Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
От покаяния к воскресению Иревана
Премьер-министр Армении Никол Пашинян впервые открыто подтвердил готовность переписать конституцию страны, исключив из нее ссылку на Декларацию о независимости, содержащую притязания на территории суверенного Азербайджана.
В течение долгого времени армянская сторона скрывалась за ширмой формального нейтралитета, утверждая, что в тексте конституции нет прямых притязаний на Карабах. Однако в преамбуле продолжала светиться ссылка на ту самую декларацию, где зафиксировано решение о включении Карабаха в состав Армении, принятое сепаратистскими структурами в 1991 году. Эта ссылка и была тем самым хрупким, но ядовитым швом, удерживавшим постсоветский миф о «справедливом воссоединении».
Баку же изначально обозначил: ни одной запятой, ни одной строчки, которая может трактоваться как посягательство на территориальную целостность Азербайджана, в армянском законодательстве быть не должно. Президент Ильхам Алиев говорил это не раз - и каждое сказанное слово, каждое требование, как показывает хроника последних лет, превращалось в обязательную реальность.
Никол Пашинян распорядился о подготовке новой конституции, которая, по его словам, должна быть вынесена на референдум предположительно в мае 2026 года, синхронно с парламентскими выборами. При этом он не отважился
объяснить столь драматический поворот внешнеполитическим давлением. Аргументация оказалась витиеватой: мол, положения декларации вступают в конфликт с принципами современной армянской государственности. Но ведь именно под флагом этих положений строилась идеологическая броня карабахского конфликта, пока она не была разбита в пух и прах в ходе Отечественной войны 2020 года и сентябрьской спецоперации 2023-го, полностью восстановивших государственный суверенитет Азербайджана.
Однако, как отреагирует на это оппозиция в Армении, десятилетиями спекулировавшая на мифах о Карабахе. В условиях попыток расшатать политическую стабильность внутри страны, взвинчивая риторику перед решающим голосованием, референдум становится не только юридическим, но и ментальным водоразделом: готовы ли армяне распрощаться с постулатами прошлого, признать правду и двигаться вперед без балласта иллюзорных притязаний? Вопрос остается открытым.
Впрочем, остается нерешенным еще важный момент - демонтировать Минскую группу ОБСЕ. Коль конфликт де-юре завершен, все международные механизмы, рожденные в эпоху неопределенности, должны быть демонтированы. Баку не согласен на частичные меры. Обещания - это дым, решения - это камень. До тех пор, пока Минская группа не будет аннулирована, Азербайджан мирный договор не подпишет.
Пашиняну и всей армянской политической элите, одержимой маниакальным цеплянием за прошлое, следовало бы осознать очевидное раньше. Возможно, тогда и позорного бегства из Карабаха в 2023 году не случилось бы. Но история не любит запоздалых признаний, она их фиксирует как капитуляцию. Происходящее сегодня является конституционным покаянием Иревана и точкой невозврата в карабахской эпопее. Принятие новой конституции без ссылки на декларацию не может быть жестом реформаторства, это, скорее, отречение от политического прошлого. Теперь Армении приходится выбирать: остаться в замкнутом круге исторических обид или выйти в пространство правды и международного уважения.
Армянской стороне, при всем ее дипломатическом упрямстве, придется признать: Президент Ильхам Алиев всегда говорил правду, ибо знал, что должно было произойти. Истина в отличие от деклараций не подлежит редактированию. И если в Иреване действительно хотят покончить с эпохой конфликтов, им пора научиться прислушиваться к здравому мнению. Иначе придется подписывать под диктовку еще один позорный акт капитуляции.