Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Новые обстоятельства - хорошо забытые старые
Своевременное избавление от устаревших взглядов и механизмов играет исключительную роль в реализации новаторских планов. Для достижения максимального эффекта от проводимых реформ важно учитывать не только собственные интересы, особенно когда на кону судьба интеграционного проекта, но и позиции других участников.
В ближайшее время на Южном Кавказе планируется формирование первых совместных рабочих групп Азербайджана и Армении для реализации соглашений, достигнутых 8 августа 2025 года в Вашингтоне при участии высшего руководства США.
Их создание будет проходить при активном содействии американской стороны, а деловой настрой участников свидетельствует о серьезности намерений всех трех сторон.
Согласие в вопросе налаживания тесной координации подтверждает, что реализация проекта имеет важное значение для всего международного сообщества. Логика самого процесса не оставляет сомнений в том, что соглашение, достигнутое на трехсторонней основе, не направлено против какой-либо стороны. Движение по намеченному пути станет стимулом для продвижения мирного процесса к его конечной цели, а также обозначит новый этап в программе региональной интеграции, не говоря уже о серьезном вкладе в укрепление безопасности. В этом нуждаются не только государства региона, но и вся глобальная система.
На практическом уровне предусмотрены совместные действия в рамках неотложных планов в сферах энергетики, логистики, транспортных решений, гуманитарных проектов и, разумеется, вопросов безопасности. Для азербайджанской стороны все эти направления не являются новыми. Баку на протяжении десятилетий последовательно и настойчиво работал в указанных сферах, расширяя пояс взаимодействия со странами не только региона, но и всего евразийского пространства.
Высокое интеграционное реноме Азербайджана - логический результат успешной реализации концепции Президента Ильхама Алиева. Глава государства ни на дюйм не отклонялся от выверенной им линии наступательной стратегии. По мере достижения результатов на Южном Кавказе, в Восточной Европе, на Балканах, в Центральной и Южной Европе раскрывались выигрышные элементы всеобъемлющего плана межрегионального взаимодействия.
Достижения страны в геоэкономической сфере последовательно преобразовывались в показатели геополитического влияния. Азербайджан превратился в одного из ключевых участников масштабного стабилизационного процесса, за которым отчетливо просматриваются контуры нового мирового порядка. Баку уже стал постоянным участником международных саммитов и крупных форумов, на которых решаются судьбоносные вопросы будущего. В современном контексте мнения и подходы азербайджанского лидера рассматриваются как важные элементы большой инновационной программы действий мировой элиты.
Одним из главных показателей и достоинств азербайджанской дипломатии является ее умение вносить рациональный вклад в развитие инфраструктур. Конкретные схемы и предложения, выдержанные в духе инновационных решений, успешно преобразованы в уникальные действия сразу в нескольких континентальных широтах. Многим национальным силам приходится испытывать трудности, работая в условиях геополитической и геоэкономической неопределенности. Баку же выработал в себе способность искусного управления трудными ситуациями.
Для Президента Ильхама Алиева неизменным приоритетом всегда был и остается Азербайджан, а затем - регион, в котором он расположен. Неудивительно, что значительный актив Баку в сфере энергетических, транспортно-коммуникационных, кооперационных и производственных программ был сформирован еще до осени 2020 года - во времена, когда армянская агрессия не была окончательно прекращена. Победа во второй Карабахской войне вдохнула новую жизнь в регион, долгое время испытывавший тяжелое бремя незавершенного конфликта.
После 10 ноября 2020 года Азербайджан кардинально перестроился на новый, интенсивный интеграционный формат, дав понять Армении, что рассматривает ее как часть уже действующих схем, так и тех, которые предстоит запустить. Деловой стиль Президента Ильхама Алиева всегда отличается высокой плотностью, за которой стоит твердое намерение не ослаблять темп, не допускать паузы и добиваться устойчивого роста показателей прочности. И это свидетельствует о том, что азербайджанская сторона неизменно находится в движении и ожидает того же от партнеров. Армения же довольно долго проявляла инертность. Иначе она уже давно поддержала бы инициативы Баку по развитию собственной и региональной инфраструктуры.
Вопросы демаркации и делимитации границ, открытия коммуникаций, разминирования, а также все компоненты проекта TRIPP, представленного в обновленной редакции, - это не что иное, как хорошо забытое старое. Разве транспортно-энергетические инициативы, укрепление интеграционного потенциала Южного Кавказа, диверсификация маршрутов и другие элементы, схематично отраженные в Вашингтонском документе, представляют собой нечто принципиально новое? Конечно, нет. Все они в той или иной форме воспроизводят сводную концепцию инициатив Президента
Ильхама Алиева.
Будь Армения в свое время более расторопной и расчетливой, она не упустила бы свой шанс. У нее имелись идеальные возможности для прорыва. Всего лишь нужно было отказаться от политики жесткой конфронтации с Азербайджаном и перейти к диалогу и сотрудничеству. Лестница предсказуемости, выстроенная Баку, могла бы стать для нее путем в орбиту взаимодействия с государствами региона. И сегодня искать виновных в том, что страна оказалась скованной бездействием, - пустое занятие.
Международная логистика - дело сложное, но вполне доступное для подвижных и предприимчивых игроков. Активные участники самостоятельно выстраивают маршруты осмысленных шагов на пути к достижению результата, а затем открывают возможности и для других. То, что сегодня многие страны, включая США, положительно оценивают решение Баку открыть транзит грузов в Армению из Центральной Азии и России, лишь подтверждает здравый смысл политики страны.
В позиции и настрое Азербайджана нет ничего, что могло бы вызвать опасения или же сомнения. Напротив, он все время нацеливает армянскую власть на выполнение неотложных задач, которые предусмотрены на нескольких уровнях ради оздоровления обстановки на Южном Кавказе и вокруг него. Будучи в Вашингтоне, лидер Азербайджана не случайно напомнил, что «Иреван должен серьезно заняться выполнением домашних заданий». Они обусловят достижение нового перелома в системе континентальных расчетов.
Регион и так находится в движении, и то, что до сих пор он не достиг более впечатляющих макроэкономических показателей, ответственность целиком лежит на Армении. У нее теперь появился шанс наконец встроиться в действующие конфигурации, и начинать придется с реконструкции и диверсификации коммуникаций. Ключевое здесь - состояние автомобильных дорог и отсутствие железнодорожной линии. На участке длиной 42 километра, проходящем по территории Армении, некогда работоспособное железнодорожное полотно было разрушено под влиянием крайнего национализма. Произошло это в начале 1990-х годов, когда убежденные азербайджанофобы, скооперировавшись с радикально настроенными группами, убедили местное население уничтожить все коммуникации, связывавшие две республики.
Кстати, этот участок железнодорожного сообщения обслуживался «Азербайджанскими железными дорогами». Строительство 42-километрового участка в послевоенные годы также финансировалось из бюджета Азербайджана, и его обслуживание всегда оставалось за Баку. Теперь же Иревану предстоит восстанавливать всю инфраструктуру за собственный счет. Не только скупые, но и ослепленные фобиями платят дважды.
Армения значительно отстает по показателям интеграционной вовлеченности, и теперь слово за ней. Каким образом она будет преодолевать это отставание - ее дело, но уже ясно, что Баку больше не будет увещевать строптивого соседа и призывать его к востребованным действиям. Кабинету Никола Пашиняна придется подавить сопротивление внутренней деструктивной оппозиции, чтобы та не блокировала усилия, в которых наибольший интерес имеют сами граждане страны. До сих пор они избегали полезного участия в региональных программах, оправдывая свое бездействие несуществующей блокадой. Теперь же изменившиеся обстоятельства выявили их недальновидность во всей полноте.
Баку и Анкара неоднократно предлагали Иревану присоединиться к действующим проектам при условии отказа от политики ненависти и отрицания очевидных ценностей, не говоря уже о необходимости уважительного отношения к нормам международного права. Теперь, когда заработала Вашингтонская площадка, уклонение от участия будет означать, что Иреван не находит в себе воли подключиться к созидательным трендам.
С некоторыми оговорками можно согласиться с тем, что речь идет о формировании новой архитектуры безопасности региона и его политического устройства. Здесь важно сделать небольшое отступление и напомнить, что главным инициатором процесса оздоровления был Баку. Он и остается активным проводником целенаправленных коммуникационных действий, которые должны сыграть определяющую роль в серьезной перестройке регионального уклада.
Важно помнить, что все задуманное осуществляется с целью снижения рисков и создания благоприятных коммуникативных возможностей для всех участников глобального интеграционного процесса без исключения. Попытки противопоставления одних игроков другим лишь способствуют возникновению новых конфронтационных тенденций.
Наконец, в складывающихся условиях должны еще и произойти перемены в мыслях. Необходимы более взвешенные подходы и выводы к роли и месту субъектов вне зависимости от того, как они будут реагировать на меняющиеся условия. Оценки по определению должны выдерживаться в духе отрицания насилия и вражды, что сыграет стабилизирующую роль в рождении и утверждении нового формата.
На фоне обнадеживающих перемен армянские мастера софистики уже принялись создавать ложный фон для оправдания своих просчетов и ошибок, а также для смещения акцентов в область заблуждений. Говоря о возможностях усиления позиции Иревана в отношениях с Баку, они только подтверждают, что продолжают делать ставку на устаревшие механизмы и отжившие правила.
Достижение результата и заинтересованность в настоящей стабильности требуют решительного отказа от рудиментарного политического инвентаря. Новые возможности должны помочь всем участникам в диверсификации политических и экономических рычагов ради достижения общей выгоды.
Этого требуют сложившиеся обстоятельства, те самые, на которые и прежде настойчиво указывал официальный Баку, застолбивший за собой реноме убежденного интегратора.


