Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Повестка созидания

Политика
24 phrase_var_core.september 2025
16:28
177
Повестка созидания

Азербайджан усиливает роль в геополитике Ближнего Востока

Ситуация в регионе Ближнего Востока и Средиземноморского бассейна в целом остается сложной и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению. В частности, Израиль поставил на Южный Кипр системы ПВО «Barak MX». Эти комплексы способны эффективно нейтрализовать ракеты, самолеты и беспилотники на расстоянии до 150 километров. Компоненты системы были доставлены на остров в несколько этапов, с декабря 2024 года. Поставка была завершена в этом месяце.

Анкара обеспокоена не только изменением баланса сил между Северным и Южным Кипром, но и видит в этом угрозу. В зону поражения систем входит морская акватория и воздушное пространство над частью территории Турции. Что же касается интересов Израиля на Кипре, то за последний год они резко возросли. Речь идет о недвижимости и об интересе крупного капитала к морским портам Южного Кипра. Израиль рассматривает Кипр в качестве конечной точки своего проекта большого торгового пути. Это амбициозный план нового коридора Индия-Ближний Восток-Европа, а он идет в обход Турции.

О ситуации на Ближнем Востоке в связи с планами Израиля по аннексии сектора Газы и западного берега реки Иордан с последующим выселением палестинцев, а также дальнейшими шагами Тель-Авива по реализации проекта Великого Израиля мы беседуем с руководителем аналитического центра 3rd View, востоковедом Рауфом Раджабовым.

- Может ли создание Великого Израиля привести к противостоянию с Египтом, и как следствие, к новой аннексии Синайского полуострова?

- Столкновение между этими странами вполне возможно. Во-первых, официальный Каир уже заявил, что Египет не допустит выселения палестинцев из сектора Газы и с западного берега реки Иордан в какую-либо другую страну, в том числе и сами не будут принимать их. Во-вторых, египетский лидер ас-Сиси предложил создать ближневосточный аналог НАТО из числа арабских стран для защиты от посягательств Израиля. Данный военный блок он видит во главе с египетскими генералами. Разумеется, саудиты не приняли данный проект, где им уготована роль второго плана. Также маловероятно, чтобы ОАЭ и Катар восприняли положительно первенство Египта в новой организации, так как Каир не обладает соответствующими финансовыми средствами. В то время, как арабские монархии Персидского залива как раз обладают необходимыми финансами. В итоге, идея ас-Сиси повисла в воздухе, не встретив необходимой поддержки.

Тем не менее, египетская сторона не сидит сложа руки, а сближается с Турцией и Ираном. Хотя ранее между Каиром и Тегераном в течении многих лет были очень натянутые отношения. Также до недавних пор имелись достаточно прохладные отношения между Каиром и Анкарой. Так что, в сложившихся условиях все более актуальной становится вероятность вооруженного столкновения именно Египта и Израиля, тем более что в последнее время Каир в ускоренном режиме создает военные базы на Синайском полуострове, расположенном по соседству с Израилем, куда передислоцируются египетские войска.

Все это происходит именно в преддверии начала переселения палестинцев из мест проживания, что будет автоматически означать крушение проекта создания Палестинского государства. И никакая ООН в этом не поможет, даже несмотря на рост числа государств, поддерживающих Палестину. Как известно, СБ ООН приняло уже 78 резолюций по этому вопросу, но ни одна из них так и не была реализована. 

- Встанет ли Иордания на защиту выселяемых палестинцев?

- Однозначно - нет. К сожалению, Иордания - это слабое звено в арабской системе координат. Эта страна не является серьезным игроком на Ближнем Востоке. И это несмотря на тот факт, что порядка 75% нынешнего населения страны составляют палестинцы, в том числе и супруга короля Абдаллы II. Хотя палестинцы неоднократно пытались свергнуть этого короля. Соответственно он к палестинцам относится с опаской, подозрением и предубеждением. Поэтому Иордания будет вести осторожную политику, чтобы не взорвать ситуацию внутри страны. Ведь если Амман пойдет на силовое противостояние с Тель-Авивом, это неминуемо приведет к смене власти в Иордании. Следовательно Абдалла II предпочтет находится в тени наследного принца и премьер-министра Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана и рядом с Дональдом Трампом. Это надежно и приносит гарантии.  

На примере Иордании и ряда других государств Персидского залива видно отсутствие единства в арабском мире. Главная ахиллесова пята арабского мира заключается в том, что они свою безопасность отдали на усмотрение США. Весной этого года, во время посещения Трампом ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии, эти страны обязались инвестировать в США не менее $3 трлн в обмен на американскую защиту. Это как раз и показывает, что арабские государства не в состоянии защитить самих себя.  

- Недавно премьер Пакистана Шахбаз Шариф и кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман подписали «стратегическое оборонительное соглашение». Можно ли это объяснить страхом саудитов перед усиливающимся Израилем?

- Я не думаю, что Мухаммеда бен Салмана можно отнести к числу трусливых людей. Я с большим уважением отношусь к нему, как к очень серьезному и амбициозному лидеру, хотя он и молод. Для Саудовской Аравии жизненно необходимо спокойствие и мир как внутри страны, так и ее на границах, макро- и микроэкономическая стабильность, как минимум в течении 10 лет, что позволит ей трансформироваться в серьезного геополитического игрока. За это время американцы поставят туда военную технику, различные современные вооружения, обучающий персонал, чтобы подготовить Вооруженные силы. Пока же саудовская армия очень слаба, что доказала война с хуситами. Поэтому в настоящее время именно американцы защищают Саудовскую Аравию и разумеется, они не допустят ударов по ее территории со стороны Израиля и любые попытки дестабилизировать ситуацию в этой стране, что чревато большими проблемами уже в рамках региона. Сотрудничество же с Пакистаном важно для саудитов тем, что так они смогут постепенно приблизиться к обретению собственного ядерного оружия. Ведь как известно, Пакистан - это ядерная держава, но вместе с тем и достаточно бедная с населением в 250 млн человек. Не хочу никого пугать, но на мой взгляд, социально-экономическая ситуация в этой стране настольно тяжелая, что там не исключены такие же массовые волнения и беспорядки, какие недавно имели место быть в Непале. Поэтому Исламабаду очень важны саудовские инвестиции в пакистанскую экономику с целью ее стабилизации. Пакистанцы, в свою очередь помогут саудитам в тех вопросах, которыми по тем или иным причинам не будут заниматься американцы, то есть, передадут то, что откажутся предоставлять США.

Эр-Рияду необходимо в будущем обладание ядерным оружием, поскольку мировая практика последних лет показывает, что только наличие ядерного оружия является полной гарантией безопасности на сегодняшний день. Данный факт подтверждает КНДР, Индия, Пакистан и в какой-то степени Иран, поскольку дальнейшая судьба свыше 400 кг обогащенного иранского урана после недавней 12 дневной войны не известна.        

- Как в Турции относятся к проекту создания Великого Израиля?

- Безусловно, данный проект противоречит интересам Анкары, как на Ближнем Востоке, так и в бассейне Средиземного моря. Я имею виду ситуацию вокруг принадлежности различных месторождений нефти и газа, разработку и дальнейшую транспортировку углеводородов. Сюда же следует отнести проблему разделенного Кипра, в частности, размещения в его греческой части израильских систем ПВО. Все это вызывает не только вопросы, а выглядит как прямая попытка изменить сложившийся баланс сил и средств в Восточном Средиземноморье.

Следует понимать, что ранее Израиль никогда не был серьезным геополитическим игроком на глобальном уровне. Но сегодня мы являемся свидетелями попытки трансформации Израиля из регионального игрока в глобального. Со стороны ситуация выглядит так, что столкновение с Турцией, которая является глобальным игроком, и пытающимся пробиться в эту высшую лигу Израилем, неминуемо. Однако, если смотреть глубже, то экономически эти страны все еще очень взаимосвязаны. В частности, свои потребности в нефти израильская сторона на 40% удовлетворяет за счет поставок из Джейхана - турецкого порта на Средиземном море, куда поступает азербайджанская нефть по трубопроводу БТД. При этом Анкара, устами главы государства, неоднократно призывающая к экономическим санкциям против Тель-Авива, не предпринимает никаких шагов по препятствованию нефтяных поставок. Хотя перекрытие данных поставок могло бы нанести серьезный удар по израильской экономики.

Полагаю, что тут свою значительную роль играет Азербайджан, для которого обе страны являются близкими союзниками и Баку делает все, чтобы Турция и Израиль не жгли между собой последние мосты. Понятно, что эмоциональное восприятие происходящего может привести к очень серьезным геополитическим последствиям. А ведь трансформация Израиля в глобального игрока неотвратима.

- Азербайджан тоже поддерживает независимое Палестинское государство, развивает отношения в целом с арабским миром, о чем говорит недавний визит главы ОАЭ в нашу страну. В то же время, наша страна имеет прочные партнерские отношения с Израилем. Будет ли и дальше Баку придерживаться нынешней сбалансированной политики на Ближнем Востоке?

- Я просто уверен, что официальный Баку и впредь будет придерживаться не раз успешно апробированной сбалансированной внешней политики. Мир, как известно, многогранен и внешняя политика Азербайджана базируется на поддержке интеграционных процессов, как в тюркском мире, так и в исламском мире в целом, а также в направлении Глобального Юга и евроатлантического пространства. Тем самым Баку создает для своих партнеров и союзников условия для того, чтобы они тоже могли реализовать свои национальные, региональные и глобальные интересы.

С этой точки зрения я полагаю, что отношения Азербайджана и Индии тоже могут улучшиться. Не следует воспринимать наши страны, как ярых врагов друг другу. К примеру, коридор Север-Юг, включающий Индию, будет успешно состыковываться со Срединным путем и Зангезурским коридором на территории Азербайджана. Более того, наша страна уже давно и вполне справедливо заслужила статус надежной нейтральной международной переговорной площадки. Вспомним, что первые переговоры между американскими и российскими военными проходили в Баку, здесь же проходили турецко-израильские и сирийско-израильские переговоры. Азербайджан внес свой вклад в урегулировании кризиса в турецко-российских отношениях. Уверен, что Баку продолжит эту политику. Самое главное то, что Азербайджан четко решает собственную повестку дня, придерживается своих интересов, отстаивает свой суверенитет в принятии и реализации тех или иных решений.

В то же время, наша повестка принимается практически всеми глобальными акторами, так как это повестка позитива, созидания, а не разрушения и стравливания между собой тех или иных игроков.       

Экономика
Новости