной промышленности страны достиг почти $75 млрд. «Количество проектов в оборонной промышленности выросло в 14 раз - до 750, число профильных компаний - с 56 до 2700. Когда мы пришли к власти в 2002 году, реализовывалось оборонных проектов на $5,5 млрд, сегодня эта цифра выросла больше, чем в 11 раз», - заявил Президент братской страны на церемонии передачи армии первого отечественного десантного корабля Anadolu. 
Власти не ослабили внимание и к сфере туризма, в том числе оздоровительного и медицинского. По данным национального института статистики, доходы Турции от туризма в прошлом году, включая транзитных пассажиров, превысили $61,1 млрд (+8,3% за год). А это значит, что братская страна ежегодно принимает за сезон более 60 млн иностранных гостей с существенным превышением ожидаемой планки. 
Серьезная модернизация была проведена за 22 года власти ПСР и во внешней политике. Помнится, изначально стратегической целью была интеграция Турции в Евросоюз, и если бы эта идея реализовалась, межгосударственное образование многократно выиграло бы. Однако откровенная ненависть к тюркам и опасение «разбавления белой расы» внесли коррективы - переговорщики из Брюсселя особого энтузиазма не проявили, что привело Анкару к справедливой переоценке способности оппонентов вести предельно честный разговор. 
История показала справедливость направления, ведь Турция стала ключевой державой на стыке Евразийского пространства и Средиземноморья с выходом на северную и центральную Африку, послужив своеобразным мостом между всей восточной и евроатлантической цивилизацией. Наиболее мощно позиции братской страны окрепли в результате ее стремления к сотрудничеству со всеми соседними странами (доктрина «ноль проблем» и по сей день остается основополагающей в ее внешней политике, тем более сейчас, после падения режима Башара Асада в Сирии, когда амбициозные столицы начали вести себя сдержаннее). И сейчас сложно даже представить, чтобы как региональные, так и международные проблемы решались без активного участия Анкары, а также Баку, особенно после того, как институционально оформилась и начала процесс материализации Организация тюркских государств. 
Успех на данном направлении зависит прежде всего от высокого уровня турецко-азербайджанских связей, особенно когда беспрецедентное взаимное доверие, дружба и братство между лидерами двух стран сегодня признаются даже теми столицами, которые не могут спокойно взирать на быстро меняющуюся глобальную диспозицию сил. Из истории видно, что Баку никогда не предпринимал шагов против Анкары, напротив, союзническая декларация от 15 июня 2021 года является надежным гарантом устранения следов недопонимания в случае гипотетической опасности. Да, в некоторых международных вопросах позиции государств могут не совпадать, и в этом нет ничего необычного, так как национальные интересы превыше всего, но даже в таких разнонаправленных вопросах, как конфликт Израиля с Палестиной, реформация власти в Сирии, братья находят точки сближения, придерживаясь норм и принципов международного права. А потому все вопросы обсуждаются искренне и честно, в соответствии с традициями, заложенными общенациональным лидером Гейдаром Алиевым с его знаменитым постулатом «Одна нация - два государства». 
Азербайджан всегда был на стороне Турции, даже на тех платформах, где не присутствовали представители братской страны. Помнится, в 2014 году, когда в Праге проводилось мероприятие по случаю пятилетия программы «Восточное партнерство» Евросоюза, третий президент Армении Серж Саргсян пытался поднять вопрос о надуманном «геноциде армян» и подверг критике «несговорчивость» Анкары, Президент Ильхам Алиев неожиданно для присутствующих твердо заявил: «Турецкого представителя среди нас нет, но я здесь», дав отповедь оппоненту и показав всему миру образцовый уровень дипломатических отношений, после чего была прекращена политика «зубоскальства» за спиной у братской страны. 
Сегодня азербайджано-турецкое искреннее единство и стратегический союз, источником которых являются общность нашей истории, богатые национально-духовные ценности и сильная воля наших народов, нося уникальный характер, всесторонне развиваются и способствуют установлению стабильности и безопасности в регионе, гораздо более значимом и широком, чем Южный Кавказ. 

 

Экономика
Новости