Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Гарегин II: «уйти на покой» или остаться вопреки всему?
С недавних пор Эчмиадзин стал центром противостояния властей и оппозиции. И напряжение нарастает с каждым днем. Конфронтация между властями Армении и армянской «апостольской» церковью (ААЦ) усилилась после резких высказываний премьер-министра Никола Пашиняна в адрес духовенства и его инициативы изменить порядок избрания католикоса, предусматривающий ключевую роль государства.
На этом фоне ранее по разным обвинениям были арестованы главы трех епархий - Тавушской, Ширакской и Арагацотнской, - архиепископы Баграт Галстанян, Микаэл Аджапахян и епископ Мкртыч Прошян соответственно, а также глава канцелярии Эчмиадзина Аршак Хачатрян.
Гарегин II по этому поводу заявляет: «Мы переживаем тревожные дни: наша страна сталкивается с проблемами национальной безопасности и стоит перед серьезными вызовами, требующими немедленного решения».
Но «шум» вокруг церкви не сможет повлиять на процветание церкви и развитие страны.
В сетях развернулась нешуточная «битва» приверженцев противоборствующих сторон. Еще 27 ноября в провластных пабликах появилось заявление за подписью группы иерархов ААЦ. Они обвинили католикоса в попытках замять «кощунственный поступок» архиепископа Аршака Хачатряна (сам он причастность отрицает). Тем самым, дескать, «владыка» «покровительствует кощунству».
В тот же день авторы заявления встретились с премьер-министром Пашиняном. Уже 29 ноября 10 подписантов «призвали» католикоса добровольно отречься от престола, обвинив его в произвольном управлении, политическом вмешательстве и других действиях, несовместимых, по их словам, с миссией главы церкви.
Позднее стали распространяться «достоверные» сведения о том, что католикос всех армян может переехать в Россию и возглавлять церковь дистанционно. Сразу же после публикации последовали опровержения этой информации «как заведомо ложной и не соответствующей действительности». В подтверждение сказанного приводятся факты, что католикос полностью контролирует процессы, связанные с функционированием ААЦ. В частности, по его решению из состава высшего духовного совета исключены предстоятели нескольких, в том числе «арцахской», епархий. Им уже нашли замену.
Facebook стал новым «полем сражения», где оппоненты обмениваются нешуточными заявлениями.
Так, политолог Степан Даниелян написал, что режим «потерпел поражение и получил пощечину от общественности». По его словам, даже административных ресурсов режима оказалось недостаточно, чтобы сломать поддержку общественности, вставшей на защиту церкви. Люди знают чего хотят и имеют идеологию. Противоположный же лагерь не мотивирован и участвует в нынешних «инициативах» в статусе заложника.
Вот еще несколько мнений из Facebook: «Действующие власти и стоящие за ними силы, посягая на церковное единство и на Гарегина II, стремятся расколоть церковь, подчинить ее себе, разрушив единство, создать альтернативный престол и назначить «избранного» ими «католикоса».
Также звучат «патриотические» высказывания: «Сегодняшние действия направлены против единства армянского народа и ведут к саморазрушению. Но подобные попытки обречены на полный провал».
17 декабря в заявлении, распространенном 10 епископами, которые поддержали премьер-министра Армении Никола Пашиняна в противостоянии с ААЦ, последние призвали граждан 18 декабря в 17.00 присоединиться к ним в Эчмиадзине с требованием об отставке католикоса.
После этого стало известно и о контрмерах. Арагацотнская епархия армянской «апостольской» церкви, предстоятель которой среди арестованных высокопоставленных священнослужителей, распространила заявление о проведении богослужения там же и в то же (17.00!) время. Об участии заявили представители практически всех оппозиционных сил.
18 декабря премьер-министр Никол Пашинян заявил, что не будет участвовать «в собрании». Одновременно он выразил поддержку этой инициативе.
Епископы, присягнувшие на верность премьер-министру Армении Николу Пашиняну, сначала надолго заперлись в одном из закрытых помещений церкви Святой Гаяне и не выходили, затем вышли и направились к кафедральному собору в сопровождении спецназа. Сторонники католикоса, которые стояли здесь несколько часов, встречали их скандированием нелицеприятных слов и выражений.
Надо сказать, что группа граждан, собравшихся во дворе кафедрального собора по призыву епископов, также присутствовала, но последние фактически бросили их. Они лишь зачитали свое заявление и сообщили, что передали в секретариат письмо с требованием отставки католикоса. По сути, текст заявления так и не был услышан полностью сквозь возмущенные возгласы сторонников католикоса. Затем епископы удалились опять же в сопровождении спецназовцев.
Тем временем в кафедральном соборе проходило богослужение с участием католикоса. В своей проповеди он утверждал, что сегодня «как никогда важно укреплять дух примирения, терпимости и единства в обществе, а также восстанавливать нарушенные церковно-государственные отношения».
Кто-то считает, что вчерашняя кампания против Эчмиадзина была лишь предварительной попыткой. Дескать, власти тем самым хотели выяснить, насколько данный метод работает: сколько людей соберется для защиты католикоса, какие у него возможности и т.д. Сторонники «владыки» уверены: «Они (приверженцы Пашиняна) не отступят. Им некуда отступать. 28 декабря, особенно 6 января, они попытаются штурмовать Эчмиадзин еще более организованно. Мы должны быть готовы к этим провокациям».
Другие пользователи сетей утверждают, что «все и так понимают, что на самом деле за призывом собрать массу стояли не священники, а Пашинян».
Ненависть, которая прослеживается в постах на Facebook, будь то от сторонников Пашиняна или сторонников Гарегина II (читай Кочаряна, экс-президента Армении), не может привести к положительным результатам.
Вчерашняя «операция» совсем не внушила Пашиняну оптимизма. То есть вероятность провала или большого шума во время основной атаки очень высока. А с другой стороны, ситуация становится все более напряженной. На подходе новый год, и даже одна совершенная ошибка или просчет может привести к самым неожиданным последствиям. Исправить ситуацию уже не получится, а это может серьезно сказаться и на предвыборном этапе, и на самих выборах. Времени на корректировку остается все меньше.
Ольга КОТОВА,
«Бакинский рабочий»