Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджан и Иран нацелены на сближение позиций
В Тегеране начинают осознавать, что Баку - единственный из соседей, который ни при каких обстоятельствах не позволит использовать свою территорию для нападения недружественных сил на Иран.
Правда, для «массового ледохода» понадобилось более 33 лет государственной независимости Азербайджана, который неопровержимо, в том числе, на международных площадках доказывает приверженность общечеловеческим ценностям, благодаря чему из года в год наращивает авторитет глобального масштаба.
Видимых причин с десяток, но главная - личный патронаж Президента Ильхама Алиева, под которым проходит мобилизация стратегических ресурсов, нацеленная на решение комплексных проблем, с выводом двусторонних и многосторонних отношений на уровень полной доверительности.
Глава государства, выступая с заявлением для прессы совместно с иранским коллегой Масудом Пезешкианом, назвал искреннюю заинтересованность главным двигателем прогресса. «Ваш визит с авторитетной и большой делегацией и подписание многих важных документов, в том числе, на уровне президентов, еще раз демонстрируют нашу добрую волю и стремление стать ближе друг к другу во всех сферах. Мы традиционно поддерживаем друг друга в рамках международных организаций, всегда находясь рядом друг с другом, будь то в рамках ООН, ОИС, ОЭС, Движения неприсоединения и других важных структур. Наша повестка крайне широка - от вопросов региональной безопасности, с прекрасными условиями для многостороннего сотрудничества до общего намерения поднять межгосударственные отношения на самый высокий уровень, и я уверен, что все соответствующие указания будут выполнены», - крайне важный посыл направлен не столько на внутреннее потребление, сколько для ушей недоброжелателей, традиционно считающих, что конфессиональный приоритет южан будет вечным препятствием на пути взаимопонимания Баку и Тегерана.
А ведь многие до сих помнят, как Президент Ильхам Алиев, всего через неделю после подписания трехстороннего соглашения о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, подняв на левобережье Араза над средневековой переправой Худаферин государственный флаг Азербайджана, в силу ряда причин назвал ее Мостом дружбы, имея в виду как раз нынешние реалии. Это не понравилось тогда транснациональным группировкам, связывающим жизнь с преступной наживой, так как после освобождения от оккупации Физулинского, Джебраильского и Зангеланского районов под контроль победоносной Национальной армии перешло 132 км прибрежной полосы, по которой 27 лет переправлялись запретные товары, включая контрабанду, наркотики, оружие и проституток. Бандиты просто договаривались с себе подобным сепаратистским режимом в Ханкенди, но с правительством Азербайджана такие варианты не проходят. Именно по этой причине иранские реакционные круги, теряющие на возрождении Карабаха и Восточного Зангезура до 100 млн евро в год, инициировали проведение военных учений, активно имитируя условную переправу войск через Араз и таким образом поддерживая армянский реваншизм.
Однако стратегические мысли Президента Ильхама Алиева нацелены на региональное развитие, да и неадекватное правительство Никола Пашиняна, «затащившее» в «страну камней» «мирную наблюдательную миссию» Евросоюза, обслуживающую интересы НАТО, наглядно показало теократии, что с реваншистами, пытающимися разом усидеть на пяти стульях, нельзя выстраивать долгосрочную стратегию.
Конечно, если бы шиитские политики мыслили реальными категориями, они бы вняли в свое время мудрым советам общенационального лидера Гейдара Алиева, который еще во время визита в Иран в августе 1992 года, будучи председателем Милли Меджлиса Нахчыванской автономии, предупреждал верховного рахбара Сейида Али Хамнеи (этнического азербайджанца) о необходимости искренности при выстраивании долгосрочных отношений.
Никто не спорит, в ту пору официальный Тегеран предпринял значительные шаги с целью оказания гуманитарной помощи анклаву, оказавшемуся в блокаде и перед угрозой агрессии, а летом и осенью 1993 года, после возвращения во власть патриарха геополитики по ту сторону Араза было оказано радушие тысячам вынужденных переселенцев из Джебраила и Зангилана. Власти Ирана спасли их от неминуемой смерти, а затем перенаправили в Азербайджан через территории, далекие от вооруженных столкновений. Именно в ту пору, особенно после визита в Баку 26-28 октября 1993 года тогдашнего президента Ирана Хашими Рафсанджани, начали устраняться последствия «холодной войны», объявленной южанам руководством Народного фронта, чуть не развалившим устои государственности и поставившим страну на грань гражданской войны. Тогда же были подписаны контракты о сотрудничестве, дружбе, экономическом, научном и культурном партнерстве.
Однако мы также помним страницы, не совсем красящие нашу совместную многовековую идентичность, когда даже такому волевому и настойчивому политику, как Гейдар Алиев, лишь спустя год после возвращения во власть удалось в совместном заявлении зафиксировать иранскую позицию, «осуждающую агрессию Армении в отношении суверенного субъекта международного права». Именно тогда впервые было заявлено, что «никакая третья сторона не сможет помешать сотрудничеству между Баку и Тегераном».
С той поры оба знаковых заявления превратились в шаблон, когда любой иранский лидер повторял их словно мантру с глазу на глаз с высшим политическим руководством Азербайджана, и лишь визит Масуда Пезешкиана стал лакмусовой бумагой, показавшей «таяние льдов». Не только потому, что посещение «родной страны», где он «чувствует себя, как в Тебризе» не было отложено после страшной трагедии в порту Шахид-Раджаи, но и судя по откровенному диалогу сторон, без купюр, недомолвок и фигур умолчания. Все было предельно искренне, включая обмен документами, представительный бизнес форум с участием более 400 предпринимателей и, конечно же, совместное заявление глав государств плюс видеокадры с положительными эмоциями обоих лидеров во время встречи сначала в узком, а затем и в расширенном составе.
Лейтмотивом выступлений Президента Ильхама Алиева была приверженность национальным интересам. «Мы очень ждали Вашего визита в Баку. Нам очень жаль, что трагедия, произошедшая в Иране несколько дней назад, повлекла за собой человеческие жертвы, однако несмотря на нее, Президент Пезешкиан прибыл в Азербайджан, и мы это очень высоко ценим, и пусть Аллах защитит наши народы от бед. Мы в нашем регионе хотим мира и спокойствия, и надеюсь, обе страны приложат усилия в этом направлении. Считаю, что в двустороннем формате приоритетными являются обеспечение в регионе прочного мира, спокойствия, суверенитета, территориальной целостности стран и невмешательства в их внутренние дела», - с убежденностью заявил глава государства, в то же время делая упор на региональной повестке.
Опытный иранский гость тоже умеет просчитывать перспективы, зная, что пока его предшественники на местном политическом Олимпе без толку заигрывали с реваншистами, расчерчивая «красные линии» и по горло увязнув в мифических «арийских топях», команда Президента Ильхама Алиева успешно готовила почву для констатации союзнических связей с Турцией и Россией, а также стратегического партнерства с Грузией. Масуд Пезешкиан, осознавая степень отставания на этом треке, решил использовать естественный козырь, во время выступления отметив глубинное значение исторического и этнического переплетения. «Используя это преимущество, мы должны действовать сообща в сферах науки, культуры, производства, торговли, экономики и политики в целом, не позволяя другим разрушать связи. Если кто-то хочет посеять раздор между нами, мы этого не допустим - ведь нас объединяет много общего, в том числе, семейные и родственные узы, и это то, что никому не под силу нарушить», - сказал он.
Обе стороны дали понять: любые внешние попытки третьих сил посеять раздор в регионе будут отвергнуты, а потому видимая согласованность позиций Баку и Тегерана по вопросам региональной безопасности даже начала внушать большие надежды на эффективность инициированных Азербайджаном 5 лет назад форматов сотрудничества, в частности известного, как «3+3». Здесь надо также отметить трехсторонний формат Баку-Тегеран-Москва, как это было в случае саммитов лидеров Азербайджана, Ирана и России в Баку в 2016 году и в Тегеране в 2017 году. Правда, с тех пор прошло немало времени, однако, полагаю, уместна надежда на возобновление традиции встреч в этих форматах, включая пока что отложенную триаду Баку-Анкара-Тегеран.
Кроме прочего, сам факт налаживания Страной огней надежных мостов свидетельствует, в том числе, о доброжелательности и искренности надежной внешнеполитической команды Президента Ильхама Алиева в отношении тех же южан, в основе которой - уважение к выбору обоих народов, мирное сосуществование двух различных политических систем и невмешательство во внутренние дела друг друга.
Одним из ключевых практических элементов повестки визита иранского гостя в Баку стал транспортный коридор Север - Юг, инициированный четверть века назад. При этом наибольший вклад в его функциональную пригодность внес Азербайджан, который даже позже Индии и стран северной Европы подключился к идее, но уже реализовал на своей территории все стратегически важные инфраструктурные проекты. Правда, Масуд Пезешкиан тоже продемонстрировал явную заинтересованность в продвижении данного направления, романтично добавив, что «мы можем создать такой регион, установить такие отношения, которые будут превосходить связи между европейскими странами».
Однако Президент Ильхам Алиев дал понять гостю, что это направление, на котором трудятся не ораторы и публичные политики, а деловые люди, инженеры и рядовые труженики. «На нашей земле все готово, в настоящее время мы просто расширяем свои транспортные возможности и инфраструктуру с учетом растущего объема грузов. Будь то морские порты, железные дороги или автомобильный транспорт - повсюду мы запустили крупные инвестиционные проекты для приема и транспортировки ожидаемых больших объемов грузов по всем этим направлениям», - заявил глава государства, в расчете на полное понимание иранской стороны, которая до сих пор «по соображениям безопасности» не желает приступать к строительству железнодорожного участка Решт-Астара протяженностью 162 км.
Есть неплохие надежды и на итоги азербайджано-иранского бизнес-форума, состоявшегося в столичном Центре Гейдара Алиева, который в силу клятвенных заверений можно назвать «первенцем искренности» и важной вехой в развитии торгово-экономических отношений между обеими сторонами, выразившими намерение укреплять партнерство в ключевых отраслях - от энергетики до инфраструктурных проектов и обмена научными знаниями. Время покажет, как сближение будет выглядеть с правобережья Араза. Что касается Страны огней, тут все предельно ясно - мы даже предложили иранским компаниям участвовать в восстановлении освобожденных территорий Азербайджана (во-первых, не каждый иностранец получает соответствующий сертификат, во-вторых, для южан это практически «через речку», что не просто открывает широкие возможности для бизнеса, но и служит реставрации былых гуманитарных наработок, включая единую культуру).
Есть еще один важный проект, значимость которого отдельно подчеркнул Президент Ильхам Алиев - так называемый «Аразский коридор», который свяжет основную территорию нашей страны с Нахчыванской автономией, но через Иран, что позволит шиитской теократии «прорубить собственное окно» в направлении большого международного транспортного маршрута, соединяющего запад Китая с Центральной Азией, Каспийским регионом, Южным Кавказом, Турцией, Европой, и далее - с Персидским заливом и Средиземным морем.
В завершение иранский Президент не только подчеркнул культурное и историческое родство двух стран, выразив благодарность за теплый прием, но и процитировал стихи классика национальной поэзии Шахрияра, причем намеренно выбрал строфу, где обозначена тема разлуки азербайджанцев, символом которой считается река Араз.
Можно долго говорить о противоречивом характере политиков из лагеря шиитской теократии, которые либо сами представляют наш этнос, либо отлично знают наречия тюркских общин. Мы помним, как общенациональный лидер Гейдар Алиев в рамках государственного визита в Тегеран вынудил верховного рахбара Сейида Али Хамнеи отойти от протокола и в непринужденной обстановке заговорить на родном языке. Но то был единичный случай, и всего лишь месяц назад трудно было представить, чтобы Президент Ирана даже в гостях выступал во время государственного визита на азербайджанском языке. Теперь мы это официально зафиксировали - а это, помимо прочего, означает и то, что реформирующаяся шиитская теократия уже не настолько «узколоба», чтобы по-прежнему входить в клинч по любому поводу.
С американцами и израильтянами она может себе позволить высокомерную риторику, полную угроз, чтобы «не ударить в грязь лицом» перед правоверными мусульманами, а в Баку она считает целесообразным соразмерять свою политику с настроениями суверенного Азербайджана, что очень ценят в Ардебиле и Тебризе, откуда родом Пезешкиан.
Страна огней давно является гарантом не только собственной независимости и безопасности, но и уважаемым региональным игроком, с территории которого не исходит угроз соседям, и на чью твердую волю не может повлиять никто.