Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
В мире стартовала жесткая конкуренция государств
Мир снова ощутил тревожный запах войны - на этот раз в Южной Америке. Соединенные Штаты, взявшие на себя роль «мирового полицейского», демонстрируют готовность наказать суверенное государство - Венесуэлу. Причина? Она осмелилась обладать богатейшими запасами нефти, неподконтрольными американским корпорациям.
После резких и воинственных заявлений президента Трампа Палата представителей США едва не поставила точку: резолюция, запрещающая любые военные действия против Венесуэлы без согласия Конгресса, была отклонена с минимальным перевесом - всего два голоса. Этот едва заметный разрыв подчеркивает, насколько близка опасность военной эскалации и насколько хрупкой может оказаться международная стабильность.
Венесуэла сегодня стоит перед лицом давления могущественной державы, но ее судьба определяется не только политикой, а и глобальной борьбой за ресурсы, власть и влияние. И в этом напряжении - тревожное предчувствие того, что мир вновь может оказаться на грани открытого конфликта.
Тем временем, палубная авиация США приведена в боевую готовность у берегов Венесуэлы. В воздух поднялись истребители F/A-18E/F Super Hornet, два самолета радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler и палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye.
Удивительно, но все это происходит всего через полторы недели после принятия в США новой Стратегии национальной безопасности. Можно ли считать этот документ судьбоносным для множества еще остающихся суверенными государств? Насколько он определяет будущее международной политики и усиливает давление на независимые страны?
Своим мнением по поводу новой Стратегии национальной безопасности и глобальной политики США в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился грузинский политолог и эксперт Вахтанг Мгеладзе.
- Новая стратегия, по сути, является компиляцией программных заявлений новой администрации Белого дома, - считает эксперт. - В документе больше нет места глобалистскому мессианству и прочей старомодной демагогии. Зато в нем присутствует сугубо внутриполитическая платформа команды Дональда Трампа.
Свежим отзвуком на новую американскую доктрину стала программная речь канцлера ФРГ Фридриха Мерца. Он открыто заявил: «Десятилетия мира «Pax Americana» закончились для нас в Европе и для нас в Германии. Он больше не существует в том виде, в котором мы его знали. Отныне американцы преследуют свои собственные интересы».
- Судя по всему, новая доктрина США провозглашает завершение эры массовой миграции…
- Да, Америка - страна мигрантов. Но, всю свою историю США предоставляли гражданство только избранным иностранцам, стимулируя так приток мозгов, рабочей силы и капитала. Однако в последние десятилетия страна действует в ущерб себе. Неизбирательная миграция истощила внутренние ресурсы. Она привела к разгулу преступности, стала причиной конфликтов в обществе и излишней социальной нагрузки на экономику.
Впервые в доктрине прозвучали левые лозунги. Нынешние американские власти обещали руководствоваться интересами рабочего класса, а не только лишь капитала и условного экономического роста. Анонсирована большая перестройка всей экономической системы. Она призвана добиться большей равномерности в распределении благ, выправляя дисбалансы между отдельными штатами и секторами экономики, а также в целом по всей социальной пирамиде общества. Кстати, у движения MAGA есть собственная левая фракция. Это коммунисты - консерваторы, с Джексоном Хинклом. У такого разворота правых консерваторов есть две главные причины. Первая - это отзвук триумфальной победы в Нью-Йорке левого кандидата Зохрана Мамдани. Сейчас демократы переняли его платформу уже и в других штатах. Сам же он тут же стал лидером всего левого интернационала по обе стороны Атлантики. Вторая причина кроется в экономическом расчете. Без коренного переформатирования экономики и создания сильных стимулов для «синих воротничков», никакой реиндустриализации Америки просто не будет.
Как раз она тоже присутствует в новой доктрине. Тут есть и сокращение дефицита во внешней торговле, и протекционизм со стимулированием экспорта, и возврат домой американской промышленности, и локализация производственных цепочек, и возрождение ВПК, а также энергетическое лидерство. В качестве задач в этом плане обозначено обеспечение доступа к источникам сырья, дешевые и доступные энергоносители, а также иные меры по снижению себестоимости внутреннего производства.
Ради этого решено полностью отказаться от «зеленой» повестки с ее теориями антропогенных причин глобального изменения климата и планами достижения нулевых выбросов, со своим сакральным углеродным следом. Все это уже официально обозначено в доктрине не иначе, как вредительством и ересью. Кстати, обратите внимание на то, что чуть ранее фронтмен зеленого курса Билл Гейтс признал бесперспективность климатической повестки в США и публично от нее отрекся, заявив, что мир стоит перед куда более серьезными вызовами и проблемами.
Америка больше не будет пытаться изменить мир в погоне за созданием унифицированного и глобализированного человека. Вашингтон отказывается от практики навязывания различным странам чуждых им социальных, культурных и прочих установок. В качестве нового фундамента мировой политики провозглашен циничный прагматизм и гибкий реализм. Приоритет отдается национальным интересам и государственным институтам. Это удар по ультраглобалистам и корпоратократии, преждевременно объявивших об окончании эры национальных государств.
- В мире стартовала жесткая конкуренция государств. Постоянные блоки и союзы теряют всякий смысл. Чего следует ожидать?
- Это формула: все против всех. Да, будут формироваться временные коалиции по интересам. Это значит, что по одним вопросам может быть милое сотрудничество, а по другим вопросам идти жесткая борьба. Вместе с этим возрастает нагрузка на государственные институты, что подталкивают к отказу от либеральной модели. Двоих лодка уже не выдержит. Она просто не сможет набрать ход и перевернется. Идет естественный возврат к устойчивой пирамиде: сначала интересы государства, потом общества и только потом личности. До сих пор все было наоборот.
Сами США спустя 202 года официально возвращаются к новой «Доктрине Монро». Она предполагает перестройку географии американского военного присутствия. Все внимание будет сосредоточено на Западном полушарии, где США твердо намерены исключить возможность присутствия третьих сторон. Иными словами, Северная и Южная Америка объявлены исключительной зоной влияния США.
- Как вы оцениваете влияние принятого «Genius Act» на стабильность американской финансовой системы и на роль доллара в мировой экономике?
- Приоритет сохранения ключевых позиций в мире американского финансового сектора идет отдельной строкой. «Genius Act» (Guiding and Establishing National Innovation for US Stablecoins Act) был принят недавно - в 2025 году. По сути, он лишил синдикат частных банков - совладельцев ФРС - их монополии на денежную эмиссию, закрепленную за Федеральной резервной системой еще в 1913 году. Отныне любой банк, или иная финансовая организация может получить лицензию на выпуск своей частной валюты - стейблкоина. Правда, эмиссия должна быть обеспечена резервами в виде долларов ФРС, долговых обязательств Казначейства США, номинированных в долларах ФРС, или золотом. Расчет делается на то, что перспектива выпуска валюты привлечет капиталы, а стейблкоин создаст новый спрос на доллары и трежерис (обязательства американского казначейства). Причем, параллельно в итоге будет решена еще одна задача - обесценивание гигантского госдолга США. Ведь, с появлением стейблкоина денежная масса в обращении вырастет многократно.
- Впрочем, она и так вырастет. Вскоре она может увеличиться на 50%.
- Дело в том, что в 2026 году Америке предстоит рефинансировать $9 трлн из своего госдолга. Еще порядка $2 трлн составит текущий бюджетный дефицит. Получается дыра в размере $11 трлн. Это при том, что вся денежная масса в обращении США (М2) по состоянию на ноябрь 2025 года составляла около $22,3 трлн. Безусловно, это путь к великой инфляции. Ведь, масса новых и ничем необеспеченных долларов, а затем и обеспеченных ими стейблкоинов выльется на мировые рынки.
Конечно, это заставит работать на полную катушку печатные станки других стран мира. Иначе их экономики просто потонут. В результате произойдет стремительный рост цен на все товары и услуги. Доллар по-прежнему остается основной мировой валютой. Как заявил международным партнерам министр финансов США Джон Коннелли, уронивший доллар и прикрывший золотое окно в 1971 году: «Доллар - это наша валюта, но эта ваша проблема».
Больше всех от этого выиграют защитные активы. В первую очередь золото. За последние пару лет оно уже подорожало вдвое. Причем, ценник в $5.000 за тройскую унцию мы увидим намного раньше, чем сейчас многие думают. В обозримом будущем цена на золото достигнет даже отметки в $10.000 и выше. Однако самое главное - это даже не цена по отношению к условным деньгам, а функция. Золото позволяет восстановить доверие и перезапустить финансовую систему после краха предыдущей.
Именно поэтому наряду с долларами и трежерис в «Genius Act» в качестве инструмента обеспечения присутствует и золото. Тут все предельно просто. А и Б сидели на трубе, А - упало, Б - пропало. Что осталось на трубе? Правильно, золото. Именно золото охотно примут все и во всем мире, как надежное средство платежа.
