Тофик АББАСОВ

Тофик АББАСОВ

Агрессия против прогресса

Политика
08 Май 2025
06:34
154
Агрессия против прогресса

или Спасение Армении - в отказе от реваншизма

Положительные и многообещающие изменения в большинстве случаев становятся производным от рационального взаимодействия дееспособных сил. Находя эффективные модели сотрудничества, они стараются расширять круг участников, и это стимулирует атмосферу сотворчества. А на поверку верх берут прорывные устремления. 

Кавказский регион издавна был частью глобального пространства, в котором сосуществование народов основывалось на взаимоуважении и справедливости. Здесь на протяжении веков успешно налаживались каналы продуктивного обмена, строились мосты сотрудничества и доверия. Опыт совместного созидания становился прочной основой мира, устойчивости и стабильности. 

Те, кто дорожил рациональностью и нормами общежития, неизменно стремились поддерживать друг друга, формируя устойчивые предпосылки для мирного будущего.
Из общей среды на Кавказе всегда выделялись армяне - поздние насельники региона. Оказавшись в непривычных для себя реалиях в начале девятнадцатого века, они трудно адаптировались к местным обычаям. Непонятным для многих является их неистребимое желание к перманентному решению территориального вопроса. 
В 1991 году, когда распался Советский Союз, армяне, объявив независимость, пошли войной на Азербайджан. Растянувшаяся на три десятилетия война заметно изнурила регион. В результате Армения проиграла войну, и после ее окончания политический кластер хаев никак не может определиться с выработкой внешних векторов. Вопрос интеграции в региональные схемы также остается открытым, хотя сразу после окончания боевых действий осенью 2020 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев предложил Иревану сотрудничество и подключение к работающим региональным моделям. 
Иногда ошибки, допущенные в дебюте, впоследствии исправляются. Но для этого необходимо желание, именно его-то и не наблюдается, из чего напрашивается вывод, что подвешенное состояние внутриармянского порядка не скоро сойдет на нет. Страна, находящаяся в развивающемся регионе, продолжает откат назад, пребывая в опасной невесомости. И причиной тому острая борьба за власть, которую затевают различные кланы, имеющие виды на руководящую позицию. 
Представители бывших президентов в последнее время наращивают пропаганду против власти Никола Пашиняна, активно агитируя людей объединиться вокруг идеи свержения законной власти. Большей частью оказывается психологическое воздействие на умонастроение общества. В прессе тиражируются свидетельства, согласно которым большинство армян объединяются вокруг требования о необходимости досрочного низвержения действующего кабинета. 
Оппозиционные средства массовой информации в один голос утверждают, будто царящий в обществе скептицизм напрямую связан только с нынешней властью, которая-де проявляет некомпетентность перед лицом стоящих перед страной трудных задач. И если верить пропагандистам оппозиционного лагеря, то противоречия касаются только способа отстранения Никола Пашиняна от власти. 
Одни высказываются за парламентский вотум недоверия, другие - за проведение массовых акций протеста, третьи ратуют за досрочные выборы и т.д. Единственно неоспоримым видится то, что Армения беременна революцией. 
В том, что «страна камней» переживает один из самых опасных и непредсказуемых этапов своей истории, сомнений нет. Однако насколько можно быть уверенным, что команда, которая придет во власть после Пашиняна, сможет справиться с задачей спасения государства. Перешедшие в наступление активисты оппозиции негодуют в связи с тем, будто за время правления Пашиняна пришли в упадок буквально все стратегические направления, от состояния безопасности, внешней политики и демократического управления до экономической стабильности. 
Действующему премьеру вменяют в вину неспособность преодоления нынешних вызовов, и, самое главное, обнуление достигнутых за предыдущие годы успехов, от чего-де усилилась уязвимость страны. Сказать, что эти аргументы не только не убедительные, но и выдержаны в духе пафоса, это ничего не сказать. 
Если провести сравнительный анализ того, что было до прихода во власть Пашиняна, с тем, что сложилось за последние семь лет, есть о чем потолковать, и не только. 
Первым делом надо вспомнить, как до 2018 года, то есть, за двадцатилетие бравые победители в лице Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна заморозили страну, превратив ее в полноценную военную базу. Львиная часть национальных ресурсов направлялась на закупки вооружений и усиление защитной линии ввиду противостояния с Азербайджаном. 
У Армении тогда не было внятной внешней политики, а система безопасности целиком была выстроена в духе концепции, подразумевавшей юридическое оформление оккупации Карабаха. То есть де-факто исконно азербайджанский регион был за агрессором, и он на всех парах стремился узаконить экспансию де-юре.
Оппозиционные деятели сегодня замечают, что у нынешних властей страны нет ни опыта, ни стратегических видений, и в силу этих показателей Армения вынужденно пошла на односторонние уступки перед лицом растущей мощи Азербайджана. Наконец, противники Никола Пашиняна считают, что Иреван обрек себя на ведение изолированной политики, хотя данный вывод спорный. 
Наконец, недовольные властью не могут простить правительству Пашиняна потерю Карабаха, который, по сути, был, и продолжает оставаться корнем зла в трагичной одиссее армянской государственности. Развивая демагогию, критики тиражируют блеф о «вынужденном перемещении более 100 тыс. карабахских армян», хотя даже в лучшие мирные времена в азербайджанском регионе население никогда не превышало ста тысяч. Но не в том соль словесной тяжбы, а в том, что Иреван обвиняют в неэффективном управлении в условиях изменившихся геополитических реалий. 
Итак, те, кто в свое время обрек Армению на вечную вражду с Азербайджаном, поставив на абсолютную милитаризацию, считают, что у страны был большой запас прочности даже для того, чтобы после осени 2020 года стабилизировать положение. У армянской власти по определению после окончания боевых действий не было предпосылок для улучшения положения. Страна потеряла до 70% боевого потенциала, а стратегического ресурса для переориентации сил в мирное русло банально не хватило. 
Предыдущие власти хорошо постарались и превратили государство в военную машину, а из народа попытались сделать военизированное ополчение для перманентного силового противостояния. Армении фиаско было не избежать, и это уже другой вопрос, что узурпаторы с 1998 года приступили к программе тотальной милитаризации, а спустя двадцать лет страна реально стала ощущать недостаток геополитического капитала. 
Сделанная предыдущими властями ставка на военное превосходство не сработала благодаря филигранной политике официального Баку, который с листа сыграл блестящую партию нейтрализации опасного соседа-агрессора. Единственным рациональным ходом, который смог бы сыграть на пользу Никола Пашиняна, особенно после его победы на поствоенных парламентских выборах, было примирение с Баку. Азербайджан предложил Иревану интеграцию и сотрудничество, но армянскому политесу не хватило мудрости, чтобы окончательно порвать с порочным прошлым, выдержанным в духе вечной ненависти и неугомонности.  
Внутриполитическая ситуация сегодня в стране требует решительных действий власти. Она не должна миндальничать с несогласными и обязана предпринимать адресные меры по предотвращению враждебных акций, которые рассчитаны на искоренение раскола в гражданском обществе. Оппозиция потому и распыляет на все стороны взрывоопасный потенциал, чтобы подбить массу колеблющихся на кооперирование со сторонниками Кочаряна и Саргсяна. 
Нынешний парламент и государственные институты могли бы дать куда более действенный эффект, если бы не вредительство оппозиции. Она сама слаба и не в состоянии выстроить линию цивилизованной борьбы. Для этого она должна предложить альтернативную программу реформ, нововведений, чтобы заручиться поддержкой избирательной массы. Вместо этого оппозиция подрывает основы государственности с помощью ползучих диверсий, саботажа, как никак, ее люди все еще действуют в среднем и нижнем звеньях административной системы, аппарата и армии, навязывая властям позиционную борьбу. 
На деле оппозиция ничего не строит, да и не предлагает что-либо дельное, а старается навредить государственной системе, чтобы ее огульные обвинения выглядели предметными и объективными. Если уж говорить о подавлении оппозиции, а критики власти именно бьют на это, то предыдущие власти в течение двадцати с лишним лет ее физически прессинговали. Разве мало было сомнительных смертей, вынужденных переездов за пределы страны, охоты на ведьм?! 
Критикующие судебную систему нарочито поднимают эту тему, потому что она расследует многочисленные преступления команд Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, их ближайших родственников и приближенных. Чтобы разгрести грязные дела и разобраться в деталях сложных схем отмывки средств, незаконного присвоения государственной собственности, утечки народного добра за кордон, нужно время. Причем люди из так называемого «карабахского клана» всячески препятствуют проведению объективного расследования незаконных актов, опускают концы принципиальных дел в воду. 
Это неправда, что в нынешней Армении закон применяется к оппонентам. Этот принцип как раз был в ходу в предыдущие годы, когда карабахцы во власти превратили безнаказанность в норму. Именно потому хищения, кумовство, коррупция достигли космических масштабов.
Стагнация, инфляция, инвестиционный голод, растущие долги имеют место, но это пороки, которые пустили глубокие корни еще во времена Кочаряна и Саргсяна. В начале нулевых народ еще кое-как перебивался, была вера в экономическую стабильность, но это не было достижением властей. Еще не до конца были освоены фонды, доставшиеся с советских времен, и по мере движения они осваивались нещадным образом. Наравне с этим в оборот были пущены большие средства, материальные блага, доставшиеся от грабежа азербайджанских территорий. Дорвавшемуся до власти голодному кластеру была присуща ненасытность, и новые хозяева на местах распоряжались народным добром исключительно по своему разумению, видя в государственной системе некое подобие публичного акционерного общества, где каждый чиновник и коррупционер стремился заполучить свою долю акций. 
В те времена укоренилась одна опасная тенденция с привлечением к государственному управлению так называемых «героев» карабахской войны. Приход к руководству Роберта Кочаряна повлек за собой их размещение в государственном, административном аппарате. То были армяне из азербайджанской глубинки, которые толком-то и не разбирались ни в экономике, ни в управлении, ни в тонкостях разработки и реализации государственных программ. 
Эту линию благополучно продолжил и Серж Саргсян, который веерно проводил ротацию кадров, исключительно ставя на своих односельчан и родственников. Вот и выдался кадровый фейерверк, поставивший страну на грань банкротства. Разве хищникам из дна было до использования народных средств по назначению, или до обеспечения отчетности и прозрачности?!
Расхлябанность, поляризация, недоверие и беспредел характеризуют общественную жизнь Армении, и начало уродливым тенденциям положили предыдущие власти, которые стоически вынашивали планы по отвоеванию азербайджанских земель, видя в этом историческую миссию. Для того, чтобы государственные институты и гражданский сектор могли бы объединить нацию для решения общенациональных задач, было необходимо отказаться от агрессивных планов и преступной идеи создания «великой Армении». У предыдущих лидеров Кочаряна и Саргсяна кишка оказалась тонка для того, чтобы стать подлинными лидерами нации. 
Сегодня впору говорить не о рейтингах популярности армянских лидеров, а об уничтожении престижа армянского государства, которое превратилось в изгоя международной системы. Политики страны сами выбрали незавидную участь, потому нечего пенять на мифические мотивы и политических оппонентов. 
Горький итог многолетнего бездействия - это собирательный результат, полученный от нерадивого управления всех властей, начиная с первого президента Левона Тер-Петросяна, и далее, что называется, по списку, заканчивая нынешним премьером Николом Пашиняном. 
Армения ради возрождения должна избавиться от причин, вызвавших в стране стагнацию, раскол и отсутствие надежды. Речь об агрессивной и уродливой идеологии цехакронизма. Ей по-прежнему присягают политики высоких рангов, забалтывая социальную массу мифическими целями и размытыми ценностями. Элита обязана пройти оздоровление ради служения общественным интересам. 
Нынешний кризис армянской государственной и общественной системы - это наказание за непростительные ошибки предыдущих и нынешних поколений политиков, которые еще не научились видеть свою страну и себя в зеркале мировой истории. А стоило бы этому научиться. Иначе превращение Армении в настоящее демократическое образование с возможностями рациональной интеграции в мировую систему так и останется несбыточной мечтой.
 

Экономика
Новости