Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Сможет ли Софи Лагут после Буайон восстановить диалог?
Новым послом Франции в Азербайджане назначена Софи Лагут, о чем сообщили в социальных сетях, как французское посольство так и сама дипломат.
«Для меня большая честь служить Франции, нашим интересам и соотечественникам в качестве посла в Азербайджане. Я буду исполнять эту должность, продолжая путь Анн Буайон. Совместно с командой посольства с нетерпением жду возможности еще больше развить франко-азербайджанские отношения в этом стратегически важном регионе для нашей страны и Евросоюза», - такова запись новоназначенного посла на ее страничке в сети Х. Отметим положительный момент - она также опубликовала совместное фото с послом Азербайджана во Франции Лейлой Абдуллаевой, что характеризует ее, как сторонницу налаживания диалога. Кстати, наш посол оказала коллеге теплый прием в дипломатическом представительстве, проведя «курс ликбеза» и настроив гостью на позитивные эмоции в рамках подготовки ее будущей миссии в Баку. Остается подождать еще полтора года, пока из Елисейского дворца окончательно не съедет президент Франции Эмманюэль Макрон, до избрания которого официальный Париж никогда не напрягал отношений со Страной огней - напротив, двусторонний товарооборот составлял до 70% всей французской предпринимательской активности на Южном Кавказе.
До сих пор загадка, может быть, он и сам не знает, какая муха его укусила, но с его приходом во власть во внешнеполитическом ведомстве страны пармезана вначале прорезалась, затем укрепилась «любовь к многострадальной Армении», на каком-то отрезке (с 27 сентября 2020 по 20 января 2025 года) вылившись в бурные эмоции «христианского заступничества». При этом Азербайджан, в том числе, в тамошних СМИ, ассоциируется с «агрессией», и вообще Баку якобы является «виновником всех бед» Франции - старый прием, когда внутренние неурядицы надо спихнуть на внешний фактор. Просто непонятно, почему в Париже на главную отрицательную роль не назначили Лондон с Вашингтоном или Москву с Берлином, на худой конец, у которых и рычагов, и желания «насолить» за былые обиды побольше.
Приятно, конечно, когда французы называют нас причиной их бегства из Африки, роста национально-освободительного движения в колониях трех океанов, но непонятно, кто верит этим сплетням, хотя есть ученые, которые всерьез читают в Париже и Лилле лекции «о роли Баку во вмешательстве и использовании сепаратистских движений за независимость для дестабилизации Франции», получая немалую зарплату и «уверовав» в собственные глупости.
На самом деле, полномасштабный кризис в головах Макрона и его команды возник после того, как «какой-то» Азербайджан рискнул военным путем освободить свои же суверенные территории от армянской оккупации, четырежды осужденной в 1993 году Совбезом ООН. Примечательно, что под соответствующими резолюциями о немедленном и безусловном выводе войск из Карабахского и Восточно-Зангезурского регионов стоят подписи французских дипломатов тоже.
Да и факты свидетельствуют, что до президентства Эмманюэля Макрона Франция была активным участником «мирного урегулирования», на деле же «вечной заморозки» карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Однако после разгрома армянских оккупационных сил в ноябре 2020 года Париж занял резко ангажированную позицию - спустя десять дней члены французского Сената приняли резолюцию с призывом признать так называемую «нагорно-карабахскую республику», что абсолютно противоречило международному праву. Всем было понятно, что это элемент дипломатического давления, и никто всерьез не воспринимает ложные инициативы (бывшая НКАО не была признана даже официальным Иреваном).
В последующие годы Франция продолжала выступать с резолюциями, направленными против Азербайджана, игнорируя факт самороспуска незаконного сепаратистского образования по итогам антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года. Там придумали «голодную блокаду древнейших в мире карабахских армян», необходимость их «достойного возвращения в родные дома», всякий прочий бред, не имеющий фактического обоснования.
Президент Ильхам Алиев неоднократно осуждал провокационную политику кабинета Эмманюэля Макрона, подчеркивая его двойные стандарты и попытки вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В различных интервью глава государства не раз напоминал, что Париж годами закрывал глаза на преступную оккупацию азербайджанских земель, но после их освобождения резко изменил риторику в пользу Армении. Была также справедливая критика Макрона за несоблюдение международного права и вмешательство в дела Новой Каледонии, с указанием на несоответствие заявлений французского руководства их реальным действиям. И напористость наряду с умной дипломатией Президента Ильхама Алиева дали плоды - началась череда откатов и признания поражений со стороны Парижа.
Так, в апреле прошлого года МИД страны воздушных пузырей отозвал «для консультаций» теперь уже бывшего посла Анн Буайон. Подробностей не сообщалось, но это был «самострел» чистой воды, с желанием обелить свое иезуитское лицедейство. Но история помнит все, начиная от заявлений различных представителей официального Парижа о готовности активно снабжать Армению разного рода оружием и заканчивая визитом в Иреван министра обороны Франции Себастьяна Лекарню. «Франция предоставляет Армении такую военную технику, которую другие не могут получить», - написал по этому поводу в своем микроблоге в сети Х неуемно активный посол Франции в Армении Оливье Декотиньи. К этому посту он присовокупил статью о радарах компании Thales, в том числе Ground Master 200, три единицы которых были переданы Армении, а также о нескольких десятков боевых машин пехоты, которые Президент Ильхам Алиев окрестил «консервными банками» (они предназначались для украинской армии, но первый же выстрел на полигоне для испытаний продырявил броню «образцового» автомобиля).
Как видим, перед нами краткий, но многое объясняющий обзор целого ряда провокационных, антиазербайджанских шагов, сделанных Францией в период президентства Эмманюэля Макрона. Именно при нем уважаемая когда-то страна, отказавшись от принципа нейтралитета, оказывала и до сих пор по инерции оказывает политическую, финансовую, военную помощь Армении. При нем Франция лишилась статуса посредника в армяно-азербайджанском конфликте, заодно потеряв остатки доверия и влияния на Южном Кавказе, ибо проникновение в наш регион без согласия на то Азербайджана просто невозможно. И отзыв посла Анн Буайон стал откровенным признанием Парижа своего поражения.
Между тем, наша страна, несмотря на нескончаемую череду провокационных действий, включая атаку на наше посольство в Париже, своего посла не отзывала. Напротив, в Баку всегда четко осознавали, что популисты и «павлины» типа Макроны приходят и уходят, а отношения между странами остаются. Правда, нынешний «хозяин» Елисейского дворца осложнил этот процесс до такой степени, что следующему президенту Франции придется очень сильно постараться, чтобы вернуть к себе если не уважение, то хотя бы доверие со стороны официального Баку.
А пока Азербайджан продолжит проводить политику, отвечающую исключительно национальным интересам. По большому счету, нам как-то без разницы, кто будет при Макроне послом здесь, главное - порядочность и адекватность.
Небольшая ремарка: некогда высокомерная бывшая посол Анн Буайон в середине июня посетила нашу чудесную Шушу вместе с другими представителями дипломатического корпуса, хотя ранее настаивала на «армянских» корнях города. «Испытываю огромное чувство радости, находясь здесь и зная, что Шуша занимает особое место для Азербайджана, поскольку этот город является символом культуры и искусства. Кроме того, Шуша подарила миру много известных людей», - заявила она в интервью местным журналистам, добавив, что восхищена масштабом проведения восстановительных и строительных работ, ведущихся во всем Карабахском регионе.
Правильная линия, хотя и несколько запоздалая, но ничего - мадам Софи Лагут постарается сразу же соответствовать своему предназначению наведением мостов взаимопонимания.
Фидан САЛМАНЛЫ