Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Новая стратегия США напоминает старую американскую доктрину
Новая стратегия национальной безопасности США вызвала настоящую истерику в Европе, особенно учитывая, что европейские государства не могут оспорить американскую точку зрения. Европейские элиты осознают тяжесть и тупиковость положения, в котором они оказались. Американцы открыто заявляют о цивилизационном упадке Европы.
Белый дом прогнозирует, что в среднесрочной перспективе некоторые члены НАТО утратят свою культурную и этническую идентичность как европейские страны из-за массовой миграции. В условиях нестабильных и непопулярных правительств, которые сейчас у власти в ряде европейских стран, Старый Свет движется к коллапсу. Команда Дональда Трампа делает ставку на правых евроскептиков, делая акцент на будущий электоральный цикл 2026-2027 годов. По его итогам власть в многих странах Европы может смениться. Европейские элиты, в свою очередь, опасаются утраты американского «зонтика», учитывая возможный вывод войск из региона.
Свое видение глобальных геополитических процессов в контексте новой стратегии нацбезопасности США в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил историк и политолог Зураб Тодуа.
- Каковы ключевые отличия нынешней редакции Стратегии национальной безопасности США от предыдущих?
- Новая Стратегия национальной безопасности США - безусловно, революционный документ. Впервые с 1945 года Вашингтон официально заявляет об отказе от политики глобального доминирования, ограничении своих притязаний на мировое господство и фактически признает многополярность мирового устройства. Более того, в этом документе подвергается критике стратегия предыдущих администраций США, заключавшаяся в стремлении присутствовать во всех уголках планеты, навязывать другим странам свои взгляды на то, как необходимо строить внутреннюю и внешнюю политику, а также в увлечении глобализмом, что привело к неоправданным расходам - как денежных средств, так и материальных и человеческих ресурсов.
Я совершенно не удивлен появлению этой редакции Стратегии. Нечто подобное давно должно было произойти. Неизбежность ограничения влияния США в мире я предсказывал еще с середины нулевых годов. Вопрос заключался лишь в том, когда именно Штаты пересмотрят свои подходы к выстраиванию мирового порядка. Вот, наконец, это время наступило, президент США Дональд Трамп решился на этот радикальный шаг. И, надо сказать, это весьма своевременный шаг, ибо далее тащить на себе этот груз уже невозможно.
Судите сами. США содержат за пределами своих границ почти 800 военных баз и объектов, на которых несут службу десятки тысяч военнослужащих. Это явно избыточное число, непосильное бремя на бюджет страны. Ранее необходимость содержания этих объектов оправдывалась стремлением «поддерживать мировой порядок». Однако если оглянуться на количество войн, конфликтов и цветных революций, произошедших за два десятилетия XXI века, то скорее возникает ощущение, что мы стали свидетелями мирового беспорядка.
Другой пример. В 2001 году США возглавили военную операцию Международной коалиции во главе с НАТО против Афганистана. В коалиции принимали участие почти 50 государств. Война длилась 20 лет, на протяжении которых было потрачено, по самым приблизительным оценкам, два с половиной триллиона долларов. Погибло около 6 тыс. военнослужащих коалиции, в основном граждан США. При этом не учитываются потери частных военных компаний. Точные данные о потерях со стороны противостоящих сил «Талибана», а также мирных жителей Афганистана отсутствуют. В 2021 году войска поспешно были выведены, а весь мир увидел кадры, как американские транспортные самолеты взлетали с Кабульского аэропорта, в то время как афганцы, в том числе помощники коалиции, пытались зацепиться за их колеса и крылья.
В итоге - движение «Талибан», против которого началась операция в 2001 году, вновь пришло к власти. Тогда в чем же заключалась смысловая нагрузка этой самой продолжительной войны в истории США? В чем была цель всей этой затеи?
К слову, сразу после начала объявленной Джорджем Бушем военной операции «Несокрушимая свобода» я в российской «Новой газете» (11 октября 2001 года) предсказал, что она завершится полным провалом и выводом войск из Афганистана.
Авторы новой Стратегии, похоже, извлекли уроки из истории. США считают, что настало время отказаться от неоправданных обязательств, которые невыгодны и обременительны для Америки, и что теперь союзники и партнеры должны взять на себя ответственность и расходы за обеспечение безопасности своих регионов. Это - разумный и прагматичный подход.
- Почему Россия в новой стратегии США уже не указывается в качестве противника, в то время как Китай остается таковым?
- При отказе Вашингтона от глобального доминирования у России и США больше не будет тех непреодолимых противоречий, которые существовали ранее. В новой Стратегии национальной безопасности США подвергается критике курс, выбранный после распада Советского Союза - расширение блока НАТО и конфронтация с Россией. Многие эксперты обратили внимание на то, что эта Стратегия в какой-то степени перекликается с речью президента России Владимира Путина, произнесенной на международной конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2007 года. Тогда российский лидер впервые жестко и открыто выступил с критикой модели однополярного мира и заявил о недопустимости расширения военных блоков. Новая Стратегия, по сути, признает эти требования. Не случайно в Москве восприняли этот документ с «сдержанным оптимизмом».
В этой связи не стоит удивляться тому, что, в отличие от предыдущих стратегий, Россия не названа «противником». Наоборот, одной из целей политики США в Европе названо «восстановление стратегической стабильности с Россией». Здесь мы видим объективное восприятие администрации США того факта, что курс на конфронтацию с Россией - это не что иное, как движение в сторону эскалации противостояния и угрозы мирового ядерного конфликта, который является прямой дорогой к уничтожению жизни на планете. В США исходят из того, что Россия является второй ядерной державой в мире и единственной страной, способной нанести Америке уничтожающий ответный удар.
Исходя из этого, администрация Трампа подвергает критике руководство Европейского союза за продолжение политики конфронтации с Россией и нацеленность на большую войну к 2030 году. Хотя, вероятно, большинство жителей Европы вряд ли желают этой войны и с удовлетворением восприняли бы известие о прекращении военных действий в Украине, заключение мира, или перемирия.
Соперничество с Китаем рассматривается в первую очередь с точки зрения экономики. В своем стремлении доминировать во всем мире США упустили момент, когда экономическая зависимость от Китая стала критической, и по-настоящему угрожает национальной безопасности. Поэтому в Стратегии речь идет, прежде всего, об изменении экономических отношений с целью восстановления собственной экономической независимости.
Учитывая жесткую и в то же время осторожную и прагматичную позицию Пекина в конфликтной ситуации вокруг Тайваня, можно прогнозировать, что напряжение вокруг этой проблемы также снизится. Да, Китай и США будут демонстрировать свои «военные мускулы», но все же постараются избегать прямого конфликта.
- В чем причины истерики части европейской элиты относительно тех положений новой Стратегии, что касаются НАТО и ЕС?
- Дело в том, что новая Стратегия национальной безопасности подвергает жесткой критике Европейский союз за позицию в отношении Украины. Европейским странам предложено взять на себя ответственность за собственную оборону и прямо указано на то, что США более не намерены за свой счет обеспечивать безопасность Европы. Это - новая реальность, которая серьезно озадачила европейских политиков. Хотя, с другой стороны, порадовала евроскептиков: глав правительств Венгрии, Чехии и Словакии - Виктора Орбана, Андрея Бабиша и Роберта Фицо.
В течении десятилетий после Второй мировой войны, страны Западной Европы спокойно развивали свою экономику под прикрытием американского «ядерного зонтика». Основные военные расходы в составе блока НАТО несли США. Собственные военные затраты Франции, Германии, Италии, Испании были мизерными по отношению к ВВП. Такой расклад длительное время всех устраивал. Страны Западной Европы располагали возможностью богатеть, США - сохраняли свое главенствующее положение.
В XXI веке ситуация изменилась. Еще во время своего первого президентского срока Трамп предложил европейским членам блока НАТО увеличить свой вклад в совместную оборону хотя бы до 2% от ВВП. Многие в Европе восприняли это предложение в штыки. Теперь вопрос поставлен жестко: США ограничивают свое участие в военном блоке. Страны ЕС должны сами позаботиться о своей безопасности.
Одновременно Вашингтон заявляет о том, что вопросы внутренней безопасности США, впервые за десятки лет, становятся приоритетными: решение проблемы массовой миграции, защита традиционных ценностей, свободы слова и необходимости укрепления «духовного и культурного здоровья» американской нации. Нетрудно заметить, что все это идет вразрез с подходами глобалистов и полностью соответствует той позиции, которой придерживаются евроскептики.
Многие утверждают, что новая стратегия США во многом напоминает возврат к доктрине Монро, но уже на новом этапе. Трудно не согласиться с ними. Эта доктрина, провозглашенная президентом США Джеймсом Монро в 1823 году, объявляла Западное полушарие зоной приоритетных интересов США, и, по сути, запрещала вмешательство европейских стран в дела Америки.
