Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Выжидательная позиция

Политика
09 Сентябрь 2025
16:16
1355
Выжидательная позиция

Россия просто не в силах затормозить мирный процесс между Баку и Иреваном

Совет министров иностранных дел ОБСЕ официально принял решение о завершении деятельности Минского процесса и связанных с ним структур. Этот шаг был сделан на основе совместного письма глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении, направленного в адрес действующего председателя ОБСЕ.

Инициатива была озвучена в ходе встречи Президента Азербайджана Ильхама Алиева и Премьер-министра Армении Николы Пашиняна, состоявшейся 8 августа 2025 года в Вашингтоне по приглашению и при участии Президента США. В результате обсуждений было достигнуто понимание о прекращении деятельности всех структур, связанных с Минским процессом.

Согласно решению, с 1 сентября 2025 года прекращают работу: Минский процесс ОБСЕ; миссия Личного представителя действующего председателя ОБСЕ по конфликту, рассматривавшемуся в рамках Минской конференции; группа по планированию на высоком уровне.

Кроме того, постановлением Совета министров объявлено, что все ранее принятые решения ОБСЕ, касающиеся бывшего армяно-азербайджанского конфликта, утрачивают силу и более не подлежат применению.

Это решение фактически подводит черту под многолетним форматом, который действовал с начала 1990-х годов, и отражает новую реальность в регионе Южного Кавказа, основанную на постконфликтном этапе и стремлении к устойчивому миру.

Менее чем за месяц после подписания совместного обращения, Совет министров ОБСЕ утвердил решение о завершении Минского процесса. Это - беспрецедентно быстрый шаг для организации, известной своей процедурной инерцией, особенно в вопросах армяно-азербайджанского урегулирования.

Что стоит за этим ускорением и какие сигналы оно посылает международному сообществу - в интервью «Бакинскому рабочему» рассказал руководитель аналитического центра 3rd View, востоковед Рауф Раджабов.

- Полагаю, столь быстрая реакция ОБСЕ в первую очередь связана с позицией самих бывших сопредседателей Минской группы, которую официальный Баку фактически распустил еще несколько лет назад - сразу после окончания второй Карабахской войны. За три десятилетия своего существования группа не достигла результатов, а после 2020 года ее миссия, можно сказать, исчерпала себя.

Кроме того, геополитическая конфигурация резко изменилась. Война в Украине окончательно развела по разные стороны баррикад Россию - с одной стороны, и США с Францией - с другой. В таких условиях вести какую-либо конструктивную совместную работу между сопредседателями стало попросту невозможно.

Не менее важным фактором стала активная роль Соединенных Штатов, обладающих колоссальным влиянием на международные институты, включая ОБСЕ. Не секрет, что значительная часть финансирования организаций, в которых участвует Вашингтон, обеспечивается именно американской стороной. И, следовательно, США вправе диктовать определенную повестку. После подписания ряда документов в Вашингтоне 8 августа и символического переименования Зангезурского коридора в «маршрут Трампа», ОБСЕ уже не могла игнорировать столь четкую и недвусмысленную позицию Штатов по армяно-азербайджанскому урегулированию.

Наконец, нельзя не отметить и фактор Франции. Под давлением американцев Париж фактически отказался от своей многолетней игры в «сопредседателя» вместе с Арменией. Ситуация радикально изменилась после встречи в Вашингтоне, где США взяли на себя политическую ответственность за парафирование, а впоследствии и подписание будущего мирного договора. Французская линия начала мешать американской стратегии, и в итоге Париж оказался выведен за скобки мирного процесса.

Что касается третьего бывшего сопредседателя - России, то именно от нее многие и ожидали жесткой ответной реакции на произошедшее в Вашингтоне. Однако Москва предпочла занять выжидательную позицию. В Кремле прекрасно понимают, что институт сопредседательства Минской группы уже давно ушел в прошлое, и цепляться за него, создавая искусственные конфликты в отношениях как с Южным Кавказом, так и с Западом - особенно на фоне параллельных и крайне чувствительных российско-американских переговоров по Украине - было бы стратегически нецелесообразно.

- Глава МИД РФ Сергей Лавров в своем недавнем выступлении перед студентами МГИМО выразил определенный скепсис в отношении перспектив армяно-азербайджанского мирного процесса после встречи в Вашингтоне. Некоторые считают, что Москва, недовольная тем, что инициатива перешла к США, будет стремиться притормозить ход переговоров. Насколько реалистичен такой сценарий?

- У Москвы попросту нет реальных рычагов, чтобы затормозить мирный процесс между Азербайджаном и Арменией. Да, Россия сохраняет свое военное присутствие на территории Армении - в том числе 102-я база в Гюмри, которую недавно усилили, а также российские пограничники, контролирующие участки на границах с Турцией и Ираном. На первый взгляд, это дает России инструменты влияния.

Однако все это - в большей степени внешняя атрибутика, чем реальный инструмент давления. Ключевой момент в том, что премьер-министр Никол Пашинян и правящая в Армении партия «Гражданский договор» находятся вне сферы политического контроля Кремля. Более того, нынешнее армянское руководство последовательно дистанцируется от Москвы, открыто переориентируясь на Запад - в первую очередь на США и Францию. Поэтому попытки России использовать силовые или дипломатические механизмы для торможения переговоров были бы попросту неэффективны. Москва это прекрасно осознает.

Но есть иной путь, способный повлиять непосредственно на взаимоотношения между Баку и Иреваном.

- Что вы имеете в виду?

- Это путь дестабилизации внутриполитической ситуации в самой Армении. Цель очевидна: ослабить и без того хрупкую систему безопасности, которая сейчас, впервые за долгие годы, начинает формироваться в Южном Кавказе усилиями всех трех стран региона. В случае успеха - это может серьезно подорвать перспективы запуска нового геоэкономического проекта - «маршрута Трампа», с его политическими и экономическими дивидендами для всего региона. А если быть точнее - для Азербайджана, Турции и даже Евросоюза, но не для России или Ирана.

Не стоит забывать: действия Москвы, как и прежде, не будут одиночными - к ним, без сомнения, подключится и Тегеран. Власти Ирана весьма раздражены вашингтонскими договоренностями и новым транспортным коридором, который проходит вблизи иранской границы, фактически под контролем США. Пока Тегеран занят внутренней повесткой и занимает выжидательную позицию. Но в среднесрочной перспективе он с высокой вероятностью включится в игру на стороне Москвы.

- Но ситуации в самой Армении действительно стремительно ухудшается.

- На фоне усиливающегося давления со стороны оппозиции и растущего недовольства в обществе в Армении все отчетливее просматривается сценарий смены власти. Ключевая ставка в нем сделана на предстоящие парламентские выборы, намеченные на июнь следующего года. Цель - привести к власти политические силы, готовые кардинально пересмотреть внешнеполитический курс Иревана, выйти из рамок вашингтонских договоренностей и вернуть страну в орбиту прежних геополитических ориентиров.

Знаковым в этом контексте стало заявление Президента Ильхама Алиева, прозвучавшее в его недавнем интервью арабскому телеканалу «Аль-Арабия»: «Азербайджан парафировал мирный договор не с Пашиняном, а с Арменией». Сказано четко и в нужный момент. Посыл предельно ясен: кто бы ни пришел к власти в Иреване - Армения, как государство, будет обязана соблюдать принятые на себя международные обязательства.

В Баку прекрасно видят, как меняется политический ландшафт у соседей - и готовятся ко всем возможным сценариям.

- Интересно и то, что сам Никол Пашинян во многом стал жертвой собственных действий.

- На протяжении нескольких лет он подогревал в обществе реваншистские настроения, в том числе при поддержке Франции. Для этого использовались и националистические структуры вроде организации «Еркрапа», которая активно вовлекала молодежь в так называемые «патриотические лагеря». Итогом стало общественное недоверие к мирному процессу. По последним данным опроса, проведенного американским институтом Гэллапа, около 60% граждан Армении не поддерживают подписание мирного договора с Азербайджаном в его нынешнем виде. Значительная часть армянского населения выступает против подписанных и парафированных в Вашингтоне документов, и в этом виноват никто иной, как Пашинян. Потому я не думаю, что за остающиеся до выборов 9 месяцев официальный Иреван успеет что-то изменить в свою пользу. Тем более, что правящая партия уже получила себе грозного соперника на грядущих выборах. Я имею в виду еще формирующуюся партию Самвела Карапетяна, которая в соответствии с тем же исследованием института Гэллапа вышла на второе место с 14% голосов опрошенных, в то время как правящую партию «Гражданский договор» поддерживает не более 18% опрошенных. При этом партия Кочаряна пользуется поддержкой 6% опрошенных, а другие партии - по 2-3%. Тем самым получается, что на сегодня в парламент Армении могут пройти только три партии. Разумеется, что после прохождения в парламент, Кочарян создаст коалицию с партией Карапетяна, а никак не с Пашиняном.

Учитывая свои ослабевшие в последнее время позиции в стране, действующий премьер отказался от давно уже проанонсированного и широко разрекламированного шествия в Эчмиадзин, где он собирался изгнать с занимаемого им поста нынешнего каталикоса Гарегина II. Он прекрасно понимает, что данная акция еще более сократит его поддержку в армянском обществе. В этих условиях, согласно вышеприведенным опросам, порядка 72% опрошенных считают Самвела Карапетяна политическим заключенным. Это значит, что его рейтинг составляет те самые 72%. Это очень высокий показатель. Получается, что, даже сидя в тюрьме, Карапетян продолжает пользоваться большой поддержкой народа и продолжает формирование своей партии. Стало быть, через несколько месяцев он выйдет из тюрьмы на белом коне, как победитель. Не будем забывать, что он миллиардер, много лет занимался меценатством, благотворительностью. Но самое главное, Карапетян не имеет никакого отношения к карабахскому клану. Он - столичный, из Иревана. Также Карапетян и его окружение никогда и никакого отношения не имели к фонду Сороса. Все это только играет ему на пользу.             

 

 

Экономика
Новости