Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
На Южном Кавказе формируется новая архитектура безопасности с доминированием Азербайджана
В последние недели вновь обострилась дискуссия вокруг Зангезурского коридора - стратегически важного транспортного маршрута, призванного соединить основную территорию Азербайджана с Нахчыванской автономией через юг Армении.
Проект рассматривается как ключевой элемент послевоенного урегулирования в регионе и важный компонент транспортной логистики на Южном Кавказе.
Особенный резонанс вызвало предложение США о передаче контроля над армянским участком этого коридора коммерческой компании, находящейся под непосредственным американским влиянием. Инициатива, озвученная с подачи Вашингтона, предполагает формально нейтральную структуру, которая якобы обеспечит бесперебойное и безопасное функционирование маршрута. Однако в регионе предложение было воспринято неоднозначно.
Этот шаг вызвал широкий отклик в экспертных кругах, особенно в Азербайджане, где подобные инициативы расцениваются как попытка внешнего вмешательства в региональную повестку и попытка обойти трёхсторонние договорённости, достигнутые по итогам второй Карабахской войны в ноябре 2020 года.
О том, какова позиция Баку в данном вопросе, каков может быть исход ситуации и стоит ли ожидать международного посредничества в вопросе функционирования коридора, в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился своим мнением политолог, директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.
- Тема разблокировки коммуникаций была выведена из армяно-азербайджанского переговорного процесса и из мирного договора еще в мае прошлого года и официальный Баку к этой теме с тех пор не возвращался. Дело в том, что главным условием Азербайджана является введение специального режима только на Зангезурском коридоре. Соответственно, разблокировка всех коммуникаций зависит от введения вышеуказанного специального режима на том участке Зангезурского коридора, который проходит по территории Армении. Это условие включает в себя беспрепятственное передвижение граждан Азербайджана и грузов, принадлежащих нашей стране, а также международные гарантии безопасности пересечения территории Армении для вышеприведенных категорий людей и грузов.
На сегодня уже подтвердилась информация об американском предложении дать армянский участок Зангезурского коридора в аренду или в концессионное управление коммерческой фирме. Реакция на это предложение с азербайджанской стороны отсутствует, поскольку в начале на это должна дать свое согласие армянская сторона. Лишь только после того, как Иреван согласится на американское предложение и сформирует соответствующий режим деятельности на подконтрольном Армении участке дороги, предложение поступает Азербайджану и тогда уже наступает очередь официального Баку высказаться по поводу того, удовлетворяет ли его это предложение или нет. На сегодня еще не существует никакого соглашения между Арменией и другой страной, международной организацией или коммерческой структурой относительно контроля над армянским участком Зангезурского коридора и потому азербайджанская сторона тоже пока не может выразить своего мнение по этому поводу.
- Последние события вокруг проекта Зангезурского коридора показывают, что Россия лишается возможности его контролировать, как это было записано в соглашении от 10 ноября 2020 года. Смирится ли Кремль со столь явным ослаблением своего влияния на Южном Кавказе или же предпримет конкретные действия для восстановления «трехстороннего» статус-кво?
- После встречи в Абу-Даби прошла пресс-конференция премьер-министра Армении, а позже имела место выступление Президента Азербайджана на глобальном медиафоруме. В своих выступлениях оба лидера ни разу не ссылались на трехстороннее совместное заявление от 10 ноября 2020 года и вообще даже не упоминали Российскую Федерацию. Из этого можно сделать вывод, что тема Зангезурского коридора также обсуждается в двустороннем армяно-азербайджанском формате, хотя обе стороны все еще не сформировали двусторонний формат взаимодействия по этой теме. К примеру, если между Азербайджаном и Арменией уже действует межправкомиссия по делимитации и демаркации границы, а по мирному договору работают министры иностранных дел, то в сфере коммуникаций дискуссии, конечно же, имеют место быть, но постоянно действующий формат взаимодействия пока не создан. Что касается Трехсторонней межправкомиссии в составе Азербайджана, Армении и России, созданной 11 января 2021 года, то последние полтора года она не проводит свои встречи по причине отказа армянской стороны от участия. Соответственно, блокирование деятельности Трехсторонней комиссии осуществляет Армения, а Россия не в состоянии привлечь Иреван к участию в заседаниях данной комиссии. В итоге мы видим, что российский элемент участия в процессе разблокировки путей на сегодня, практически, нивелирован.
Москва могла бы исправить сложившуюся ситуацию, надавив на армянскую сторону с целью заставить ее принять участие в заседания Трехсторонней межправкомиссии. Но на сегодня эти действия выглядят нереалистичными. Поэтому, если Армения предоставит Азербайджану удовлетворяющий его специальный режим в рамках Зангезурского коридора и начнется процесс разблокировки коммуникаций, то участие России в этом процессе будет минимальным, и только на территории Армении в качестве оператора Армянских железных дорог, не более того.
- Есть мнение, что в последние годы в рамках идущего процесса переформатирования существующего миропорядка, будет построена новая архитектура региональной безопасности на Южном Кавказе. Она предполагает выдавливание России из региона и усиление роли Турции. Насколько данный сценарий близок к реальности?
- Трансформация архитектуры региональной безопасности на Южном Кавказе началась по итогам 44-х дневной войны и в первое время позиции российской стороны были очень сильными. Однако в результате бездействия российской дипломатии эти позиции были утеряны. На сегодня можно сказать, что Россия именно в следствии своей политики теряет позиции в странах региона, как в виде военного присутствия, так и на уровне политического диалога. В то время как в регионе Южного Кавказа формируется новая реальность с доминированием Азербайджана в определенной степени и ростом роли Турции. Сложно сказать, когда окончательно будет сформирована новая архитектура региональной безопасности, но первые шаги на этом пути уже предприняты. В частности, плохо или хорошо, но уже сформирован региональный формат взаимодействия стран Южного Кавказа и теперь многое будет зависеть от согласования позиций стран региона – Азербайджана, Грузии и Армении в вопросе взаимодействия с внешними игроками. Как минимум, страны региона должны прийти к выводу о том, что они не должны быть использованы геополитическими центрами силы друг против друга. И надо сказать, что позиции наших страны близки к принятию этого вывода. Данный вывод представляет собой главный принцип, который должен стать основой будущей системы взаимоотношений в нашем регионе.