Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Евросоюз в поисках «справедливости»

Политика
22 Май 2025
01:28
126
Евросоюз в поисках «справедливости»

Почему ЕС оказался в тупике по отношению к Израилю

На фоне продолжающегося конфликта в Газе и «обеспокоенности» европейских дипломатов Евросоюз инициировал формальную процедуру пересмотра статьи 2 Соглашения об ассоциации с Израилем. 

Решение принято под предлогом проверки соблюдения Израилем обязательств в сфере прав человека, закрепленных в соглашении. Поводом послужили якобы «грубые нарушения» этих прав. Как говорится, формулировки - расплывчатые, цели - туманные. А реальный мотив, по всей видимости, - попытка успокоить общественное раздражение и сохранить видимость моральной правоты, глядя в зеркало утраченного влияния.

Тот факт, что спустя 18 месяцев с начала конфликта с ХАМАС и более чем 53 тыс. погибших в Газе, Евросоюз внезапно «вспоминает» о статье о правах человека в соглашении с Израилем, говорит не о принципиальности, а о политическом оппортунизме. Соглашение, действующее с 2000 года, изначально включало положение о соблюдении прав человека, но за четверть века ЕС ни разу не прибегал к жестким мерам даже в куда более напряженные периоды. Что изменилось теперь? Очевидно: не мораль, а политическая конъюнктура и уличное давление.
Формально речь идет о «пересмотре», но суть отражается в уступке общественному давлению и желаниям некоторых стран-членов, прежде находившихся на периферии дипломатических решений. Традиционные критики Израиля Ирландия и Испания начали процесс в феврале, и вот теперь он набирает обороты, вовлекая такие государства, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Финляндия и даже Австрия, которую еще недавно считали непоколебимым союзником еврейского государства.
Тем временем те страны ЕС, которые понимают стратегические последствия подобных решений, не поддержали инициативу. Германия, Италия, Греция, Чехия, Литва, Хорватия и особенно Венгрия ясно дали понять: одностороннее давление на Израиль не решает ближневосточную проблему. Более того, это решение может стать инструментом в руках радикальных сил, заинтересованных в ослаблении позиций Запада в регионе. Венгрия, несмотря на критику, выступает в роли сдерживающего звена, и ее право на вето становится ключевым стабилизирующим фактором.
В отличие от ЕС, действия Израиля продиктованы не столько военной необходимостью, сколько глубоко прагматичной логикой существования. Израиль воюет не с населением Газы, а с террористической организацией, системно использующей гражданских лиц как щит. Этот факт подтвержден десятками разведывательных докладов и видеоматериалов, однако в европейских кабинетах предпочитают не замечать очевидного.
Европейские институции давно стали заложниками риторических парадоксов: с одной стороны, громогласные речи о защите прав человека, а с другой - полная неспособность признать, что терроризм и демократия несовместимы. Атаковать Израиль за то, что он уничтожает инфраструктуру ХАМАС, - все равно что обвинять хирурга за ампутацию гангренозной конечности. Прагматизм Израиля заключается не в равнодушии, а в четком понимании границ допустимого в условиях войны. Государство, ежедневно сталкивающееся с угрозой уничтожения, не может позволить себе роскошь европейского морализаторства.
Попытку частичной приостановки соглашения с Израилем на торговом уровне можно квалифицировать не как жест бессилия, а как симптом более глубокой болезни. ЕС теряет способность мыслить в категориях реального мира. Под давлением внутренних активистов, антиизраильских лобби и мнимой моральной повестки он идет по пути геополитической самодискредитации. Санкции, замораживания, громкие доклады - все это звучит грозно, но не решает ни одной проблемы. Более того, эти шаги лишь укрепляют позиции радикалов, размывают международное право и еще больше отдаляют шансы на компромисс.
Великобритания, вышедшая из ЕС, действует с большей ясностью: санкции - да, но точечные, направленные против экстремистских поселенцев, а не против государства в целом. Так работает взрослый, осознанный подход. ЕС же делегирует полномочия лоббистам и чиновникам, чьи решения продиктованы настроениями в социальных сетях, а не стратегическим мышлением.
Позиция Азербайджана в отношении ближневосточного конфликта является примером сдержанности и политической зрелости. Баку, как немногие другие столицы, понимает, что происходящее на Ближнем Востоке не повод для эмоциональных деклараций. Ибо в этом регионе все далеко не так однозначно, как это представляется с трибун брюссельских форумов. Миротворчество - не равнодушие, а способность понимать сложность картины. Израиль является нашим надежным союзником, партнером, государством, имеющим право на самооборону и стратегическую автономию. Поддержка Венгрии в этом контексте также не прихоть, а проявление политической ответственности.
Риторика ЕС в отношении Израиля не просто разрушает доверие к самому Евросоюзу, а подрывает его собственные позиции в Глобальном Юге, где его двойные стандарты становятся все более очевидными. «Украина - жертва, Израиль - агрессор» - этот дискурс уже вызывает недоумение у сотен миллионов людей от Латинской Америки до Индонезии. В то время как Китай и Турция наращивают влияние, ЕС занимается моральной гимнастикой на костях чужих трагедий.
Политика, безусловно, - это искусство возможного. Но в исполнении Евросоюза она все чаще превращается в театр невозможного: с неубедительными актерами, надуманным сценарием и залом, из которого зрители уже начали уходить.
 

 

Экономика
Новости