Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Французский маятник

Политика
12 Апрель 2025
12:33
139
Французский маятник

Макрон примеряет тогу «миротворца», пытаясь скрыть свои неудачи

Президент Франции Эмманюэль Макрон снова в центре внимания мировой политики. 9 апреля Макрон заявил о возможности признания палестинского государства в ближайшие месяцы, отметив, что это может произойти в рамках международной конференции по решению о двух государствах, сопредседателем которой он станет в июне.

В интервью телеканалу France 5 после двухдневного визита в Египет Макрон сказал: «Мы должны двигаться к признанию (Палестины), и мы можем прийти к этому в ближайшие месяцы». 
Некоторые сочли озвученное на французском телеканале данное заявление за шаг навстречу миру. 

Однако, по убеждению авторитетных политических экспертов, сие заявление не имеет ничего общего с миром на Ближнем Востоке.
Франция, страна с самой большой еврейской и мусульманской диаспорой в Европе, всегда декларировала приверженность двухгосударственному решению конфликта на Ближнем Востоке. Но до сих пор Париж избегает формального признания палестинской государственности, мол, «это не принесет пользы мирному процессу» заявляли в Елисейском дворце. 
Возникает вопрос: с чего бы это вдруг Макрон решил достать припрятанную карту из дипломатического рукава, когда регион полыхает в огне, гуманитарная катастрофа в Газе достигла апогея, а Израиль, в силу участия в геополитических играх нерегиональных акторов в регионе, отказывается от компромиссов? Причина проста: политическая выгода, маскируемая под псевдогуманизм.
«Я делаю это не ради единства, не чтобы кому-то угодить. Я делаю это, потому что в какой-то момент это будет справедливо», - заявил Макрон. - Мы должны двигаться в сторону признания, и в ближайшие месяцы мы это сделаем».
По его словам, такой шаг станет частью более широкой инициативы, в рамках которой отдельные ближневосточные страны, не признающие Израиль, могли бы в свою очередь официально признать его. «Я хочу участвовать в коллективной динамике, которая позволит тем, кто защищает Палестину, признать Израиль, - добавил он. - Наша цель - вместе с Саудовской Аравией возглавить эту конференцию и завершить движение к взаимному признанию с обеих сторон».
Инициатива прозвучала на фоне нарастающих международных требований политического урегулирования ситуации в Газе, где с октября 2023 года в результате израильских ударов погибли свыше 50 тыс. человек.
За этими словами скрываются тщетные попытки французского лидера уравнять и без того шаткое положение внутри самой Франции, где напряженность между мусульманскими общинами и государством достигла критической отметки. Если уж Макрон действительно выступает за справедливость, то ему бы надо начать с обеспечения равенства в правах для мусульман в своей стране, а не с внешнеполитических жестов, рассчитанных на временные аплодисменты.
Признание палестинского государства в условиях продолжающейся военной кампании Израиля в Газе и срывов переговоров о перемирии не может быть квалифицировано как стремление к балансу, это инструмент давления на Тель-Авив. Макрону важно показать, что Франция - самостоятельный игрок, не ведомый США, но способный влиять на ход истории. Его план созыва конференции совместно с Саудовской Аравией - больше, чем дипломатический жест. Это попытка предъявить миру новое лицо Франции - не колонизатора, не империалиста, а «миротворца». Однако прошлое стучится громко: колониальная кровь все еще течет в артериях Франции, в том же Алжире, Мали, Чаде, ЦАР.
Те, кто внимательно следят за французской колониальной политикой в Африке, понимают: палестинская тема используется как моральный щит, за которым Макрон прячет собственные геополитические грехи. Будучи неспособным справиться с последствиями колониализма, он стремится перенаправить внимание на внешние конфликты, играя на чувствах мусульманского мира, который Франция десятилетиями унижала. Посему очевидно, что Макрон примеряет тогу «миротворца», скрывая собственные геополитические шрамы
Реакция Израиля не заставила себя долго ждать. Министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар назвал возможное признание Палестины «призом за террор». С его точки зрения, такой шаг подрывает саму основу мирного процесса и дает ложный сигнал: насилие может быть вознаграждено международной легитимацией. Возможно, это звучит грубо, но в устах дипломата - это все лишь крик предупреждения. 
И все же вопрос не в том, как отреагирует Израиль. Вопрос в том, зачем Макрону эта игра?
Между тем пока Макрон ездит в Египет и фотографируется на фоне больниц, принимающих раненых из Газы, в самой Франции полицейские разгоняют мирные протесты, закрываются мечети под предлогом «угрозы республике», а исламофобия, подкрепленная законом, превращается в государственную политику. О какой справедливости ратует Макрон? Где уважение к правам тех самых мусульман, за чьи судьбы, по его словам, он так переживает?
Франция, пытаясь примерить тогу миротворца, в собственной стране не может обеспечить элементарного равенства. Президент, прикрывающий гуманитарной риторикой свои политические интересы, не может быть арбитром истории. Этот ловкий манипулятор превращает трагедию миллионов в дипломатический актив.
Если в июне Франция все же объявит о признании Палестины, это станет не дипломатическим прорывом, а признаком политического цинизма. Поскольку память о 50 тыс. погибших в Газе будет использоваться как фон для возвращения Франции на карту глобального влияния, а справедливость, как вывеска над фасадом, за которым продолжают жить призраки колониального прошлого.
Макрон подает руку Палестине, но делает это, стоя на плечах забытой Африки.

Экономика
Новости