Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Европейское сообщество смирилось с двусторонним миром между Азербайджаном и Арменией
Седьмой по счету саммит Европейского политического сообщества в Копенгагене запомнился разницей между абстрактными рассуждениями коллективного Запада о мире и реальной повесткой, предложенной Президентом Ильхамом Алиевым.
Сегодня Баку - единственная столица, которая может выложить на стол график перспективного регионального развития не только для азербайджанского народа, но и представителей всех этносов и религий Южного Кавказа. И тематика встреч главы государства с коллегами - наглядное тому подтверждение.
Особенно впечатлило рандеву Президента Ильхама Алиева с президентом Франции Эмманюэлем Макроном по просьбе последнего, который последние 8 лет обхаживал реваншистов из Армении и сепаратистов бывшей НКАО. При этом он регулярно давал полупустые обещания об укреплении материально-финансовой базы армии соседней страны, в итоге послав туда «консервные банки» бронетранспортеров, не выдержавших испытания в Украине.
Кстати, нынешний хозяин Елисейского дворца нашел в себе смелость лично поздравить главу государства с историческими Вашингтонскими результатами, связанными, как с нормализацией двусторонних отношений между Азербайджаном и Арменией при посредничестве Президента США Дональда Трампа, так и с наметившейся региональной мирной повесткой. Кроме того, Макрон предложил переформатировать нынешний почти нулевой уровень отношений официальных Баку и Парижа, что в переводе означает признание собственных просчетов.
Проблема «логического» мышления не искушенного в геополитике самовлюбленного финансиста в том, что он, как и его самодовольные советники (как же, ведь их страна - «колыбель» гуманизма, демократии, социологии и прочих общественных наук) на карте видят вполне компактную прикаспийскую страну с незначительным по мировым меркам населением и ВВП. Азбука же анализа любой проблемы заключается в полном знании и четком видении материальной части, а она такова, что нынешняя Страна огней в корне отличается от той, что была не только при распаде советской системы, но даже в 2018 году, когда к власти в Иреване пришло, мягко говоря, лояльное Западу правительство Никола Пашиняна.
Буквально 8 августа глава Белого дома Дональд Трамп назвал Президента Ильхама Алиева лидером глобального масштаба, дважды выставив в социальных сетях совместные фотографии с записями, подтверждающими новые реалии. То же самое случилось в Нью-Йорке в рамках юбилейной 80-й сессии Генассамблеи ООН во время приема, организованного Президентом США и его супругой Меланьей Трамп.
Кроме того, нужно быть слепым, чтобы не видеть итогов многочисленных встреч главы государства только в этом году, да и сам Эмманюэль Макрон лично имел возможность убедиться в качестве связей официального Баку во время мартовского визита в Париж Президента братского Узбекистана Шавката Мирзиёева. Там ему было мягко указано, что все экспортные и импортные пути по Среднему коридору пройдут через Азербайджан, и уже потом могут разветвляться куда душе угодно (через Грузию и Армению на западном направлении, через Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и даже Таджикистан с Афганистаном в перспективе - на восточном направлении).
Геополитика последнего десятилетия выстраивается при транспортной формуле Центральная Азия + Азербайджан, нравится это кому-то или нет, что продемонстрировали итоги недавнего успешного визита в Баку Президента Италии Серджо Маттареллы. Причем имеются в виду не только автомобильные и железнодорожные магистрали, газо- и нефтепроводы, но также экспорт «зеленой» электроэнергии и даже интернет с телефоном, связывающие все евразийское пространство.
Французскому посольству в нашей стране пищу для размышлений должны были дать почти одновременные апрельские визиты главы дипломатии Евросоюза Кайи Каллас и Президента Ирана Масуда Пезешкиана, саммит в Ханкенди Организации экономического сотрудничества, а также проведенный там же III Шушинский глобальный медиафорум на тему «Цифровые переходы: укрепление информационной и медиаустойчивости в эпоху искусственного интеллекта» с участием сотен ведущих журналистов из четырех обжитых континентов планеты.
Кстати, накануне саммита европейских политиков в Копенгагене в Баку завершила работу конференция аналитических центров стран - членов Организации тюркских государств на тему «ОТГ как региональный актор в эпоху глобальной нестабильности». На международном мероприятии рефреном прозвучала единая идея о том, что зарубежные силы, проявляющие интерес к региону, обязаны сегодня считаться с интересами не отдельной столицы - от Анкары до Бишкека, а объединением всех стран, входящих в союз. Такова реальность, выстроенная на Стамбульском саммите 12 ноября 2021 года, по итогам Отечественной войны 2020 года и подписанной 15 июня 2021 года между Азербайджаном и братской Турцией декларацией об углублении союзнических отношений.
На заметку Макрону - этот тренд со всей масштабностью ощутило на себе и армянское правительство (не зря ведь премьер-министр Никол Пашинян в июне совершил исторический визит в Стамбул, где с Президентом братской нам Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом обсудил все детали двустороннего взаимопонимания, которое будет выстроено с учетом интересов официального Баку). Именно по итогам той встречи стал возможен прорыв в Абу-Даби, а затем саммит в Вашингтоне, поставивший точку в сомнениях и метаниях Иревана. Примечательно, что сам армянский премьер тоже решил поставить восклицательный знак в собственных приоритетах, сделав это в недавнем выступлении в стенах Парламентской ассамблеи Совета Европы, озвучив целый ряд обращающих на себя внимание опасений относительно нынешней внутриполитической ситуации в стране и стратегических планов регионального развития.
Без обиняков он так и сказал: «По указке извне силы, находившиеся у власти до 2018 года и контролирующие большую часть СМИ, клевещут на мирный процесс, хотя сами, к несчастью для армянского народа, находясь во власти, привели Армению к экономическому коллапсу, загнав ее в политическую изоляцию на долгие 30 лет вследствие оккупации суверенных территорий Азербайджана».
В переводе на простой язык столь ценное признание является признаком революции в общественном сознании высшего политического класса соседней страны. Правда, преображение далось не просто, а ценой целого ряда постулатов официального Баку о неизбежности двусторонних договоренностей в рамках обоюдного соблюдения интересов. Да и сама встреча в Копенгагене Президента Ильхама Алиева и премьер-министра Никола Пашиняна стала лакмусовой бумагой обоюдного настроя на готовность продолжать работу по укреплению мира.
Впрочем, это объективное требование - разве стоило в августе летать за 10 тыс. км в Вашингтон, если у какой-то из сторон не было намерений парафировать текст мирного договора, причем в присутствии и с гарантиями Президента США.
В столице Дании главы государств также подчеркнули преимущества транспортного сообщения в регионе, обсудив существенный прогресс в строительстве дорог Среднего коридора на территории Азербайджана и реализацию проекта «маршрут Трампа во имя международного мира и процвеания» (TRIPP) на территории Армении. Лидеры двух стран также приветствовали решение о прекращении деятельности Минского процесса ОБСЕ и всех связанных с ним структур, что немаловажно для реализации и углубления мер по укреплению доверия, чтобы и впредь расширять двусторонние контакты.
Словно в подтверждение позитивного настроя вчера парламент Армении принял специальное заявление об установлении мира с Азербайджаном, которое было составлено фракцией «Гражданский договор» и было принято 64 голосами «за» при 2 воздержавшихся. Обратите внимание - против никто не проголосовал, даже из числа кондовой оппозиции, обычно в штыки встречающей любую речь про региональное развитие. В этом документе парламент соседней страны призвал общество, а также политические, экспертные круги и культурное сообщество обоих государств (!) воздержаться от дискурса и действий, вновь разжигающих конфликт.
Текущий статус урегулирования тем более ценен, что существовал не всегда, а явился плодом целенаправленных выступлений и действий Президента Ильхама Алиева по защите национальных интересов, справедливой позиции и укреплению геополитического веса и авторитета Страны огней на мировой арене.
Настрой главы государства на мирную повестку был ощутим также в ходе ряда встреч с коллегами из Украины, Италии, Франции, Молдовы, Нидерландов, изъявивших желание пообщаться с азербайджанским лидером.
Особо интересной были встречи Президента Ильхама Алиева с главой Совета Евросоюза Антониу Коштой и президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен - впервые после всемирной климатической конференции СОР29 высшее руководство ЕС признало зависимость от политической конъюнктуры, что отрицательно сказывается на динамике связей.
Принципиальная позиция главы государства не новость для европейского политического сообщества, что можно проследить по графику его активного и заинтересованного участия либо неучастия (точнее, игнорирования) в предыдущих саммитах - от Праги до Тираны. Единственное исключение пришлось на Будапешт, так как ноябрьское мероприятие прошлого года совпало по времени с глобальной климатической повесткой, обсуждаемой в Баку, где глава государства принимал десятки коллег и выступил перед огромной аудиторией с инициативами, впервые объединившими глобальные Север и Юг.
Кстати, на первом же саммите ЕПС в Праге в начале октября 2022 года в присутствии и при посредничестве тогдашнего главы ЕС Шарля Мишеля было зафиксировано признание Николом Пашиняном территориальной целостности нашей страны, при этом параллельно Президент Ильхам Алиев наотрез отказался от планов по расширению «мирной» мониторинговой (по сути, шпионской) миссии Евросоюза на территорию Азербайджана. Принципиальная позиция главы государства сказалась и в вопросе нейтралитета посредников, приведя к отказу от участия в гранадском саммите, где Эмманюэль Макрон всеми силами стремился навязать сторонам собственную повестку, несовместимую со справедливым урегулированием конфликта. В результате переговоры обрели очертания двустороннего общения, которое вывело Баку и Иреван на трек обоюдного отказа от вето при принятии решений в порядке консенсуса, обмена пленными, а также делимитации и демаркации границ.
Потому акцент участия Президента Ильхама Алиева в очередных саммитах ЕПС постепенно сместился на транспортную и энергетическую инфраструктуру: на саммите в Оксфорде Президент Ильхам Алиев подчеркнул стратегическое значение Азербайджана как надежного поставщика энергоресурсов и выразил готовность увеличить поставки газа в ЕС до 20 млрд куб. м к 2027 году, а в Тиране его позиция получила признание в контексте развития Среднего коридора, что закрепило за страной статус ключевого транспортного и энергетического узла.
Констатируем, что именно твердая политика и непреклонная позиция официального Баку постепенно вытеснила вопрос армяно-азербайджанского урегулирования из формата трехсторонних и многосторонних обсуждений и поставила платформу перед фактом нормализации, осуществляющейся на двухсторонней основе.
На уже упомянутой встрече с Антониу Коштой и Урсулой фон дер Ляйен в Копенгагене глава государства, рассказав о причинах успешности Вашингтонского саммита, заявил, что прогресс по мирной повестке имеет историческое значение не только для Азербайджана и Армении, а также Южного Кавказа, но и для всего обширного региона - от Китая до запада Португалии. Президент Ильхам Алиев при этом подчеркнул, что обе страны уже адаптировались к жизни в условиях мира, добавив, что независимо от перепада общественных настроений по ту сторону границы Баку продолжит прилагать все возможные усилия для дальнейшего продвижения мирной повестки.
Эту фразу можно трактовать, как угодно, но в сухом остатке мы по факту имеем непреложную истину: национальное правительство долгие годы в одиночку, причем зачастую вопреки конъюнктуре и даже в принудительном для оппонентов порядке создавало региональные реалии, открывшие горизонты развития для всего евразийского пространства. А это значит, что реально суверенный Азербайджан из года в год становится все более важным геополитическим игроком не только на европейской, но и на мировой арене, а саммит в Копенгагене в свете финальных аккордов, звучащих в деле двустороннего армяно-азербайджанского урегулирования, превращается в позитивную платформу для обсуждения и определения взаимодействия между Старым Светом, Южным Кавказом и Организацией тюркских государств.