Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
О разительной разнице в Овальном кабинете
10 дней между визитом Президента Ильхама Алиева и ряда европейских лидеров в Вашингтон обнажили пропасть между твердой волей главы суверенного государства и военно-политической зависимостью множества членов НАТО и Евросоюза от «хозяина».
В гениальной сказке Ганса Андерсена про дюймовочку среди множества мерзких персонажей есть и жирные кроты, за душой которых нет ничего, кроме подсчета выгоды. Автор, правда, не пишет, что было бы с ними, если какой-то хулиган грамотно прижал их к стенке в темное время суток, но нетрудно представить реакцию из серии «забирайте все, жизнь дороже».
Действительно, прилет 18 августа в Вашингтон 7 европейских лидеров хоть и был заявлен, как «готовность быть гарантами безопасности Украины», но больше походил на коллективное выражение лояльности 47-му президенту США и паломничество, нежели на официальный прием или международный визит. Помнится, когда Дональд Трамп уже завершил рандеву с украинским лидером Володимиром Зеленским и перешел к гостям из Европы, открытая часть его разговора с ними (страшно подумать, что было без лишних ушей) очень напоминала заседание былых обкомов, где районные секретари подобострастно внимали первому лицу. Оказывается, руководитель и заокеанской администрации по очереди выслушивает «по диагонали» лестные отзывы подчиненных и раздает им свои «ценные указания». Может быть, в этом и заключался смысл встречи заокеанского босса и подчиненной «семерки», члены которой ведут себя совсем иначе с латиноамериканцами, африканцами и некоторыми азиатами. Картинка так себе, но она крайне поучительна, давая рельефный анализ коллапса сытой, но «безоружной», разучившейся воевать европейской политической элиты.
Иными словами, не только в Брюсселе, но и во всех прочих столицах Старого Света налицо кризис лидерских качеств. Состав гостей, между прочим, был «боевым» по меркам ХХ века: генсек НАТО Марк Рютте, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, канцлер ФРГ Фридрих Мерц, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Италии Джорджа Мелони и в придачу к ним президент Финляндии Александр Стубб. Что же такого произошло, если солидные страны с огромным совокупным ВВП и опытом мировых войн заискивают перед относительно молодой заокеанской державой? Почему получилось так, что у коллективной Европы не осталось никаких рычагов влияния на Вашингтон, а присутствие европейских лидеров на встрече носило сугубо символический характер?
Для ответа на этот вопрос вернемся к двум индикаторам конфликта: речи вице-президента США Джей Ди Вэнса 14 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности и «ответному» саммиту Евросоюза, инициированному Макроном три дня спустя. «Больше всего тревожит меня не внешняя угроза: Россия, Китай или любая другая страна, а угроза изнутри: отход пресыщенной Европы от ее же фундаментальных ценностей, которые мы в США разделяем», - заявил лидер Сената Вэнс, подкрепив упрек конкретными фактами.
Так, в ноябре прошлого года в Румынии на выборах президента в первом туре неожиданно для «брюссельского обкома» победил Кэлин Джорджеску, после чего Урсула фон дер Ляйен и Жозеп Боррель объявили ультиматум официальному Бухаресту. В итоге Конституционный суд Румынии аннулировал результаты первого тура «народного волеизъявления».
Именно о лицемерии той же «тетушки» Урсулы, про которое все мы хорошо знаем, говорил вице-президент США - чиновница, примчавшаяся в Баку 18 июля 2022 года (тогда российско-украинская война обвалила энергетическую безопасность Европы), наговорившая кучу любезностей и назвавшая Азербайджан «надежным другом», позже «не нашла времени» посетить глобальную климатическую конференцию СОР29, где решалась проблема диалога глобального Юга и Севера. Предварительное согласие на ее приезд было получено, согласован был даже текст ее выступления, организаторы зарезервировали все необходимое для встречи по высшему разряду, однако в итоге фрау фон дер Ляйен в целях партийной солидарности решила поддержать тех, кто тужился изобразить «бойкот» СОР29.
Как заявил в своем выступлении на открытии глобального слета Президент Ильхам Алиев, «К сожалению, двойные стандарты, привычка поучать другие страны и политическое лицемерие стали устоявшимся образом действий некоторых политиков, контролируемых государствами, НПО и СМИ по производству фейковых новостей в некоторых западных странах. Однако у меня плохие новости для тех, кто пропагандирует бойкот COP29 в Баку: у нас зарегистрировано 72 тыс. участников из 196 стран, среди них 80 президентов, вице-президентов и премьер-министров. Таким образом, мир собрался в Баку, и мы говорим миру: «Добро пожаловать в Азербайджан!»
Вообще, с Евросоюзом творится что-то невообразимое, если взять за основу упомянутый «ответный» саммит в Париже, где руководство ЕС расписалось в абсолютной геополитической беспомощности. Причина в том, что состоявшаяся по инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона встреча «в защиту интересов Украины», на которой приняли участие все ведущие политики, на днях посетившие Вашингтон, также оказалась по факту провальной. Многие в феврале всерьез восприняли с помпой разрекламированный «европейский демарша против диктата США» и, в целом, ожидали каких-то революционных решений, должных якобы засвидетельствовать «силу и мощь» Старого Света, но «гора родила мышь». Макрон и сотоварищи тогда с воодушевлением восприняли любезное соглашение президента США Дональда Трампа на возможную отправку миротворцев стран коллективного Запада в Украину «для контроля за соблюдением режима прекращения огня, если тот будет введен». Но глава Белого дома сам же и сломал конструкцию надежды, особо подчеркнув при этом «отсутствие в повестке дня вопроса присутствия миротворческого контингента из США». А ведь европейские лидеры как раз и ждали участия американцев в аспекте обсуждаемого вопроса о гарантиях безопасности для Украины, так как абсолютно не надеются сами на себя.
Как бы то ни было, что 17 февраля, что 18 августа ситуация не изменилась, так как по итогам обоих собраний с перерывом в целых полгода вполне отчетливо проявилось, что все ранние заверения Европы «о полной и безоговорочной поддержке Киева до победного конца» оказались не более, чем неподтвержденным лозунгом. Особенно это было видно в Овальном кабинете, где «ненавистники гегемонии» были построены в одну шеренгу, будучи вынужденными выполнить все условия «сверху»: нарастить отчисления в НАТО, а также заплатить здесь и сейчас Пентагону и заокеанскому ВПК за оружие, поставляемое в Украину.
Тут мы подходим к разительному отличию двух церемоний в том самом Овальном кабинете, потому как рабочий по статусу визит Президента Ильхама Алиева в Вашингтон перерос все принятые рамки, ознаменовавшись сразу двумя историческими событиями, которые, безусловно, окажут огромное влияние на дальнейшую судьбу всех трех стран Южного Кавказа.
В то время, как 18 августа «старший по званию» отчитывал «октябрят», 8 августа 2025 года в Белом доме состоялась встреча двух равных лидеров, которая к тому же приподняла удельный вес премьер-министра Армении Никола Пашиняна, смотревшегося куда более уверенно, чем в Москве и Париже, где его ставили в заранее зависимую позу. В Вашингтоне же он стал исторической личностью, подписав вместе с президентами: Ильхамом Алиевым и Дональдом Трампом Совместную декларацию, поставившую точку в парафировании согласованного текста «Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения» главами МИД. Безусловно, по результативности данное событие стало №1 геополитической повестки современности, так как никто еще не достигал конкретных результатов ни на Ближнем Востоке, ни в Южной Азии, ни в центре Европы.
Еще одним важным достижением официального Баку стало подписание двустороннего меморандума о создании Стратегической рабочей группы с целью подготовки «Хартии о стратегическом партнерстве между Азербайджанской Республикой и Соединенными Штатами Америки». Именно этот документ по факту уже вывел отношения Баку и Вашингтона на качественно новый уровень взаимодействия.
Рассматривая повестку исторического визита Президента Ильхама Алиева в контексте этих двух ключевых достижений, первое, что следует отметить - явный прогресс в американо-азербайджанских отношениях с прицелом на долгосрочную стратегию независимо от прихода к власти различных политических партий. То есть, речь идет о том, что на подходе находятся американские высокие технологии и инвестиции, а также нарастающая экономическая активность США в нашей стране, свидетельством чему являются переговоры и контракты с рядом американских компаний. Все это в совокупности повысит имидж нашей страны не только в региональной, но и глобальной плоскости.
Особого внимания заслуживает и жест Президента Трампа, связанный с подписанием документа об отмене пресловутой дискриминационной 907-й поправки в присутствии своего азербайджанского коллеги. Как заявил глава государства в интервью представителям отечественных СМИ, «Подписание документа об отмене несправедливой 907-й поправки в Овальном кабинете в моем присутствии имеет очень символическое значение. Президент США мог бы сделать это в другой форме и позже, но решил сделать это в присутствии президента страны, которая была несправедливо подвергнута санкциям Конгрессом в 1992 году».
Теперь что касается факта парафирования текста мирного договора с соседней страной. Понятно, что еще предстоит сделать несколько серьезных доверительных шагов на пути к подписанию мирного соглашения главами государств, тем не менее, это серьезный шаг в данном направлении. И то, что ключевое требование официального Баку о внесении изменений в армянскую конституцию для исключения из нее территориальных претензии к Азербайджану зафиксировано в Совместной декларации лидеров трех стран означает следующее: руководство США знает, на чьей стороне истина, а потому юридически оформляет свое мнение о том, что ответственность за установление мира на Южном Кавказе лежит на Армении. Ввиду этого не исключено, что из Вашингтона тоже вполне могут оказать давление на Иреван по поводу внесения изменений в их основной закон. И это - не символизм и даже не дипломатический экивок, а суровая реальность, свидетельствующая о том, что теперь ни одно правительство соседней страны не сумеет «соскочить» с достигнутых договоренностей.
Во-вторых, важным политическим бонусом в дипломатическую копилку национального правительства стало то, что гарантом запуска «маршрута Трампа для международного мира и процветания» (он же Зангезурский коридор, ненавистный армянским и персидским ушам) теперь официально считаются США, которые подготовили документацию с обоснованием присутствия на данной территории частной военной компании. Вспомним, как начиная с октября 2020 года, по ходу Отечественной войны Президент Ильхам Алиев в интервью зарубежным СМИ и далее неоднократно подчеркивал, что коридор, связывающий основную территорию Азербайджана с Нахчыванской автономией должен быть и будет открыт. Та же идея нашла отражение в 9-м пункте трехстороннего Заявления о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, но армянское правительство открыто с подачи «сестричек» саботировало процесс, в надежде заболтать его суть, однако «сколько веревочке ни виться, все равно ее ждет вашингтонский конец», и в Белом доме Азербайджан достиг и этой цели.
Если говорить о плюсах американской инициативы по Зангезуру, то переход транспортного коридора под контроль США на фоне мирных процессов на Южном Кавказе весьма выгоден для всего региона. И таких плюсов в копилку официального Баку с начала года было множество, просто все и сразу «срослось» в Овальном кабинете, где Президент Ильхам Алиев выглядел не меньшим миротворцем, чем лидер коллективного Запада, также заслужив Нобелевскую премию по ходу региональных процессов.
Иными словами, итоги исторических вашингтонских рандеву наглядно продемонстрировали всему миру, что Азербайджан вопреки многим препонам и преградам, чинимым извне, неуклонно идет к своим целям, достигая их «с перевыполнением плана» и отстаивая национальные интересы. Именно поэтому триумфальный визит Президента Ильхама Алиева в США стоит расценивать, как стратегическое послание всему международному сообществу о том, что Баку ни при каких условиях не меняет своих принципиальных позиций, будучи готовым к реализации любых совместных проектов на равных взаимовыгодных условиях. И глобальная аудитория четко воспринимает позитивный сигнал, зная, что он исходит от лидера страны, сумевшей полностью восстановить государственный суверенитет и не страдающей комплексами «младшего брата».