Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Когда стратегия терпения становится силой государства
Все, кто идет против правды, пытаясь выдать фальшь за истину, неизбежно попадают в ловушку собственных иллюзий и в итоге обрекают себя на бесславие. Им недостает мужества признать, что они грешат против истины, поскольку они вступают в сговор с совестью, поддаваясь уговорам и провокациям нечистоплотных фигур.
Неудивительно, что в мире большой политики подобные подмены происходят столь часто. За ними стоят значительные преференции, тщательно завуалированные понятием «лоббизм». В западном сообществе этот род деятельности сулит не только финансовые выгоды, но и открывает широкие карьерные перспективы.
Однако путь, проложенный кривдой, неизменно оказывается тернистым и в конечном итоге упирается в тупик.
В таких низких проявлениях размываются моральные ориентиры, происходит обрушение нравственных оснований, и уже по одной этой причине охотников за легкой наживой, вставших на преступный путь, настигает разочарование, а затем - вселенский позор.
В начале 1990-х годов, когда Армения на почве необоснованных территориальных притязаний пошла войной на Азербайджан, мировое армянство развернуло беспрецедентную по масштабам кампанию лжи и инсинуаций в поддержку вымышленной версии об «истинной принадлежности» Карабаха. Древняя историческая область Карабах, которая ни дня не находилась вне состава Азербайджана, была превращена в камень преткновения. Международное сообщество захлестнула мощная пропагандистская волна, насыщенная антиисторическими и антинаучными утверждениями.
Заручившись поддержкой проармянского лобби в странах Запада, арабского Востока, СНГ и других регионах мира, радикальные круги из Иревана с ожесточением ринулись в борьбу за неправедное дело. Им, помимо военных преимуществ на физических фронтах вдоль азербайджано-армянской границы и в пределах Карабаха, жизненно необходима была и международная поддержка.
Военные действия развернулись на азербайджанских землях, а фронт пропагандистской и информационной борьбы стремительно формировался за пределами Южного Кавказа. Он проходил через парламенты десятков стран, где интенсивно вели агитацию и фальшивую просветительскую работу активисты хайского движения. Армянские фонды и специальные финансовые учреждения подкупали не только избирателей, но и их выдвиженцев всюду, где это только было возможно. Расчет был сделан на молниеносность действия.
Миллионы людей по всему миру оказались под воздействием масштабной хайской лже-пропаганды, которая без устали фабриковала и распространяла ложные свидетельства об истории Карабаха, происхождении армянского меньшинства в этом регионе и якобы невыносимых условиях его жизни в азербайджанской действительности.
Передний край идеологической борьбы за армянские «истины» пролегал через парламентские коридоры США, Франции, России, Греции, Аргентины и многих других стран. Отовсюду Иреван получал голоса поддержки в пользу так называемых прав ущемленных армян Азербайджана, которых-де на протяжении десятилетий теснили «кровожадные и не толерантные» азербайджанцы.
Вопиющим фактом той странной эпохи и стало принятие 907-ой поправки к «Акту в поддержку свободы» (Freedom Support Act) Конгрессом США, которая ставила запрет на предоставление прямой помощи Азербайджану по официальным каналам. Так проармянски настроенные конгрессмены США во главе с Джоном Керри, Джозефом Байденом и другими «сердобольными» политиками среагировали на конфликт в Карабахе, оказав всемерную поддержку тем, кто развернул на земле Азербайджана вихрь сепаратизма и преступлений.
Было понятно, что оказавшиеся под влиянием армян лоббисты, перевернув вверх дном правду о событиях, нанесли ощутимый политический удар по азербайджанским позициям, чем и помогли армянским радикалам. В результате вселенской лжи Азербайджан предстал как агрессор, хотя это однозначно противоречило реалиям возникшей ситуации. Оказавшаяся в положении жертвы оккупации страна столкнулась с невиданными суровыми условиями. А ее Нахчыванский эксклав попал в жесточайшую блокаду, лишившись сообщений с внешним миром.
Мир захлестнули потоки лживых нарративов о якобы невыносимых условиях жизни армян в Карабахе, а также о тяжелых «блокадных» буднях самой Армении, которая, между тем, развязала войну, собрав под своими знаменами отряды международного террора и воинствующих наемных добровольцев. Страну пытались представить едва ли не зоной гуманитарного бедствия, ссылаясь на мнимую политику блокады, которую, как утверждалось, осуществлял Баку при содействии Турции.
Итак, 907-я поправка по милости активной части демократической партии США помогла исключить Азербайджан из списка постсоветских стран, получавших помощь Вашингтона. Позорный акт запрещал любую прямую финансовую поддержку правительству Азербайджана. Агрессивная наступательная позиция армянского лобби в США убедила конгрессменов в том, что Азербайджан стал зачинщиком армяно-азербайджанского конфликта, хотя на самом деле Баку столкнулся с масштабной агрессией, переросшей в оккупацию 20% его исконных земель. Зловещая поправка на долгие годы стала препятствием на пути полноценного развития американо-азербайджанских отношений.
Мир политики полон слабостей, ошибок и пороков, и азербайджанская дипломатия на своем примере убедилась в том, насколько ангажированные круги западных и других стран, европейских политических институтов подвержены рабской услужливости перед лицом больших финансовых преференций. В 1993 году, как только к руководству Азербайджана по настоянию народа вернулся общенациональный лидер
Гейдар Алиев, официальный Баку без раскачки приступил к дезавуированию лживой пропагандистской кампании, которая ущемляла права азербайджанцев.
С декабря досточтимого 1993 года, когда осуществился первый зарубежный визит Гейдара Алиева не куда-нибудь, а на Запад, во Францию, началось постепенное сужение пространства, на котором до того шла игра в одни ворота. До этого момента голос Баку был едва слышен на международных широтах. Огромный массив армянских легенд и мифов, который подмял под себя общественное мнение большей части западного мира, впервые столкнулся с противодействием напора правды.
Начав масштабные реформы внутри страны, всенародный лидер азербайджанцев объявил войну несправедливости. За десять лет Гейдар Алиев смог осуществить перелом в идеологическом противостоянии, показав миру лицо истины вокруг карабахской дилеммы. Авторы и вдохновители идеи «миацум» стали ощущать тяжесть собственных ошибок и заблуждений, хотя признаться в гибельности избранного курса на перманентную конфронтацию с Баку никому и в голову не приходило.
Когда ложь приобретает гигантские масштабы, вырываться из порочного круга становится почти невозможно. Однако морального освобождения необходимо желать. Царившая в Армении эйфория по случаю преимуществ, раздобытых неправдами, не давала возможности бравым националистам и тюркофобам опомниться. Их движение по ошибочному пути приветствовалось внешними спонсорами и вдохновителями. Проармянское крыло американского истеблишмента, где на протяжении долгого времени тон в значительной степени задавали политики-демократы, вплоть до второго прихода Дональда Трампа к власти играло в унисон с этой линией.
С 2003 года, когда у руля власти в Азербайджане оказался политический преемник Гейдара Алиева - Ильхам Алиев, начался второй и решающий этап демонтажа зловещей пропагандистской конфигурации. Ее по-прежнему обслуживали щедрые западные доноры и вдохновители, которым казалось, что никому не удастся пробить хайскую твердыню лицемерия и лжи. Миф о многострадальности армян, которые спровоцировали войны, приведшие к немереным страданиям сотен тысяч людей, стал распадаться на глазах.
Кульминация многолетнего острого сюжета политического противостояния между армянами и их западными покровителями и официальным Баку пришлась на 2009 год, когда Президент Азербайджана
Ильхам Алиев продемонстрировал высокий дипломатический пилотаж, поломав обедню недругов под названием «Цюрихские протоколы». Авторами позорного сепаратистского плана, который предусматривал тайное примирение Армении и Турции (на основе протоколов, тайно подписанных в Швейцарии) в ущерб интересам Азербайджана, были все те же ключевые фигуры американской администрации во главе с демократической партией.
Нормализацию отношений Иревана и Анкары предотвратил Президент Ильхам Алиев, отказавшийся от участия в международной конференции в Стамбуле, где планировалась презентация проекта открытия границ между Арменией и Турцией. Он осудил авторов грязного плана, по сути, преградив путь к односторонним действиям, которые преследовали цель вдохнуть жизнь в умирающую экономику Армении, которая отказывалась от освобождения оккупированных земель Азербайджана.
Предав гласности подноготную тайного сговора администрации Барака Обамы и Хиллари Клинтон, а она открыто игнорировала законные требования Баку, лидер Азербайджана положил крест на грязные намерения оппонентов. Решительный ход политика отверг игру по чужим правилам, чем и обрек пресловутые протоколы на аннулирование. Это была большая победа официального Баку. Она обозначила новую точку отсчета в затянувшемся противостоянии.
С тех пор много воды утекло в Куре и Потомаке, и все, что происходило вплоть до осени 2020 года, показало, как тонут в море правды нечистые идеалы лицемерных фигурантов. Символами нереализованных гиблых надежд стали не только Цюрихские протоколы, но и другие инициативы армян и их зарубежных сторонников. Собственно, нынче печальная судьба настигает и злополучную 907-ю поправку к «Акту в поддержку свободы».
Конгрессвумен Анна Паулина Луна представила в палату представителей законопроект, который должен снять ограничения на военную и финансовую помощь Азербайджану. Это позволит расширить азербайджано-американское сотрудничество, выведет его на новый качественный уровень.
В августе нынешнего года президент США Дональд Трамп подписал документ о приостановке действия 907-й поправки к «Акту в поддержку свободы». Но теперь открывается новая перспектива, которую официальный Баку всегда ясно себе представлял в качестве неизбежности. Учитывая наличие больших возможностей в развитии отношений между Азербайджаном и США, растущую роль Баку в международной интеграции, время для решительного шага американского политикума назрело.
Президент Ильхам Алиев, следуя своей устоявшейся традиции, никогда не торопил события, проявляя выдержку стоика и ясно понимая, что для достижения цели необходимо созревание объективных условий. Он наглядно доказал, что главным капиталом национальной дипломатии была и остается терпеливость, умноженная на рациональные идеи и реалистичное видение.