Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
или Что стоит за словами Саргсяна о Карабахе?
Слова третьего президента Армении Сержа Саргсяна, произнесенные 2 мая на встрече с учащимися Армянского университета, внешне проникнуты яркими сентиментами.
«Если у меня будет счастливая возможность поехать в «арцах», первым делом я навещу могилы своих родителей и павших друзей», - заявил он, отвечая на вопрос студента.
За этим высказыванием, прозвучавшим как исповедь, скрыта суть политики, которую Саргсян десятилетиями олицетворял: политика оккупации, этнической чистки, милитаризма и безнаказанности.
Встреча прошла в рамках программных лекций и встреч с представителями военно-политического руководства так называемой «первой арцахской войны» - той самой, в ходе которой были насильственно изгнаны сотни тысяч азербайджанцев, стерты с лица земли города, а международно признанная территория Азербайджана оказалась под длительной армянской оккупацией. Серж Саргсян, занимавший тогда пост председателя комитета сил самообороны (позже - обороны) непризнанного образования, является одним из центральных участников того насилия.
Интересно, признает ли Саргсян право других, особенно азербайджанцев, на то же самое, когда он говорит о «могилах родителей». Или это право существует лишь для «особо избранных» армян, и лишь в контексте «арцаха», который он и ему подобные превратили в логово преступлений.
Саргсян должен помнить, как в 2014 году граждане Азербайджана Гасан Гасанов с друзьями Дильгамом Аскеровым и Шахбазом Гулиевым тайно пробрались в оккупированный армянами Кельбаджар, чтобы побывать в родном селе и посетить могилы своих родственников. Армянские военнослужащие обнаружили Гасанова и его друзей. Гасан Гасанов был убит, а его друзья - Дильгам Аскеров и Шахбаз Гулиев попали в плен к армянам. Несмотря на то что азербайджанская сторона потребовала освобождения Аскерова и Гулиева, армянские полномочные лица заявили, что задержанные предстанут перед судом в рамках законов Армении и международного права, обвинив их в «диверсии».
А ведь эти люди не были военными и диверсантами, они всего-на всего были гражданскими лицами, не вооруженными и не представлявшими угрозы. Однако их задержали, предъявив надуманные обвинения, подвергали страшным пыткам. Более шести лет они провели в плену, в нарушение всех норм международного гуманитарного права.
До трагедии в Ходжалы азербайджанцы действительно, верили, что армяне - это соседи, и что даже в условиях конфликта можно сохранить человечность. Но 26 февраля 1992 года армянские вооруженные формирования совместно с 366-м мотострелковым полком РФ совершили массовую резню мирного населения, оставив 613 человек, в основном стариков, женщин и детей, убитыми, искалеченными или замерзшими при попытке бегства.
Интервью самого Саргсяна газете The Sunday Times (1994), где он прямо признал, что в Ходжалы нужно было «сломать стереотип», - это исторический приговор: «До Ходжалы азербайджанцы подумывали, что они просто с нами шутят. Что армяне - люди, которые не смогут поднять руку на мирное население. Нужно было все это переломить».
И это признание было сделано сознательно - с расчетом убивать, чтобы вызвать страх.
Когда Саргсян сегодня мечтает вернуться в мифический «арцах», он подразумевает не только о могилах родных. Он мечтает о реванше. О возвращении к той идеологии, которую Азербайджан окончательно похоронил в 2020 году. И любое подобное заявление - вовсе не воспоминание, а притязание на территорию.
Ни одно государство мира, включая саму Армению, не признало «нкр». Это была оккупационная структура, узаконенная лишь в воображении тех, кто опирался на штыки, а не на международные правовые нормы. Сегодня, когда Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, любая попытка вторжения, будь то с оружием или с «молитвой», является грубым нарушением международного права. В соответствии с Уголовным кодексом Азербайджанской Республики, Женевскими конвенциями, а также в рамках международного преследования за военные преступления и геноцид, Серж Саргсян, при прибытии на территорию Азербайджана, должен быть арестован и предан суду. И этот суд не будет актом мести. Это будет суд исторической справедливости, который должен быть понят и принят международным сообществом.
Могилы родных и близких являются не только местом памяти. Это зеркало морали. Когда человек помнит только свои потери, но забыл, что сам похоронил чужие семьи, он теряет моральное право на сострадание. Серж Саргсян, будучи одним из виновников войны против Азербайджана, является одним из архитекторов зла, воплощенного в трагедии Ходжалы, в судьбах Дильгама и Шахбаза, и десятка тысяч разрушенных жизней.
И потому каждый шаг Саргсяна в сторону Карабаха - это шаг к юридической ответственности. Об этом должны знать все те, кто 30 лет верил, что правду можно вечно хоронить под камнями могильных плит.